Государственный сектор экономики, ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ




«провалы» рынка +незащищ группы на селения à гос-во вынуждено вмешиваться в распределение доходов à подоходное налогообложение à НО: есть и провалы гос-ва 1) осуществляя свои действия может привести к негативным последствиям (Ex: страхование безработицы à «провал» - иждивенческое поведение 2) неэффективность гос расходов (часто расходы в угоду полит целям)

Структура гос сектора: 1) гос предпрития (на праве хоз ведения и операт управления), бюджетные учреждения, гос корп (НКО, для реализации некоммерч целей), фонды, инновац центры, инкубаторы, науч парки.

Как создаются? Национализация, покупка акций, вновь создаются за счет бюджета

Гос заказ – заказ на производство ч-л со стороны гос-ва

Гос контракт – на поставку товаров и производство услуг.

Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Государственный сектор – ч асть экономики, находящаяся в государственной собственности, в отличие от той ее части, которая находится в частной собственности. Главной характеристикой государственного сектора является форма собственности. Обычно общественные блага производятся именно в этом секторе экономики.

Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Теоретически границы распространения государственной собственности определяются недостатками рынка (изъянами, провалами), историей становления государственности, внешними условиями жизни страны. Экономические функции государства реализуются с помощью ресурсов, сосредоточенных в общественном или государственном секторе.

Цели функционирования государственного и частного сектора принципиально различны, так как первый ориентирован на создание продукта безотносительно к затратам и выгодам и может воспроизводить свою деятельность за счет налогов, а второй вынужден будет покинуть рынок, если его производство не обеспечивает прибыль. Государственный сектор экономики является продуцентом и поставщиком дешевого сырья и услуг: транспорта, почты и некоторых услуг телеграфной связи, образования и подготовки кадров, здравоохранения, мероприятий по охране окружающей среды. При этом возможные убытки такой деятельности покрываются за счет средств государственного бюджета.

В государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает 2 путями. Первый – государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй – государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.

Государственная собственность реализуется по следующим каналам:

· Создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);

· Развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, авиация);

· Национализация убыточных предприятий (например, предприятия угольной промышленности).

Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права. Предприятия частного права – это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В последнем случае образуются смешанные (государственно-частные) предприятия.

Предприятия публичного права – это юридические самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов.

1. Государственные предприятия, в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Им не грозит банкротство.

2. Государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов).

3. На государственных предприятиях, с одной стороны, несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки).

Наибольшими правомочиями по объектам государственной собственности на федеральном уровне располагает Правительство России в лице Федерального Агентства по управлению государственным имуществом, правомочия которого осуществляются по следующим направлениям: - управление и распоряжение объектами федеральной собственности по критерию эффективности и соответствия использования; - управление процессом приватизации; - управление пакетами акций доли предприятий, принадлежащих государству; - утверждение уставов, заключение и расторжение контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий; - принятие решений о несостоятельности (банкротстве) по объектам государственной собственности.

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на 2 формы:

1. прямое воздействие на экономику через огосударствление, когда государство регулирует рыночные отношения путем участия в процессе производства, и

2. косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма.

Если прямое воздействие на экономику реализуется путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта, то косвенное регулирование означает, что государство помогает рыночной экономике решать макроэкономические проблемы, осторожно и опосредованно влияя на рыночный механизм. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты (подробно механизмы описываются в вопросах 39, 41, 42).

Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам.

 

26. Налоговая система РФ, ее структура и значение. Функции и виды налогов.

С экономической точки зрения, налоги – главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги — это устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

Налоговый кодекс РФ: налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.

Отличительными чертами любого налога являются:

1) индивидуальная безвозмездность;

2) безэквивалентность;

3) обязательность;

4) законность.

Функции налогов.

1. Фискальная функция – обеспечение поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов.

2. Регулирующая и стимулирующая функции означают, что налог как активный инструмент перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но в форме не прямого директивного вмешательства, а управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособный спрос населения.

3. Контрольная функция, которая способствует количественно-качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полноту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, других функций налогов и налоговой системы в целом.

4. Социальная – чтобы сгладить социальное неравенство (например, налоговый вычет на ребенка)

 

Принципы налогообложения:

1. Равномерность - Общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налогов;

2. Определенность - Четкость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;

3. Простота и удобство - Уплата налогов должна осуществляться максимально удобно для налогоплательщика;

4. Неотягощенность - Умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложиться тяжким бременем на налогоплательщиков;

5. Экономность - Сборы от взимания налогов должны превосходить затраты на его функционирование.

Элементы налога:

1. Объект налога (имущество или доход, измеримые количественно)

2. Субъект налога – налогоплательщик

3. Источник налога (доход их которого выплачивается налог)

4. Ставка налога

5. Налоговая льгота

6. Срок уплаты налога

 

Виды налогов:

Критерии  
1. По экономическому содержанию   · Прямые (налоги на имущество и деятельность, доходы и капитал) · Косвенные (налоги на потребление)
2. В зависимости от степени учета имущественного и финансового положения налогоплательщика · Реальные налоги- налоги, которые не связаны с имущественным и финансовым состоянием налогоплательщика. · Личные – учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность.
3. По использованию · Общие · Целевые (известно куда пойдут. Например, транспортный налог)
4. По уровням формирования · Федеральные ( НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физ.лиц, налог на прибыль, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина) · Региональные ( транспортный налог, налог на имущество организаций, на игорный бизнес) · Местные ( земельный налог, налог на имущество физических лиц)
5. В зависимости от полноты прав использования налоговых сумм · Закрепленные ( полностью поступают в определенный бюджет) · Регулирующие (перераспределяются между бюджетами разных уровней)
6. По источнику уплаты · Включаемые в цену (НДС, акцизы) · Относимые на издержки производства и обращения · Уплачиваемые из прибыли
7. По срокам уплаты · Срочные – по уведомлению, в котором написан срок, к которому налог должен быть уплачен. · Периодически-календарные
8. По построению налоговой ставки · Равные – ( все налогоплательщики уплачивают равную сумму независимо от дохода). · Пропорциональные – ( величина налоговой ставки одинакова для всех налогоплательщиков, а сумма налогового платежа зависит от величины объекта налогообложения). · Прогрессивные - (величина ставки зависит от величины объекта налогообложения (дохода или имущества)). (есть 3 вида прогрессии) · Регрессивные –(чем больше объект налогообложения, тем меньше налоговая ставка).
9. По субъекту налогообложения · На физ.лица · На юр.лица

 

Налоговая система -- это совокупность системы налогов и сборов, системы налоговых органов, системы налогового контроля и системы налогообложения.

Или Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. (В законодательстве РФ нет определения)

 

В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов

Законодательные акты, регулирующие введение, изменение или отмену налогов, порядок их расчета, а также налоговые льготы, принимаются на федеральном уровне. В отношении региональных и местных налогов региональные и местные органы власти обладают полномочиями по установлению налоговых ставок в пределах, утвержденных федеральным законодательством, порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности, а также налоговых льгот для определенных категорий налогоплательщиков

 

Федеральные налоги:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.

Региональные налоги:
• налог на имущество организаций;
• налог на игорный бизнес;
• транспортный налог.

Местные налоги:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц.

 

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

■ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

■ упрощенная система налогообложения;

■ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

■ система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

 

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

Налоговым органом в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба (в введении Министерства финансов РФ) и ее территориальные органы. В некоторых случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы (Федеральная таможенная служба).

27. Финансовый рынок, его структура и инструменты.

Учебник Мысляевой.

В обыденной жизни понятие «финансы» часто ассоциируется с деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные отношения» – это не тождественные понятия. «Денежные отношения» – более широкое понятие, тогда как финансы – лишь часть денежных отношений.

Финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: