Можно выделить 4 основных этапа:
1. подготовительный
2. этап целеполагания (выработки целей)
3. этап реализации гос. решений
4. этап завершения ППГР
1. Подготовительный этап принятия государственных решений
Данный этап характеризует действия государственных органов, направленные на их включение в круг специфических управленческих отношений. Данный этап начинается с задачи по проблемному анализу управленческой ситуации и заканчивается формулировкой той конкретной задачи, которую государство намеревается решать.
Для того, чтобы инициировать решение, государство вынуждено прежде всего проблематизировать ситуацию или же - обозначить предметную область своих управленческих действий, которые, в свою очередь, повлекут определенные (кадровые, организационные и прочие) последствия, использование ресурсов. В данном контексте структуры государственного управления должны:
o Оценить масштаб проблемы (на предмет ее соответствия уровню государственного вмешательства).
o Отселектировать встающие перед государством проблемы (с учетом ресурсных и иных ограничений и предшествующих обязательств государства).
o Иерархиизировать встающие перед институтами власти и управления проблемы (на предмет оценки срочности и первостепенности значения той или иной проблемы).
o Идентифицировать проблему (то есть определить характер и содержание проблемы, «очищенной» от сопутствующих проблем).
o Дать относительно окончательную формулировку важнейшей проблемы.
2. Этап целеполагания (выработки целей)
Формулировка цели, создавая некий коридор возможностей для решения проблемы, тем самым «открывает» новую страницу дальнейших действий государства и прежде всего в части уточнения его интересов в данной области и рассмотрения способов урегулирования соответствующей ситуации. В этом смысле этап целеполагания изначально направлен на разработку технологии решения сформулированной ранее проблемы.
|
Особенности этапа:
o Расширение числа контрагентов государства. Причем в основном за счет общества и носителей его разнообразных интересов.
o Расширение числа участников, а в том числе и исполнителей решений, предполагает решение государством задачи легитимации выработанных целей.
o Решение этой задачи предполагает побуждение и налаживание обратных связей государственных органов с гражданскими и иными структурами.
Реализация любых государственных решений может быть осуществлена при помощи различных методов. В зависимости от складывающейся ситуации и «цены» предлагаемого решения особой эффективностью могут обладать:
- методы политического давления и маневрирования
- способы административно-организационного воздействия
- меры финансово-экономического регулирования
- технологии законодательно-правового регулирования
- способы информационно-психологического манипулирования
Принципы реализации гос. решений:
- необходимость дополнения легализации решений легитимизацией действий управляющих;
- директивность, свидетельствующая об императивном характере принятых решений;
- внутренняя непротиворечивость решений, предупреждающая чрезмерно диверсифицированный характер ответной реакции контрагентов на поставленные цели;
|
- адресность, предполагающая прямую и четкую обращенность решений
- обоснованность решений, демонстрирующая убедительность используемой для аргументации, обращенной к их исполнителям;
- своевременность выдвижения целей, повышающая возможность их успешной реализации;
- гибкость, сохраняющая возможность для динамической коррекции разработанных планов в различных, в том числе и форс-мажорных условиях;
- ответственность за принимаемые решения, т.е. ясно выраженная зависимость между намечаемыми целями и характером деятельности связанных с этим процессом конкретных управляющих (политиков).
4. Этап завершения процесса принятия государственных решений
Завершающий этап принятия решений связан с заключительной оценкой всего комплекса осуществленных действий, как бы «выходом» из этого процесса. Это стадия подведения итогов деятельности конкретных управленческих структур и кадров управляющих, оценки и переоценки изначально предложенных подходов и принципов решения исходной задачи, определения эффективности предпринятых мер, извлечения уроков и построение возможных планов на будущее..
Задачи, решаемые на данном этапе:
- оценка социально-политической эффективности управленческих действий конкретных институтов государства, уровня и характера их управленческих взаимосвязей;
- оценка применяемых методов и аналитических процедур при разработке конкретных (важнейших) решений;
- оценка профессиональной деятельности кадров, их вклада в успешное (негативное) продвижение определенных решений;
- оценка характера взаимодействия административных и политических фигур в системе принятия решений;
|
- оценка эффективности деятельности представителей различных ветвей власти;
- обобщенная оценка всего процесса принятия решений.
В целом, результатом такого всестороннего анализа могут стать следующие выводы:
1. сохранение существующего порядка и механизма принятия решений;
2.консервация данного управленческого механизма в качестве резервного;
3.частичная модернизация механизма принятия государственных решений;
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
13. Закономерности глобализации мировой экономики и их влияние на функционирование национально-государственных систем
Начало изучения процесса глобализации относится к 1985 г., когда впервые Р. Робертсон сформулировал его как «процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п».