Формирование организационно-правовых основ противодействия коррупции.
Выявление основных направлений борьбы с коррупцией в процессе осуществления административной реформы и их закрепление в отечественном законодательстве основывалось на разработанных к этому времени актах международного права и практике зарубежных стран. Это – прежде всего, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. и ранее принятая Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г.1 Позднее Россия Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.), которой предусмотрено ужесточение уголовного преследования за подкуп публичных должностных лиц, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, правонарушения в сфере бухгалтерского учета, а также определены основные меры для достижения данных целей1.
В соответствии с требованиями международного права был издан Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (с изменениями от 31 марта 2010 г.), разработан Национальный план противодействия коррупции и принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а позднее – Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».
|
Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом РФ 31 июля 2008 г., были намечены меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в том числе подготовка и принятие Федерального закона «О противодействии коррупции», которым предусматривалось уточнить такие понятия, как «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции», а также определить основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции. План предусматривал меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, а также по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.
Фе деральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупци рупции» установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Данным законом была сделана попытка дать наиболее полное определение коррупции, под которой стали понимать:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
|
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» от имени или в интересах юридического лица.
«Противодействие коррупции» было определено как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
• по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устра нению причин коррупции (профилактика коррупции);
• по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
• по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Федеральным законом № 273-ФЗ предусмотрено международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции, которое осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
В ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были определены организационные основы противодействия коррупции. Позднее отдельные положения данной статьи были конкретизированы, дополнены подзаконными актами.
|
Система органов власти, которая обеспечивает государственную политику противодействия коррупции, представлена:
• Президентом Российской Федерации,
• Федеральным Собранием Российской Федерации,
• Правительством Российской Федерации,
• федеральными органами государственной власти,
• органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
• органами местного самоуправления,
• прокуратурой Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации,
• другими органами, которые могут формироваться по решению Президента Российской Федерации для координации деятельности в сфере противодействия коррупции
8. концепция «эЛЕКТРОННОго ПРАВИТЕЛЬСТВа» и технологии электронного администрирования.
Основными предпосылками появления e-government выступают: необходимость сокращения затрат на управление и обслуживание населения
Такую интегрированную систему сейчас часто обозначают термином «e-government » - электронное правительство – это использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним.