Классическая рациональная теория




(Л.Файоль, Л.Уайт, Л.Урвик, Д.Муни, Т.Вулси) утверждали, что система государственного управления - это регламентированная иерархическая организация линейно-функционального типа с четким определением функции каждой должностной категории (есть иерархия и у каждого четко определены функции). Анри Файоль выделял пять существенных функций управления — предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль.

Эта модель может быть эффективной в практической деятельности государственных организаций в условиях стабильной социальной среды и однотипных управленческих задач и ситуаций.

Например, А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;

дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;

единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;

единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;

вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;

централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;

скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;

порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;

справедливость — сочетание доброты и правосудия;

стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;

инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.

2) Плюралистическая теория: система ГУ - взаимодействие множества групп, не контролируемых правительством, но и не стремящихся к монополизации. Государственные решения представляют из себя результат взаимодействия (комбинации) интересов и ресурсов, которыми обладают наиболее важные контрагенты (т.е. те структуры, с которыми государство обязано вступать во взаимодействие).

3) Корпоративная теория: Система гос. управления представляет из себя совокупность взаимоотношений множества корпоративных образований, к-ые контролируются гос-вом, но стремятся к монополизации своего положения. Корпорации гос-ва, структуры бизнеса побеждают и становятся главными операторами в процессе ПГР. Корпоративистская теория породила теорию совмещения власти и бизнеса, к-ые предопределяет любые страт. Решения. Недостаток – игнорирует роль неэкономических группировок, на глобальном уровне – роль неправительственных организаций.

Сетевая теория.

На смену иерархическим структурам бюрократии пришли сетевые структуры, опирающиеся на договорные отношения.

Смысл: госуправление основывается на неиерархических (горизонтальных) типах организаций, в которых государство является важной, но не единственной структурой, принимающей решения.

(Чтобы было ясно, о чем речь, можно представить управление Евросоюзом (им руководит сеть министерств различных государств), транснац корпорации, финансово-промышленные группы).

Ключевой момент сетевой теории – коммуникации. Например, при принятии решений сеть будет означать отношения горизонтального типа между политиками, аппаратом и гражданами, то есть будут взаимодействовать. То есть еще раз подчеркиваю, госорганы не главные, а одни из агентов по разработке решений (governing without government).

При таком типе государственного управления важнейшей основой взаимодействия сторон становятся ресурсы. Таким образом, обмен ресурсов можно рассматривать в качестве главной технологической и процедурной основы принятия решений. При этом базирующийся на принципах ресурсной коммуникации тип администрирования предполагает кооперативный характер принятия управленческих решений, при котором составной частью интереса каждого действующего агента является интерес контрагента. То есть сетевое решение представляет собой синтез активности и ответственности партнеров, а не просто ролевых действий сторон, наделенных особыми полномочиями.

Важной особенностью сетевого подхода является акцент на процессуальной стороне принятия решений. Главный приоритет отдается установлению и поддержанию должных контактов, постоянной коммуникации между сторонами, сохранению морально устойчивого характера отношений между участниками проекта, а не просто решению конкретной задачи. Благодаря этому управленческая система становится более гибкой, устойчивой к внешним влияниям и сохраняет стратегическую направленность на воплощение разнообразных целей.

Принципы сетевой коммуникации позволяют резко снизить коррупционные риски, а также оперативнее пересматривать и корректировать внутриколлективные решения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: