90е гг. стало ясно, что государственные программы часто неэффективны и государственные средства нецелесообразно используются вследствие того, что стратегия, которая лежит в основе усилий государственной власти, в корне ошибочна. Все органы поделили на те, которые формируют госполитику и те, которые оказывают услуги (исполняют). На смену иерархическим структурам бюрократии пришли сетевые структуры, опирающиеся на договорные отношения. Этот пересмотр стал ключевой задачей в государственной политике и представлен в концепции «нового государственного управления», предполагающей следующие изменения в системе государственного менеджмента:
1. ориентация на клиента
2. конкуренция государственных и частных оганизаций за наиболее эффективное выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;
3. децентрализация управления на основе принципа субсидиарности
В 1992 г. в США вышла книга Дэвида Осборна и Теда Геблера "Реорганизация управления: как дух предпринимательства преобразует государственный сектор", получившая известность и распространение во многих странах. В последствии ее стали называть манифестом «нового государственного управления». Осборн и Геблер сформулировали 10 принципов государственного менеджента. По мнению авторов, государственный менеджмент должен:
1. Быть основан на принципах конкуренции между поставщиками услуг
населению, ориентирующимся на рост производительности и снижение цен при необходимом качестве поставляемых общественных благ.
2. Передавать контроль за деятельностью правительственных учреждений из рук
чиновников непосредственно местным общинам. (функции на местный уровень)
|
3. Оценивать работу государственных учреждений не по затратам, а по
результатам.
4. Руководствоваться целями и задачами, а не законами и правилами.
5. Предоставлять потребителям право выбора производителей услуг.
6. Использовать стратегическое планирование и прогнозирование для предупреждения возникновения проблем.
7. Зарабатывать больше, чем тратить.
8. Перейти от иерархии к сотрудничеству и командной работе на основе децентрализации управления.
9. Отдавать предпочтение рыночным рычагам перед административными механизмами по схеме «команда — контроль исполнения».
10. Ориентироваться прежде всего на координацию действий всех секторов
общества (государственного, частного, некоммерческого) для решения возникающих проблем, а не на стремлению оказывать непосредственные услуги населению.
Таким образом, авторы считают, что эффективна такая система управления, при которой государственные служащие относятся к гражданам как к клиентам, оказывая услуги, которые те хотят получать. С позиций «нового государственного управления», конечная цель государственного менеджмента состоит в переводе всего государственного сектора в сеть эффективных и производительных организаций, поставляющих услуги и которые будут функционировать как корпорации частного сектора. За последние 20 лет внедрение «нового государственного управления» способствовало стабилизации и даже понизило государственные расходы во многих странах, которые внедрили его основную составляющую: измерение деятельности.
На протяжении последнего десятилетия некоторые страны испытывали определенные трудности при внедрении «нового государственного управления», так как частная монополия могла стать даже хуже, чем государственная.
|
6) Концепция «руководства» ("governance")
Сегодня формирование политического курса характеризуется договорными отношениями. При таком подходе утверждается важность политических институтов, возросшее значение принципа доверия к политическому курсу.
Современное государство все более полагается на регулирование и кооперацию, а не на принуждение, следовательно, возможность государства вносить позитивный вклад в экономическое развитие определяется способностью создавать и поддерживать сетевые структуры, в рамках которых оно, совместно с частными групповыми интересами, вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему управления экономикой внутри и вне государственных границ. Таким образом, изменились формы этого управления, следовательно, стратегия государственного управления.
Появляется новая формула, согласно которой госслужба ответственна как перед политиками, так и перед гражданами, которым служит. Однако, такая система способна институционализироваться только при взаимном доверии всех заинтересованных сторон.
Концепция «руководства» ("governance") пытается соединить былую систему и гос. менеджмент. Гос-во – партнер, а не властвующая структура.
В противовес идее государственного управления как иерархически организованной системы, концепция «руководства» предлагает новый тип управления, основой которого являются сетевые структуры взаимодействия государственных, частных и общественных организаций. Механизмы сетевых структур - сети и сообщества - показывают, что политика делается не только государственной администрацией и бюрократией, но и широким кругом организованных интересов. Например, политическое сообщество, формирующее промышленную политику, может включать высших правительственных чиновников, представляющих ведомства, ответственные за промышленность, торговлю, региональное развитие и некоторые другие направления, а также представителей профсоюзов, бизнеса, ученых.
|
7) Кибернетический подход.
Рассматривает систему ГУ как модель авторегулирования, где целостность (статичность) образования поддерживается за счёт динамики самоорганизующихся систем, что и предопределяет динамику деятельности системы и её контрагентов. 3 стадии ПГР: самоорганизация -> организация -> управление. Гос-во, принимая решения, должно уметь сопротивляться внешнему воздействию.
8). Технологический подход.
Попытка интерпретировать систему ГУ через операциональные модели, которые расширяются и обретают макроуниверсальный характер. (система управления человеческими ресурсами, структура персонального (звёздного) менеджмента и т.д.). Другими словами, в структуре ГУ выделяется ряд сегментов, которые выполняют универсальные для всей системы ГУ технологические функции.
9) Теория электронного правительства
Данная концепция появилась в теоретическом арсенале ученых сравнительно недавно в связи с интенсивным развитием Интернета и практическим преобразованием ряда государственных функций на основе применения новых информационных технологий.
Понятие электронного правительства довольно многозначно. Оно характеризует деятельность исполнительной ветви власти, а в сочетании с термином «самоуправление» характеризует отношения государства со структурами общества (гражданскими структурами, объединениями, партиями и другими организациями всего государства в целом). В расширительном значении оно может пониматься как электронное государство.
Основной управленческий смысл данной теории направлен, с одной стороны, на переориентацию органов государственного управления на использование новых информационно-коммуникативных технологий, а с другой — на трансформацию государства как особого института и его качественное преобразование как органа управления. Вместе с тем в сугубо практическом плане и тот, и другой тип преобразований свидетельствует о формировании в государстве такой технической (кадровой, организационной) инфраструктуры, которая позволяет его органам власти и управления осуществлять свои функции на основе установления массовых цифровых коммуникаций со своими контрагентами. Тем самым существенно корректируются и функции государства как субъекта управления: принципиальнейшей задачей его органов становится переработка специализированных информационных потоков и установление устойчивых контактов с различными социальными аудиториями.
При этом наиболее устойчивыми типами коммуникаций являются:
· взаимодействие государственных органов различного уровня (government to government – G2G);
· обеспечение взаимодействия между органами государственной власти и коммерческими организациями (government to business – G2B);
· обеспечение прав граждан на свободный обмен (поиск, получение, передачу, производство и распространение) информацией, лежащей в основе интенсификации международного сотрудничества (government to citizen – G2C).