Новое госуправление (New public management).




90е гг. стало ясно, что государственные программы часто неэффективны и государственные средства нецелесообразно используются вследствие того, что стратегия, которая лежит в основе усилий государственной власти, в корне ошибочна. Все органы поделили на те, которые формируют госполитику и те, которые оказывают услуги (исполняют). На смену иерархическим структурам бюрократии пришли сетевые структуры, опирающиеся на договорные отношения. Этот пересмотр стал ключевой задачей в государственной политике и представлен в концепции «нового государственного управления», предполагающей следующие изменения в системе государственного менеджмента:

1. ориентация на клиента

2. конкуренция государственных и частных оганизаций за наиболее эффективное выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;

3. децентрализация управления на основе принципа субсидиарности

В 1992 г. в США вышла книга Дэвида Осборна и Теда Геблера "Реорганизация управления: как дух предпринимательства преобразует государственный сектор", получившая известность и распространение во многих странах. В последствии ее стали называть манифестом «нового государственного управления». Осборн и Геблер сформулировали 10 принципов государственного менеджента. По мнению авторов, государственный менеджмент должен:

1. Быть основан на принципах конкуренции между поставщиками услуг
населению, ориентирующимся на рост производительности и снижение цен при необходимом качестве поставляемых общественных благ.

2. Передавать контроль за деятельностью правительственных учреждений из рук
чиновников непосредственно местным общинам. (функции на местный уровень)

3. Оценивать работу государственных учреждений не по затратам, а по
результатам.

4. Руководствоваться целями и задачами, а не законами и правилами.

5. Предоставлять потребителям право выбора производителей услуг.

6. Использовать стратегическое планирование и прогнозирование для предупреждения возникновения проблем.

7. Зарабатывать больше, чем тратить.

8. Перейти от иерархии к сотрудничеству и командной работе на основе децентрализации управления.

9. Отдавать предпочтение рыночным рычагам перед административными механизмами по схеме «команда — контроль исполнения».

10. Ориентироваться прежде всего на координацию действий всех секторов
общества (государственного, частного, некоммерческого) для решения возникающих проблем, а не на стремлению оказывать непосредственные услуги населению.

Таким образом, авторы считают, что эффективна такая система управления, при которой государственные служащие относятся к гражданам как к клиентам, оказывая услуги, которые те хотят получать. С позиций «нового государственного управления», конечная цель государственного менеджмента состоит в переводе всего государственного сектора в сеть эффективных и производительных организаций, поставляющих услуги и которые будут функционировать как корпорации частного сектора. За последние 20 лет внедрение «нового государственного управления» способствовало стабилизации и даже понизило государственные расходы во многих странах, которые внедрили его основную составляющую: измерение деятельности.

На протяжении последнего десятилетия некоторые страны испытывали определенные трудности при внедрении «нового государственного управления», так как частная монополия могла стать даже хуже, чем государственная.

6) Концепция «руководства» ("governance")

Сегодня формирование политического курса характеризуется договорными отношениями. При таком подходе утверждается важность политических институтов, возросшее значение принципа доверия к политическому курсу.

Современное государство все более полагается на регулирование и кооперацию, а не на принуждение, следовательно, возможность государства вносить позитивный вклад в экономическое развитие определяется способностью создавать и поддерживать сетевые структуры, в рамках которых оно, совместно с частными групповыми интересами, вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему управления экономикой внутри и вне государственных границ. Таким образом, изменились формы этого управления, следовательно, стратегия государственного управления.

Появляется новая формула, согласно которой госслужба ответственна как перед политиками, так и перед гражданами, которым служит. Однако, такая система способна институционализироваться только при взаимном доверии всех заинтересованных сторон.

Концепция «руководства» ("governance") пытается соединить былую систему и гос. менеджмент. Гос-во – партнер, а не властвующая структура.

В противовес идее государственного управления как иерархически организованной системы, концепция «руководства» предлагает новый тип управления, основой которого являются сетевые структуры взаимодействия государственных, частных и общественных организаций. Механизмы сетевых структур - сети и сообщества - показывают, что политика делается не только государственной администрацией и бюрократией, но и широким кругом организованных интересов. Например, политическое сообщество, формирующее промышленную политику, может включать высших правительственных чиновников, представляющих ведомства, ответственные за промышленность, торговлю, региональное развитие и некоторые другие направления, а также представителей профсоюзов, бизнеса, ученых.

7) Кибернетический подход.

Рассматривает систему ГУ как модель авторегулирования, где целостность (статичность) образования поддерживается за счёт динамики самоорганизующихся систем, что и предопределяет динамику деятельности системы и её контрагентов. 3 стадии ПГР: самоорганизация -> организация -> управление. Гос-во, принимая решения, должно уметь сопротивляться внешнему воздействию.

8). Технологический подход.

Попытка интерпретировать систему ГУ через операциональные модели, которые расширяются и обретают макроуниверсальный характер. (система управления человеческими ресурсами, структура персонального (звёздного) менеджмента и т.д.). Другими словами, в структуре ГУ выделяется ряд сегментов, которые выполняют универсальные для всей системы ГУ технологические функции.

9) Теория электронного правительства

Данная концепция появилась в теоретическом арсенале ученых сравнительно недавно в связи с интенсивным развитием Интернета и практическим преобразованием ряда государственных функций на основе применения новых информационных технологий.

Понятие электронного правительства довольно многозначно. Оно характеризует деятельность исполнительной ветви власти, а в сочетании с термином «самоуправление» характеризует отношения государства со структурами общества (гражданскими структурами, объединениями, партиями и другими организациями всего государства в целом). В расширительном значении оно может пониматься как электронное государство.

Основной управленческий смысл данной теории направлен, с одной стороны, на переориентацию органов государственного управления на использование новых информационно-коммуникативных технологий, а с другой — на трансформацию государства как особого института и его качественное преобразование как органа управления. Вместе с тем в сугубо практическом плане и тот, и другой тип преобразований свидетельствует о формировании в государстве такой технической (кадровой, организационной) инфраструктуры, которая позволяет его органам власти и управления осуществлять свои функции на основе установления массовых цифровых коммуникаций со своими контрагентами. Тем самым существенно корректируются и функции государства как субъекта управления: принципиальнейшей задачей его органов становится переработка специализированных информационных потоков и установление устойчивых контактов с различными социальными аудиториями.

При этом наиболее устойчивыми типами коммуникаций являются:

· взаимодействие государственных органов различного уровня (government to government – G2G);

· обеспечение взаимодействия между органами государственной власти и коммерческими организациями (government to business – G2B);

· обеспечение прав граждан на свободный обмен (поиск, получение, передачу, производство и распространение) информацией, лежащей в основе интенсификации международного сотрудничества (government to citizen – G2C).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: