Раздел 3. МЕРКАНТИЛИЗМ – ПЕРВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА (XV – XVII вв.)




Учебное пособие

 

Челябинск
Издательский центр ЮУрГУ
2018

ББК У02.я7
М559

Одобрено
учебно-методической комиссией
Высшей школы экономики и управления

Рецензенты: к.и.н., доцент Воропанов В.А.,

к.э.н., доцент Бенц Д.С.

М559 Амирова Т.Ф., Мешкова Т.Е. История экономических учений: учебное пособие / Т.Ф. Амирова, Т.Е. Мешкова – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – 59 с.   Учебное пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.03 «Управление персоналом», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 38.03.06 «Торговое дело» для квалификации (степени) «бакалавр» и специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» для квалификации «специалист». Целью учебного пособия является предоставление помощи студентам различных форм обучения в изучении курса «История экономических учений». В учебном пособии отражена тематика и краткое содержание курса «История экономических учений», представлены вопросы и задания для проведения аудиторных практических занятий. Учебное пособие предназначено для углубленной самостоятельной работы обучающихся, что позволяет закрепить лекционный и практический материал по дисциплине «История экономических учений».

 

 

ББК У02.я7

 

 

© Издательский центр ЮУрГУ, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

   
  Введение…………………………………………………………....  
Раздел 1. Предмет, методология и структура курса истории экономических учений………………………………………………..  
Раздел 2. Возникновение экономической мысли: экономические учения древнего мира и эпохи средневековья…….  
Раздел 3. Меркантилизм – первая экономическая школа………  
Раздел 4. Общая характеристика классической политической экономии……………………………………………………………….. Раздел 5. Экономическое учение физиократов………………….. Раздел 6. Экономические взгляды представителей классической школы…………………………………………………..    
Раздел 7. Историческая школа……………………………………  
Раздел 8. Марксизм – как теоретическая школа………………...  
Раздел 9. Маржинализм и этапы его развития…………………..  
Раздел 10. Неоклассическое направление экономической мысли………………………………………………………………….  
Раздел 11. Институциональное направление экономической мысли…..................................................................................................  
Раздел 12 Теории несовершенной и монополистической конкуренции………………………………………………………….. Раздел 13. Кейнсианство………………………………………….  
Раздел 14. Монетаризм……………………………………………  
Заключение………………………………………………………...  
Библиографический список………………………………………  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное учебное пособие предназначено для изучения материала курса «История экономических учений» студентами экономических специальностей.

Основной целью данного учебного пособия является реализация требований, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.03 «Управление персоналом», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 38.03.06 «Торговое дело» для квалификации (степени) «бакалавр» и специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» для квалификации «специалист» по овладению учащимися теоретическими основами и приобретению практических навыков по предмету «История экономических учений».

Учебное пособие рассматривает базовые темы учебного курса истории экономических учений: предмет, методология и структура курса истории экономических учений, возникновение экономической мысли: экономические учения древнего мира и эпохи средневековья, меркантилизм – первая экономическая школа, общая характеристика классической политической экономии, экономическое учение физиократов, экономические взгляды представителей классической школы, историческая школа, марксизм – как теоретическая школа, маржинализм и этапы его развития, неоклассическая направление экономической мысли, институционализм, теории несовершенной и монополистической конкуренции, кейнсианство, монетаризм.

Настоящее пособие содержит тематику и краткое содержание курса «История экономических учений», а также вопросы и задания для проведения аудиторных практических занятий. Учебное пособие по изучению дисциплины предназначено для углубленной самостоятельной работы студентов, а также может быть использовано преподавателями при проведении семинарских занятий.

 

 

Раздел 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

ИЭУ изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. История экономических учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, концепций.

Предметом изучения истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.

Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет понять взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов.

Изучение истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы; пониманию относительности экономических знаний, необходимости их постоянного уточнения, углубления, совершенствования, а также более глубокому пониманию и осмыслению проблем современности.

Взгляды и концепции экономистов формируются и эволюционируют под влиянием различных факторов, таких как:

− объективные условия, потребности экономической практики;

− труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;

− взаимовлияние национальных школ;

− развитие смежных разделов экономической науки − статистики, математики, демографии, социологии и др.;

− совершенствование методов научного исследования;

− расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет экономической науки;

− взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий.

Метод истории экономических учений, состоит из ряда приемов, способов, инструментов, применяемых в системе определенной методологии с целью вычленения из объекта исследования (экономической жизни) своего собственного предмета: исторического видения развития экономических теорий. Метод включает ряд принципов и конкретных исследовательских приемов:

1. Принцип историзма состоит в последовательном и возможно более широком охвате взглядов, доктрин, концепций в течение исторического времени, с фиксацией хронологически появляющихся источников и их авторов. Этому методу свойственны некоторая описательность, а также фиксация того нового, что вносит каждый выдающийся ученый в экономическую теорию.

2. Логический принцип состоит в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа.

3. Принцип сравнения,или компаративный метод,состоит в сравнении теорий как друг с другом, так и сдействительностью, с помощью чего можно увидеть достижения той или иной теории или ее специфичность.

4. Эклектический принцип, суть которого состоит в попытках синтеза различных теорий, их непротиворечивого толкования.

5. Метод экономико-математического моделирования опирается на приемы и средства, позволяющие выявить количественную сторону явлений и процессов хозяйственной жизни и их качественное обновление посредством формализованного отображения причин изменений экономических показателей, что делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Обычно, излагая историю экономической мысли, авторы используют многие методы, создавая, по возможности, системное видение формирования и развития экономической мысли.

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте Историю экономических учений, как науку, что представляет из себя ее предмет и метод изучения.

2. Опишите факторы, под влиянием которых эволюционируют взгляды и концепции экономистов.

3. Назовите основные принципы и исследовательские приемы из которых состоит метод истории экономических учений.

Тестовые задания

1. Предметом изучения истории экономических учений не является:

а) эволюция возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений;

б) анализ и синтез различных экономических процессов;

в) переосмысление существующих экономических методов и категорий;

г) верно б) и в).

2. Деятельность, направленную на достижение какой-либо цели – это:

а) предмет;

б) метод;

в) анализ;

г) методология.

3. Какой принцип состоит в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа:

а) историзма;

б) логический;

в) сравнения;

г) электический.

4. Суть какого принципа состоит в попытках синтеза различных теорий, их непротиворечивого толкования:

а) историзма

б) логического

в) сравнения

г) электического

5. Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет понять взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов:

а) да;

б) нет.

 

Раздел 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни возникла проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества. Решение данной проблемы заключалось в поддержании системы рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными. Выразителями экономической мысли древнего мира являлись крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств. Их доказательства базировались на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций,

Экономическая мысль Древнего Востока. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Главная особенность – масштабное участие государства в хозяйственной жизни, что обусловлено объективными предпосылками, например, создание ирригационной системы и контроль над ней. Дошедшие до нас письменные источники отражают существовавший порядок.

1. Древний Египет: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (ХХII в. до н.э.), где отражены экономические функции государства, правила государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми важно для правителя. «Речение Ипусера» (начало ХVIII в. до н.э.) в котором описаны социальный переворот («простолюдины страны стали богатыми»), разрушение централизованной системы управления и последствия этого. Причины – обширное взяточничество и коррупция чиновничества, рост масштабов домового рабства и ростовщичества.

2. Вавилония – древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата: «Сборник законов царя Хамурапи» (1792–1750 гг. до н.э.), в котором он стремился упорядочить социально-экономические отношения (282 статьи). Во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни. Статьи, в которых отражены защита собственности граждан (посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью), правила аренды, найма, ростовщичества (предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной – 33% от ее первоначальной суммы), а также сроки долгового рабства являются наиболее интересными.

3. Древний Китай: учение Конфуция (Кун Фу-Цзы) (551–479 гг. до н.э.) сборник «Лунь юй » («Беседы и суждения») Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений – основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.

4. Древняя Индия: «Артхашастра» трактат, написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.). Посвящен артхе – материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для «накопления богатства». Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством.

Экономическая мысль в трудах античных философов:

1. Ксенофонт (430–350 гг. до н.э.) трактат «Домострой» («Экономикас») – сторонник рационального ведения хозяйства, отсюда его большой интерес к изучению проблем разделения труда в обществе. Автор понятия «экономика» («ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – правило, закон). Принципиальным сторонник натурального хозяйства, но не отрицал выгодности торговли. Правомерность существования рабства. Давал советы о наилучших методах эксплуатации рабов: использование материальных и моральных стимулов и т.д.

2. Платон (428–348 гг. до н.э.) в диалогах «Государство» и «Законы» он стремится устранить борьбу классов и имущественное неравенство путем четкого деления общественных функций граждан в соответствии с их способностями: философы и воины образуют аппарат управления, землевладельцы, ремесленники и купцы заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую работу. Частная собственность осуждается, все принадлежит государству, всякое личное имущество, превышающее установленный минимум, государство отнимает. Свобода граждан резко ограничена, законы суровы. Семья – под контролем государства, которое определяет браки и рождение детей. Платон создал модель идеального государства. Это одна из первых утопий.

3. Аристотель (364–322 гг. до н.э.) в трудах «Политика» и «Никомахова этика» он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства – стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на «среднего» гражданина, т.е. земледельца-рабовладельца. Рабство Аристотель считал естественным, а раба – говорящим орудием. Он защищал интересы натурального рабовладельческого хозяйства. Связанные с ним явления считал естественными и относил их к экономике, т.е. искусству приобретения благ, потребительных стоимостей. Все явления, выражающие товарно-денежные отношения, представляемые торговым и ростовщическим капиталом, Аристотель рассматривал как противоестественные и относил их к хрематистике, т.е. к искусству наживать состояние, деньги. Аристотель стремился понять законы обмена. Он устанавливает две стороны товара – потребительную и меновую стоимость, определяет соотношения обмена, как отношение не только между вещами, но и между потребностями их владельцев. Сравнимыми же товары делают деньги. Деньги выводятся из процесса развития товарных отношений, а также высказывается мысль о превращении денег в капитал.В настоящее время используется понятийный философский аппарат, который был заложен Аристотелем.

Западноевропейская экономическая мысль средневековья IV–XIV вв.

К средневековью в экономической науке относят период со времен падения Римской Империи и до начала великих географических открытий, который считается периодом упадка, так как ухудшение климата (всеобщее похолодание), а также крупные эпидемии и войны, унесшие жизни большей части населения привели к снижению сфер социально-экономической жизни до минимального уровня. Развитию экономической мысли на данном этапе способствовало формирование феодализма и большое влияние религии на умы людей. Поэтому преемником идей греческой и римской философии, экономики становится католическая церковь, усиливающая свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

Аврелий Августин (Блаженный) (353–430 г.) «О граде Божием» и «Исповедь» – является выразителем экономической мысли раннего Средневековья, в этот период хозяйство имело натуральный характер, а феодальное общество находилось в стадии зарождения. Экономические воззрения можно свести к трем основным тезисам:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274)«Сумма теологии ». В трактате дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что обусловлено: божественным провидением, которое разделило людей по сословиям, а также, склонностью людей к различным профессиям. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса.

Разделение труда требует обмена, который возможен в двух видах: для собственного потребления, что естественно и для наживы (получения прибыли), что не делает человека нравственным. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Признается необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждается их использование для получения процента (ростовщичество).

Сравнительный анализ взглядов двух представителей представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительный анализ представителей раннего и позднего канонизма

Ранний канонизм (Аврелий Августин) Поздний канонизм (Фома Аквинский)
Разделение труда
Умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе Деление людей по профессиям и сословиям обусловлена божественным проведением и склонностями людей
Богатство
Труд людей создает богатство, в виде материальных благ включая золото и серебро. Нетрудовое накопление богатства является грехом. Золото и серебро – источник приумножения частной собственности и умеренного богатства.
Обмен
Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей Субъективный процесс, не всегда обеспечивающий равенство извлекаемой пользы, насколько в результате этого акта выходит, что вещь поступает на пользу одному, и в ущерб другому
Справедливая цена
«Справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство. «Справедливая цена» – это цена, которая сообразна издержкам; цена, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.
Отношение к торговой прибыли и ростовщическому капиталу
Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемый из ссудных и торговых операций превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления. Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными прочими издержками, а также с риском, имеющим место в благопристойной деятельности.

 

Русская экономическая мысль IX–XVI вв. «Русская Правда». Этопервый древнерусский свод законов, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси. Правда складывалась при Ярославе (978 1054) и его преемниках, детях, внуке – Владимире Мономахе (1053 1125). «Поучение» Мономаха яркий литературный памятник, наставления и комментарий к Правде.

Из Русской правды можно узнать о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках даны основы имущественного и сословного деления. Верхний слой «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени «холопы», за которых отвечает их господин.

Контрольные вопросы

 

1. Опишите особенности возникновения экономической мысли на Древнем Востоке.

2. Охарактеризуйте экономическую мысль в Древнем Египте и Вавилонии.

3. Как развивались экономические воззрения в Древнем Китае и в Древней Индии.

4. Дайте характеристику экономических взглядов древнегреческих философов Ксенофонта и Платона.

5. Каковы были воззрения Аристотеля на хозяйственную жизнь периода античного рабства.

6. Охарактеризуйте учение представителя западноевропейской экономической мысли средневековья Фомы Аквинского.

7. Назовите особенности Русской экономической мысли IX–XVI вв.

Тестовые задания

1. Кто из представителей экономических школ и направлений, разделял хозяйственную деятельность на экономику и хрематистику?

а) меркантилисты;

б) физиократы;

в) экономическая мысль античного рабства;

г) средневековая экономическая мысль.

2. Какое утверждение не является истинным при характеристике экономических отношений эпохи дорыночной экономики:

а) преобладание натурально-хозяйственных отношений;

б) воспроизводство интенсивное;

в) экономическую мысль выражали, как правило, философы и религиозные деятели;

3. Кто из представителей эпохи античного рабства занимался изучением идеального государства:

а) Ксенофонт;

б) Аристотель;

в) Платон;

г) все представители.

4. К экономическим учениям эпохи дорыночной экономики относятся:

а) период древнего мира и средневековья;

б) период доминирования принципа экономического либерализма;

в) период первой теоретической концепции рыночной экономики;

г) период теорий государственного регулирования экономики;

д) верно а) и в);

е) верно а) и б).

5. Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции:

а) да;

б) нет.

6. Кто «лишний»?

а) Ксенофонт;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Колумелла.

7. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:

а) скорейшего перехода к рыночной экономике;

б) обеспечения роста налоговых поступлений в казну;

в) не допустить разрушения основ натурального хозяйства.

8. Аристотель относил к сфере хрематистики:

а) земледелие;

б) ремесло;

в) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

г) мелкую торговлю.

9. «Артхашастра» один из самых ярких документов об экономических достижениях страны:

а) Древнего Китая;

б) Древнего Египта;

в) Древней Индии;

г) Древнего Рима.

10. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского, деньги – это:

а) совершенно бесполезный товар;

б) результат соглашения между людьми;

в) стихийно возникший товар.

11. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского, в основе стоимости (ценности) товара лежит:

а) затратный принцип;

б) морально-этический принцип;

в) затратный и морально-этический принципы одновременно.

12. Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции:

а) да;

б) нет.

13. Ф. Аквинский рассматривал торговую прибыль и ростовщический процент как заслуженную плату и вознаграждение за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, портные и прочие материальные издержки и риск:

а) да;

б) нет.

14. По мысли Ф. Аквинского, деление людей по профессиям обусловлено божественным провидением и склонностью людей к различным профессиям.

а) Да

б) Нет

15. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:

а) ликвидации системы рабовладения;

б) улучшения экономического положения рабов;

в) не допустить разрушения основ натурального хозяйства.

Раздел 3. МЕРКАНТИЛИЗМ – ПЕРВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА (XV – XVII вв.)

Возникновение и утверждение теории меркантилизма, отличающейся своей целостностью, как одной из ранних экономических доктрин, происходит на этапе вытеснения натурального хозяйства рыночными отношениями и создания предпосылок перехода к капитализму.

Меркантилизм (лат. mercanti – торговать) – первая теоретическая школа периода зарождения рыночных экономических отношений в эпоху великих географических открытий, развития торгового капитала. Представляет собой систему взглядов, в основе которых лежит положение об определяющей роли внешней торговли для экономического роста и умножения национального богатства.

Идеология меркантилизма:

а) сущность богатства выражают драгоценные металлы;

б) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт;

в) государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию, т. е. координировать и регулировать хозяйственную жизнь;

г) рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.

Этапы меркантилизма:

1. Ранний меркантилизм Уильям Стаффорд (1554–1612) «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников», Скаруффи (1519–1584) «Рассуждения о монете». Под богатством понимается золото и серебро. Главным в этом учении является теория денежного баланса, которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. В связи с недостатком денег их функции сводились к средству накопления.

2. Поздний меркантилизм: Томас Мен (1571–1641) член совета директоров Ост-индийской торговой компании, автор книги «Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли как регулятор богатства » (1664 г.). Антуан де Монкретьен (1576–1621) ввел в научный оборот термин «политическая экономия» и новое название науке, которое оставалось безальтернативным до начала ХX века, автор «Трактата политической экономии» (1615 г.),

На данном этапе была создана теория активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий из своей страны. Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем рынке превращается в деньги. Деньги выполняют функции средства накопления и средства обращения, т.е. деньги в форме капитала, как источник богатства.

Принципы меркантилистов:

1. Государственное регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра.

2. Поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья.

3. Протекционистская экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике, протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары.

4. Поощрение экспорта, особенно готовой продукции.

5. Рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты.

Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда. Происходило постепенное снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег; определяющей функцией денег признается функция средства обращения; производительным считался труд на предприятиях, занимающихся производством экспортной продукции.

Меркантилизм в России Русский меркантилизм возник гораздо позднее, чем в Западной Европе и соответственно имел свои особенности. Первоначальное накопление капитала в России началось в XVII в. и происходило это в основном за счет внутренних источников. В этот период формируется всероссийский внутренний рынок, возникают первые промышленные мануфактуры. Российские экономисты начинают предлагать государям проекты переустройства общества.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (1605–1680) «Новоторговый устав» (1667 г.) явился крупным законодательным актом, регулирующим торговые пошлины. Выражает идеи меркантилизма, стремление привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительство отечественной торговле и купечеству.

Наиболее известные последователи меркантилизма, их труды и экономические идеи представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Последователи меркантилизма

Страна Представитель Труды Основные положения
Англия Уильям Стаффорд (1554 – 1612) «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников» Фальсификация денег и их отлив за границу вызывают рост цен и ухудшают материальное положение народа. Решение экономических проблем он видел: а) в запрещении вывоза золота и серебра; б) в регламентации торговли с целью ограничения импорта.
Томас Мен (1571 – 1641) «Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли как регулятор богатства» Считал вредной жесткую регламентацию денежного обращения, выступал за свободный вывоз монет. Считал, что запрет вывоза денег тормозит спрос на английские товары за границей, а избыток денег в стране способствует росту цен. Предложил политику протекционизма.
Франция Антуан де Монкретьен (1576 – 1621) «Трактат о политической экономии» Советовал развивать мануфактуры, созда­вать ремесленные школы, повышать качество изделий и расширять торговлю товарами национального производства, вытесняя с французского рынка иностранных купцов. Ввел термин «политическая экономия».
Италия А. Серра (XVI-XVII вв.; точные даты жизни не установлены) «Краткий трактат о средствах снабдить в изобилии золотом и серебром королевства, лишенные рудников драгоценных металлов» Ратовал за развитие ремесленного производства, поощрение трудолюбия и изобретательности населения, развитие торговли, проведение благоприятной экономической политики правительства.
Россия Афанасий Ордын-Нащокин (1605 – 1680) «Новоторговый устав» Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговле и купечеству.
Юрий Крижанич (1616 – 1683) «Думы политичны» Защита русской торговли от иностранцев и создание благоприятных условий для внутренней и внешней торговли. Предлагал усилить гос. аппарат, законодательно закрепить права всех сословий.

 

 

Окончание таблицы 2

  Иван Тихонович Посошков (1652–1726) «Книга о скудости и богатстве» Одна из главных мер – производительный труд. Нужно поощрять ремесло, поддерживать отечественную торговлю. Посошков предлагал отменить подушную подать, укрепить финансы путем введения всеобщего поземельного налога. Во внешней торговле необходимо создавать купеческие компании, куда вовлекать и небогатых, маломощных купцов. Держать единую цену и условия продажи иностранцам. Насаждать крупную промышленность; поднимать грамотность населения; обучать ремеслам. Строить заводы на средства казны, отдавать их в аренду.

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте идеологию меркантилизма, как первой экономической школы;

2. Назовите этапы меркантилизма и их представителей.

3. Какие особенности присущи позднему меркантилизму.

4. Перечислите принципы меркантилизма,

5. Какие идеи выражает представитель меркантилизма в России А.Л. Ордин-Нащекин.

Тестовые задания

1. Термин «политическая экономия» появился в:

а) 1615 г.;

б) 1776 г.;

в) 1867 г.;

г) 1890 г.

2. В соответствии с меркантилистской концепцией, источником денежного богатства является:

а) рост заграничных инвестиций;

б) превышение импорта над экспортом;

в) превышение экспорта над импортом.

3. Меркантилизму не свойственна:

а) четко выраженная идея экономических законов;

б) макроэкономическая концепция анализа экономических



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: