Раздел 7. ИСТРОИЧЕСКАЯ ШКОЛА




Историческая школа сформировалась в середине ХIХ в. в Германии. Это направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время), а также исследование экономических и неэкономических (социально-исторических) факторов посредством метода историзма.

Историческая школа критиковала классиков за чрезмерное увлечение абстракциями и обобщениями и недооценку значения фактов и наблюдений, связанных с прошлым и настоящим, а также за абсолютизацию принципов экономического либерализма, приверженность универсальной экономической науке и узость индивидуалистских доктрин.

Предшественники исторической школы, сформулировали главные идеи исторической школы, что является особенностью данной направления экономической мысли:

1. Адам Мюллер (1779–1829) «Основы искусства управления государством» (1809 г.) немецкий публицист и экономист. Главный представитель т. н. «романтической школы» в экономической науке Германии. Выступал против учения А. Смита. Главная идея – преподнесение феодально-монархического государства как «высшей сущности».

2. Фридрих Лист (1798–1846) «Национальная система политической экономии» (1841 г.) ‒ немецкий экономист, политик и публицист. один из первых и наиболее жестких критиков классической школы политической экономии. Выступал противником свободной торговли, принципиальным противником А. Смита и Д. Рикардо, считая, что принцип свободной торговли закрепляет преимущества развитых стран, а странам догоняющей модернизации нужен таможенный протекционизм для подъема их экономик.

Суть их теорий сводится к следующим основным положениям:

а) особая и значительная роль для экономической науки исторического метода;

б) характеристика политической экономии не как универсальной, а национальной науки;

в) учет влияния на национальное хозяйство не только экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических предпосылок;

г) признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума.

д) нация – особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью, на этой основе формируется ее историческое существование

Критика классиков за их абстракции и либерализм, сохранение протекционизма в хозяйственной политике государства и преувеличение роли исторического метода анализа в экономической науке. Расхождение во взглядах об идеале общественного устройства и роли экономической науки в его достижении. Подвергается критике принцип неограниченной свободы в международной торговле. Вместо этого выдвигается принцип «промышленного воспитания нации». Нация в своем развитии проходит ряд стадий.

Этапы развития исторической школы.

1. Старая историческая школа 40–60-х гг. XIX впредставлена Вильгельмом Рошером (1817–1894), Карлом Книсом (1821–1898) и Бруно Гильдебрантом (1812–1878). Критика классической школы и выработка «исторического метода в политической экономии», суть которого состояла в том, чтобы исследовать и сравнивать экономические явления и процессы у всех народов; стараться выяснить, каким образом и почему целесообразное часто превращается в нелепое, а благодеяния оборачиваются бедствиями.

2. Н овая историческая школа 70-х гг. ХIХ в. во главе с Густавом Шмоллером (1838–1917) представители Луйо Брентано (1844–1931), Карл Бюхер (1847–1930), Адольф Вагнер (1835–1917) и др. Они являлись приверженцами изучения экономической истории, смогли привлечь огромный массив исторических фактов. Выделяли связи между экономикой и правом, экономикой и нравственностью, экономикой и политикой, отмечали повышенную значимость государства, сочувствовали социализму.

3. Новейшая историческая школа (первая треть XX) Вернер Зомбарт (эволюция от марксизма к фашизму) (1863–1941) и Макс Вебер (1864–1920). Развитие экономической жизни народов и их культуры определяется некими общими законами. Концепция идеальных типов, которые представляют собой определенные схемы, модели, позволяющие разобраться в море фактов, находить закономерности и делать обобщения. Исторический метод не устраняет, а дополняет английскую школу политической экономии.

Исторический метод вРоссии представлен И.И. Кауфманом (1848–1916), А.И. Савиным (1873–1923), М.И. Туган-Барановским (1865–1919), И.М. Кулишером (1878–1934) и др. Русская историческая школа выгодно отличалась от немецкой: она была свободной от национал-шовинистических настроений и не противопоставляла «исторический метод» экономической теории.

Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте особенности исторической школы, в чем заключается ее предмет исследования.

2. Охарактеризуйте предшественников исторической школы. Каков их вклад в экономическую науку.

3. Назовите этапы развития исторической школы. Кто представлял историцизм в России.

Тестовые задания

1. Принцип промышленного воспитания нации при определении роли государства в защите национального рынка выдвинул:

а) В. Рошер;

б) Ф. Лист;

в) К. Книс;

г) Л. Брентано.

2. Идею о том, что исторический метод не устраняет, а дополняет английскую школу политической экономии, выдвинул:

а) В.Рошер;

б) К. Книс;

в) М. Вебер;

г) все ответы верны.

3. Методологический принцип, используемый представителями исторической школы, согласно которому народное хозяйство следует изучать путем исследования фактов статистическими инструментами, называется:

а) историзмом;

б) эмперизмом;

в) антииндивидуализмом;

г) нормотивизмом.

4. Предметом изучения исторической школы являются экономические и неэкономические (социально-исторические) факторы:

а) да;

б) нет.

5. Определите соответствия:

1) Предшественники историче- ской школы; 2) Старая историческая школа; 3) Новая историческая школа; 4)Новейшая историческая школа. а) В.Рошер, К. Книс; б) Г. Шмоллер, К. Бюхер, Л. Брентано, А. Вагнер; в) А. МюллерБ Ф. Лист; г) В. Зомбарт, М. Вебер.
   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: