Раздел 9. МАРЖИНАЛИЗМ И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ




В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также всего народного хозяйства (макроэкономика).

Маржинализм («маржиналь» ‒ предел) базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. Переоценку устоявшихся ценностей «классической школы» называют «маржинальной революцией», а именно:

1. Формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта (блага).

2. Экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

3. Широкое применение математических методов, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления).

4. Отход от количественной теории денег и признание их основных функций: средство обращения; мера стоимости или единицы счета; средство сбережения, накопления, или средства сохранения стоимости.

5. При помощи методологического инструментария снят вопрос о первичности и вторичности экономических категорий.

В свершении «маржинальной революции» выделяют два этапа.

Первый этап охватывает 70–80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальраса (австрийская школа маржинализма). Теория предельной полезности товара объявлялась главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека (субъективное направление политической экономии).

Второй этап приходится на 90-е гг. XIX в. наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж. Кларк и итальянец В. Парето. Отказ от субъективизма и психологизма. Представители школы стали расцениваться в качестве преемников классической политической экономии (неоклассики), а их теория получила название «неоклассической ».

Эволюцию идей на двух обозначенных выше этапах можно охарактеризовать следующим образом:

1.Вначале внимание акцентировалось на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом), а классики, как известно, исходили из приоритета проблем производства (предложения). Но затем была обоснована необходимость одновременного (системного) изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не противопоставляя, их друг другу.

2.Признание стоимости (ценности) товарных благ в качестве исходной категории экономического исследования, считая первичной сферу потребления и обусловленность цен полезностью товаров и услуг. Использовали функциональный подход и объединили сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферы распределения и обмена.

3. Наряду с функциональным методом экономического анализа всемерно утвердился и метод математического моделирования экономических процессовкак средство реализации концепции об экономическом равновесии на уровне микроэкономики (второй этап).

4.Приверженность принципам экономического либерализма и стремление к чистой теории без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений.

Общая характеристика австрийской школы маржинализма

Новая теория была создана одновременно тремя мыслителями, ничего не знавшими друг о друге, – К. Менгером в Австрии, У. Джевонсом в Англии и Л. Вальрасом в Швейцарии. Затем создались школы: австрийская, английская, лозаннская, американская.

Австрийская школа была представлена Карлом Менгером (1840‒1921) «Основания политической экономии» (1871 г.) и его учениками: Фридрихом фон Визером (1851‒1926) «Теория общественного хозяйства» (1914 г.) и Ойгеном фон Бем-Баверком (1851‒1914) «Капитал и прибыль» (1884 г.), «Позитивная теория капитала» (1889 г.). Они ориентировались на экономический либерализм, отвергали социализм, логические рассуждения предпочитали, математическим.

Предметом изучения австрийской школы является сфера потребления, как приоритетная в экономике, а не сфера производства. Углубленное исследование экономических проблем на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Основные теории:

1. Теория стоимости: ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость их наличия в своем распоряжении; соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага. При всех условиях ценность благ высшего порядка определяется предполагаемой ценностью благ низшего порядка, на производство которых они предназначаются.

2. Теория благ высшего и низшего порядка: блага высшего порядка рассматриваются в качестве неизбежной предпосылки экономического производства благ. Блага низшего порядка – это предметы потребления, блага высшего порядка – средства производства. Ценность производственных благ определяется ценностью предметов потребления (благ низшего порядка), выпускаемых с помощью этих средств производства.

Другими словами, ценность блага высшего порядка определяется предельной полезностью блага низшего порядка, которое изготовляется благодаря этому средству производства. Это указывает на то, что ценность благ высшего порядка носит ожидаемый характер, а идея о взаимозаменяемости и взаимодополняемости этих благ вполне обоснована.

3. Теория доходов: труд представляет собой только один элемент производственного процесса, поэтому, владельцы капитала и земли живут не за счет рабочих, а за счет пользования землей и капиталом, которое для индивида и общества имеет ценность так же точно, как и труд.

4. Теория обмена: обмен можно сравнить в хозяйственном смысле с продуктивностью промышленной и сельскохозяйственной деятельности. Все, кто способствуют обмену, являются такими же производителями, как земледельцы и фабриканты, ибо цель всякого хозяйства состоит не в физическом увеличении количества благ, а в возможно более полном удовлетворении человеческих потребностей.

Контрольные вопросы:

 

1. Охарактеризуйте маржинализм и его основные принципы.

2. Перечислите этапы маржинальной революции и назовите их особенности.

3. В чем состояла эволюция идей маржинализма.

4. Дайте характеристику австрийской школы маржинализма, ее представителям и предмету изучения.

5. В чем заключается сущность основных теорий австрийской школы маржинализма (стоимости, дохода, обмена, благ высшего и низшего порядка).

Тестовые задания

1. Маржинализм базируется на исследовании:

а) суммарных экономических величин;

б) средних экономических величин;

в) предельных экономических величин.

г) все ответы верны.

2. Маржинализм – это:

а) экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний;

б) направление экономической мысли, представители которого отождествляли богатство страны с деньгами и рассматривали их как важнейшее средство экономического роста;

в) экономическая теория, основанная на определяющей роли денежной массы.

3. К австрийской школе маржинализма принадлежат:

а) В. Парето, Оуэн и А.Смит;

б) Г. Шмоллер, Бюхер;

в) А. Гельд, Эджуорт;

г) А. Маршалл, Д. Рикардо;

д) К. Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер.

4. Понятие о комплементарности производительных благ в экономическую теорию ввел:

а) К. Менгер;

б) А. Маршалл;

в) Е. Бем-Баверк;

г) Дж. Б. Кларк.

5. Отличие австрийской школы от других течение маржинализма:

а) больший акцент на субъективизме и психологизме;

б) больший акцент на сфере производства;

в) следование принципу рыночного хозяйства как равновесной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: