Раздел 12. ТЕОРИИ НЕСОВЕРШЕННОЙ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ




Теория несовершенной конкуренции связана с именем Дж. Робинсон (1903–1983) и ее работой «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933), она изучала следующие проблемы: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, механизм монополистического ценообразования, формирование прибыли монополии. Основные положения теории Дж. Робинсон.

1. Решающим условием монопольного обладания продуктом считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами.

2. Монополии в чистом виде не бывает. Разобрала возможные варианты и выделила: двусторонняя монополия, олигополия, монопсония.

3. Основная предпосылка возникновения монополий – концентрация производства.

4. Изучала понятие « дискриминация в ценах » – деление монополией рынков на сегменты на основе эластичности спроса по цене.

5. Выделила формы конкуренции: ценовое лидерство, «издержки плюс прибыль», соглашения производителей и поставщиков одной отрасли.

6. Придерживалась антимонопольной позиции, так как воздействие монополий на эффективность экономической системы крайне отрицательно, несовершенная конкуренция способствует снижению эластичности спроса, установлению высоких цен и получению монопольной прибыли.

Теория монополистической конкуренции получила развитие в работе «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) американского экономиста Э. Чемберлина (1899–1967). Основные положения его теории состоят в следующем:

1. Основное условие монополизации рынка – контроль над ценой, над предложением на рынке.

2. Типичным для рынка является сочетание монополии и конкуренции, таким образом ввел в научный оборот понятие «монополистическая конкуренция ».

3.Причины возникновения монополистической конкуренции видел в дифференциации продукта.

4. Изучал неценовые формы конкурентной борьбы на рынке (качество товара и обслуживания клиентов, дизайн, система сбыта). Особое внимание проблемам организации сбыта, использованию рекламы, обосновал понятие «издержки сбыта».

 

Контрольные вопросы

1. В чем отличие «монополистической» и «несовершенной» конкуренции.

2. Понятие ценовой дискриминации.

3. Какие варианты монополии выделила Дж. Робинсон.

4. Какие формы конкурентной борьбы выделял Э. Чемберлин.

5. Понятие «издержки сбыта».

 

Тестовые задания

1. Непосредственное отношение к разработке экономической теории несовершенной конкуренции имеет:

а) Дж. Робинсон;

б) Э. Чемберлин;

в) А. Маршалл;

г) Ф. Визер.

2. В «Теории несовершенной конкуренции» Дж.Робинсон впервые было раскрыто содержание категории:

а) дифференциация продукта;

б) дискриминация цен;

в) эффект масштаба;

г) издержки сбыта

3. В «Теории монополистической конкуренции» Э.Чемберлина главная роль отводится категории:

а) дискриминации цен;

б) эффекту масштаба;

в) монопсонии;

г) дифференциации продукта.

4. Монопсония – это

а) на рынке действует множество продавцов;

б) на рынке действует множество покупателей;

в) на рынке действует один продавец и множество покупателей;

г) на рынке действует один покупатель и множество продавцов.

 

5. Ценовая дискриминация – это:

а) установление одинаковых цен на разные товары;

б) установление разных цен на одни и те же товары для разных групп потребителе;

в) деление потребителей на группы;

г) деление производителей на группы.

Раздел 13. КЕЙНСИАНСТВО

 

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883−1946), в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) он осуществил теоретическое обоснование экономической политики, нацеленной на преодоление экономических противоречий. Главная идея: система рыночных экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Джон Кейнс родился в знаменитой семье экономиста, преподавателя экономики и философии в Кембриджском университете, Джона Невила Кейнса. Его мать была успешной писательницей, занималась общественной деятельностью, она была первой женщиной-мэром Кембриджа. Кейнс учился в Итоне, в Королевском колледже в Кембридже, затем в университете учился у Альфреда Маршалла, который был высокого мнения о способностях студента.

Предмет и метод изучения: предпочтение макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшего его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории. Исходя из психологического закона, обоснованиеконцепции об эффективном спросе, т.е. потенциально возможном и стимулируемым государством. Недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению, растет гораздо медленнее доходов.

Кейнс выделяет психологические склонности человека:

1. Склонность к сбережению определенной части дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит постоянное получение доходов

2. Предельная склонность человека к потреблению, постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

Учитывается влияние на экономический рост и неэкономических факторов: государство (стимулирующее потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

Кейнсианское учение представляет собой продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, однако присутствуют расхождения в методологии с классиками и неоклассиками.

Основные категории:

1. Основной психологический закон:психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход.

2. Концепция мультипликатора инвестиций.Увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций. Причина такого положения, заключается в «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть.

3. Меры государственного регулирования экономики. Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами. Эффективность регулирования государством экономических процессов, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента.

Появление экономической теории Кейнса называют «кейнсианской революцией». Реализация концепций этой теории после Второй мировой войны привела к экономическому «золотому веку» в экономике Западных стран.

Кейнсианство ставило под сомнение марксистскую идею о крахе капитализма и предлагало инструменты преодоления кризисов капитализма в рамках рыночной идеологии. Кейнсианство также отрицало единственность планово-административного управления и регулирования экономикой, принятого в коммунистических странах, в этом случае, альтернативой выступала система макроэкономического регулирования.

Появление монетаризма прервало господство кейнсианства, тем не менее, монетаризм использовал концепцию денежного регулирования, разработанную Дж. М. Кейнсом.

Контрольные вопросы

 

1.Опишите главную идею, предмет и метод кейнсианства.

2. Какие психологические особенности человека выявляет Д. Кейнс. В чем сущность его психологического закона.

3. В чем состоит концепция мультипликатора инвестиций Кейнса. Как должны проявляться меры государственного регулирования экономики.

Тестовые задания

1. Основными конкурирующими школами в макроэкономике являются:

А) физиократия и институционализм;

Б) кейнсианство и неоклассическое направление;

В) меркантилизм и кейнсианство;

Г) классическая школа и институционализм.

2. Кому из деятелей принадлежит утверждение о том, что система рыночных экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой:

а) Дж. М. Кейнс;

б) В. Парето;

в) А. Смит;

г) Г. Госсен;

д) А. Маршалл.

3. Дж.Кейнс утверждает, что объем потребительских расходов в стране зависит прежде всего:

а) от местожительства потребителя;

б) от возраста членов семьи;

в) от темпа прироста предложения денег;

г) от уровня национального дохода;

д) от уровня располагаемого личного дохода.

4. Согласно кейнсианской модели равновесия, экономика будет равновесна, если:

а) сумма потребительских расходов минус сбережения равна инвестициям;

б) динамика денежного предложения в течение определенного периода постоянна;

в) плановые потребительские расходы равны общим «изъятиям»;

г) государственный бюджет сбалансирован;

д) совокупное предложение равно совокупному спросу.

5. Мультипликатор в простой кейнсианской модели макроэкономического равновесия − это коэффициент, который показывает, во сколько раз возрастает доход при данном росте инвестиций:

а) да;

б) нет.

6. Назовите дату выхода «Общей теории занятости, процента и денег» Дж.М.Кейнса:

а) 1929;

б) 1912;

в) 1952;

г) 1936.

7. Какие причины способствовали написанию Кейнсом «Общей теории занятости, процента и денег»?

а) рост монополий;

б) увеличение денег в обращении;

в) рост цен;

г) «великая депрессия».

8. Что из нижеперечисленного отстаивал Кейнс:

а) «laissez faire»;

б) «невидимую руку рынка»;

в) автоматическую настройку рыночной экономики;

г) регулирование капитализма;

д) снижение цен на продукты питания.

Раздел 14. МОНЕТАРИЗМ

 

Монетаризм – макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики.

Монетаризм возник в 1950-е годы, как одно из главных направлений неоклассической экономической мысли и является школой современного неоконсерватизма, альтернативой кейнсианству. Милтон Фридмен (1912−2006) − лидер монетарного направления, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1976 году основные труды «Исследования в области количественной теории денег» (1956 г.), «Монетарная история Соединенных штатов, 1867–1960» (1963 г.).

Основные положения монетаризма:

1. Рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Диспропорции появляются в результате внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования.

2. Приоритетность денежных факторов. В моделях кейнсианства деньги выполняют чисто пассивную роль и либо не задействованы вовсе, либо общая масса их задана извне. Монетаристы полагают, что среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не налоговые, не ценовые методы) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность.

3. Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, поскольку последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени.

4. Необходимость изучения мотивов поведения людей для построения экономических прогнозов.

Потребность в деньгах – это спрос на деньги. Он относительно стабилен. На него влияют три фактора: объем производства; абсолютный уровень цен; скорость обращения денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки).

Предложение – то количество денег, которое находится в обращении. Оно довольно изменчиво, задается извне, а не определяется экономическими факторами, хотя они и оказывают влияние на принимаемые решения. Предложение денег регулируется центральным банком.

Спрос на деньги и предложение денег – исходные параметры, под влиянием которых складывается монетарное равновесие. Оно связано с процессами, протекающими на товарном рынке.

Взаимосвязь денежного и товарного рынковмонетаристы придают денежному фактору и процентной ставке существенное значение – спрос на товары и инвестиции они связывают с денежным потоком. Изменение количества денег и скорости обращения денег влияет на совокупный спрос. Больше объем денежной массы – выше спрос на товары. С увеличением денежной массы происходит рост цен, а это стимулирует производителей к расширению объема производства, увеличению выпуска продукции.

Инфляция – чисто денежное явление. Причина инфляции – избыток денежной массы: «много денег – мало товаров».

Фридмен выводит правило, согласно которому денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста валового национального продукта. Это устраняет главную причину нестабильности экономики.

Контрольные вопросы

 

1. Обоснуйте основные положения монетаризма М. Фридмена.

2. Каковы основные категории монетаризма. В чем заключается правило Фридмена.

Тестовые задания

1. Понятие монетаризм представляет собой:

а) одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению;

б) новое совершенно самостоятельное современное экономическое течение;

в) течение в современной экономической науке, относящееся к кейнсианскому направлению.

2. Какие теоретические и методологические предпосылки лежат в основе монетаризма?

а) количественная теория денег;

б) теория относительной цены;

в) теория рыночного равновесия Л. Вальраса;

г) краткосрочный вариант концепции кривых Филлипса, кейнсианские модели;

д) неопозитивизм как основа методологии исследования экономических процессов;

е) все вышеперечисленное.

3. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:

а) приоритетности неденежных факторов;

б) приоритетности денежных факторов;

в) стабильности «кривой Филлипса»;

г) нестабильности «кривой Филлипса»;

д) Стабильности темпа роста количества денег с учетом «естественной нормы безработицы» (ЕНБ).

4. Альтернативная кейнсианству школа макроэкономического анализа, основанная американским экономистом, нобелевским лауреатом:

а) монетаризм;

б) институционализм;

в) неолиберализм;

г) маржинализм.

5. В основе монетаризма лежит:

а) трудовая теория стоимости Смита;

б) теория производственных факторов Сея;

в) теория прибавочной стоимости Маркса;

г) количественная теория денег А. Маршала.

6. По мнению монетаристов главной причиной инфляции является:

а) дефицит бюджета;

б) сокращение количества денег в обращении;

в) снижение спроса на деньги;

г) нет верного ответа.

7. Чем объясняются изъяны в экономике по Фридмену:

а) наличием безработицы;

б) вмешательством иностранных государств;

в) не состоянием экономики контролировать теневой рынок;

г) некомпетентным вмешательством государства.

8. «Денежное правило» Фридмена предполагает, что предложение денег должно увеличиваться темпами, соответствующими:

а) темпу роста процентной ставки;

б) темпу роста уровня цен;

в) темпу роста скорости оборота денег;

г) потенциальному темпу роста реального ВНП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История экономической науки опирается на изучение трудов известных авторов. Знакомство с эволюцией взглядов известных экономистов помогает яснее представить инструментарий, методы, обоснования экономических решений и экономической деятельности. «История экономических учений» является базой для изучения таких предметов, как микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика и др. В данном пособии при изложении материала основной акцент сделан на изучение основных этапов развития экономической мысли, а также на анализ воззрений представителей каждого направления.

Учебное пособие содержит контрольные вопросы и тестовые задания, что позволяет лучше усваивать теоретический материал. Экономические идеи российских экономистов, имеющие не только национальное значение, к сожалению, не вошли в настоящее издание. В перспективе планируется включить их в изложение основного материала, что расширит границы изучения отдельных вопросов и дисциплины в целом.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Агапова, И.И. История экономической мысли: курс лекций / И.И. Агапова. – М.: Тандем, Экмос, 2010.

2. Бартенев, С.А. История экономических учений: курс в схемах: учебное пособие / С.А. Бартенев. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.

3. Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник. – М.: Магистр, 2010.

4. История экономических учений / под ред. В.В. Круглова и др. – СПб: Питер, 2008.

5. История экономических учений (современный этап): учебник / под ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2008.

6. История экономических учений: учебное пособие / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2010.

7. Титова, Н.Е. История экономических учений: курс лекций / Н.Е. Титова. – М.: Владос, 1997.

8. Фролова, Т.А. История экономических учений: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

9. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2010.

10. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник. – 4-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: