Предмет изучения – институты, которые рассматривается в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне ее. К институтам относятся разнообразные категории и явления (государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы и т.п.), предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию и главное – эволюцию экономики. Альтернатива неоклассическому направлению экономической теории, которое анализирует как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития.
Три течения институционализма:
1. Социально-психологическое (технократическое) Торстейн Веблен (1857–1929) «Теория праздного класса» (1899 г.).
2. Социально-правовое (юридическое) Джон Коммонс (1862–1945) «Институциональная экономика. Ее место в политической экономии» (1934 г.).
3. Конъюнктурно-статистическое (эмпирико-прогностическое) Уэсли Клэр Митчелл (1874–1948) «Лекции о типах экономической теории» (1935 г.).
Предмет изучения и основные концепции ведущих теоретиков институционального направления экономической мысли:
Предмет изучения Т. Веблена – институты, как результаты процессов, происходивших в прошлом. Следовательно, существует необходимость их обновления в соответствии с законами эволюции и «требованиями настоящего времени», т.е. привычными способами мышления и общепринятым поведением. Основные теории:
1. Эффект Веблена:для представителей «имущего непроизводственного» класса могут, существовать особые цены на товары, символизирующие показатель их «престижности», а не истинное проявление закона спроса. Это ситуация, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утрата его «актуальности» либо «престижности» среди населения, и тогда этот товар перестает пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены может возрасти.
2. Концепция реформ:ускорение научно-технического прогресса и возрастание роли инженерно-технической интеллигенции.
Предмет изучения Джона Р. Коммонса – коллективные институты (семья, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, государство, правовые отношения и другие), приоритетное внимание уделял юридическим и правовым институтам. Основные теории:
1. Теория стоимости в соответствии с которой, стоимость товарной продукции, как результат юридического соглашения коллективных институтов, к которым относятся союзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения.
2. Концепция реформ:необходимость создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики.
Предмет изучения У. Митчелла – взаимосвязь экономических проблем с неэкономическими, в частности с проблемами социологии, культуры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе. Главные концепции:
1. Выявление влияния на экономические факторы (в категориях денежного обращения, кредита, финансов и других) неэкономических факторов (в том числе психологических, поведенческих и прочих) посредством изучения конкретных цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки.
2. Попытка обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте три течения институционализма.
2. Дайте характеристику предмету изучения и основным концепциям Т. Веблена, в чем заключается эффект Веблена.
3. Коллективные институты, как предмет изучения Д. Коммонса, его основные теории.
4. Как определяет взаимосвязь экономических проблем с неэкономическими У. Митчелл
Тестовые задания
1. Одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е гг. XX в. в качестве альтернативы неоклассическому:
а) маржинализм;
б) меркантилизм;
в) протекционизм;
г) институционализм;
д) канонизм.
2. Направление, считающее предметом экономической теории весь комплекс факторов как экономических, так и неэкономических:
а) монетаризм;
б) меркантилизм;
в) институционализм;
г) неоклассицизм.
3. Термин «институционализм» имел содержательной нагрузкой:
а) всю совокупность социально-экономических факторов;
б) государственное регулирование;
в) протекционистские идеи;
г) зависимость изменения цен от количества денег;
д) дифференциацию продукта;
е) рыночную ситуацию.
4. В качестве предмета экономического анализа институционализм выдвигает:
а) сферу производства;
б) сферу производства и обращения;
в) экономические и неэкономические факторы.
5. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи:
а) с неизменными ценами;
б) со снизившимся уровнем цен;
в) с возросшим уровнем цен.
6. В результате рекомендуемых реформ Т. Веблен предвещает:
а) сохранение приоритетной роли финансовых слоев «бизнеса»;
б) переход к «индустриальной системе»;
в) переход к социалистическому обществу.
7. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется:
а) затратами труда;
б) соотношением спроса и предложения;
в) юридическим соглашением «коллективных институтов».
8. Из названных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие:
а) социализм;
б) финансовый капитализм;
в) капитализм свободной конкуренции;
г) денежное хозяйство;
д) административный капитализм.
9. Выберите представителей институционального направления в экономической науке:
а) А. Смит, М. Фридмен, Ф. Визер;
б) Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл;
в) П. Самуэльсон; В. Парето, Д. Кларк.
10. Институционалисты исходят из того, что люди нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия.
а) да
б) нет