Понятие о формах обучения. Классификация форм обучения.




Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе

1. Понятие о формах обучения. Классификация форм обучения.

2. Развитие форм обучения в истории образования.

3. Классификация уроков, типы уроков

4. Требования к современному уроку

5. Вспомогательные дидактические формы организации учебной деятельности.

 

Понятие о формах обучения. Классификация форм обучения.

Важным компонентом учебного процесса являются формы его организации.

Каждая форма обучения характеризуется различной степенью самостоятельности учащихся, различным сочетанием коллективного и индивидуального обучения, различными способами управления со стороны педагога.

Слово форма — латинское, означает внешний вид. Значит, форма организации обучения означает внешнюю сторону учебного процесса, и связана с количеством учащихся, местом обучения, порядком его осуществления.

Формы обучения – целенаправленная четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система учебно-познавательного взаимодействия учителя и учащихся.

В современной педагогике различают общие формы обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Формы обучения:

· фронтальная;

· групповая;

· индивидуальная;

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.

Достоинства:

– содержание образования и темп обучения полностью индивидуализируются с учетом природных задатков и психологических особенностей ученика;

– учебные задания выполняются учеником с непосредственной или косвенной помощью педагога, что обусловливает высокую результативность процесса обучения;

– возможность осуществления педагогом систематического контроля за работой учащегося

Недостатки:

– отсутствует возможность приобрести навыки работы в коллективе, сравнить результаты своей работы с результатами работы других;

– не формируются умения преподносить информацию публично, отрабатывать и контролировать технику общения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: