Основы научных знаний о семье.




С ЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Учебное пособие

Новочеркасск-Ростов н/Д

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«НОВОЧЕРКАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕЛИОРАТИВНАЯ АКАДЕМИЯ»

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Учебное пособие

Для студентов ВУЗов

Е издание, переработанное и дополненное

Под редакцией профессора

Циткилова П.Я.

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»

Новочеркасск-Ростов н/Д

ББК С 56 я 7

С-309

 

Коллектив авторов:

1. Д.и.н., профессор, зав. кафедрой социальной истории и культурологии Новочеркасской государственной мелиоративной академии (НГМА), академик Академии социального образования Циткилов П.Я. (предисловие, тема 1,2)

2. К.и.н., профессор, декан гуманитарного факультета, зав. кафедрой «Социальные технологии» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) Рубаник А.Н. (темы 3, 9)

3. Д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии НГМА Николаева Л.С. (тема 9)

4. К.с.н., доцент, декан факультета социальной работы НГМА Мартынов Л.В. (тема 7)

5. К.и.н., доцент кафедры социальной истории и культурологии НГМА Белякова Е.Ю. (предисловие, темы 3, 4, 5, 7, 9)

6. К.и.н., доцент кафедры социальной истории и культурологии НГМА Сафронкина Е.И. (тема 8)

7. К.с.н., доцент кафедры социальной истории и культурологии НГМА Литвяков М.В. (тема 10)

8. Ст. преп. кафедры социальной истории и культурологии НГМА Чепоруха Г.А. (тема 6)

 

Рецензент: д.с.н., профессор, зав. кафедрой «Социальные технологии» Южно-российского государственного университета экономики и сервиса Шилкина Е.Л.

 

Семьеведение [Текст]: учеб. пособ. для студ. вузов /Под ред.

С-309 П.Я. Циткилова; Новочерк. гос. мелиор. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новочеркасск; Ростов н/Д: Логос, 2009. – 196 с.

 

Учебное пособие по дисциплине «Семьеведение» разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Материалы данного учебного пособия позволят студентам выявить особенности социальной работы с семьями различных типов в современных условиях. Имеющийся документальный материал может быть использован студентами для углубленного и качественного изучения отдельных тем и вопросов.

ISBN 5-7051-0108-9 © Новочеркасская

государственная

мелиоративная академия,

© Коллектив авторов, 2009

 

Под общей редакцией профессора Циткилова П.Я.

 

Коллектив авторов:

 

9. Д.и.н., профессор, зав. кафедрой социальной истории и культурологии Новочеркасской государственной мелиоративной академии (НГМА), академик Академии социального образования Циткилов П.Я. (предисловие, тема 1,2)

10. Д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии НГМА Николаева Л.С. (тема 9)

11. Д.ф.н., профессор, проректор Московского государственного социального университета (МГСУ) Никитин В.А. (темы 2, 9)

12. К.и.н., доцент, декан гуманитарного факультета, зав. кафедрой «Социальные технологии» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) Рубаник А.Н. (темы 3, 9)

13. К.с.н., доцент, декан факультета социальной работы НГМА Мартынов Л.В. (тема 7)

14. К.и.н., доцент кафедры социальной истории и культурологии НГМА Белякова Е.Ю. (предисловие, темы 3, 4, 5, 7, 9)

15. К.и.н., доцент кафедры социальной истории и культурологии НГМА Сафронкина Е.И. (тема 8)

16. К.с.н., доцент кафедры социальной истории и культурологии НГМА Литвяков М.В. (тема 10)

17. Ст. преп. кафедры социальной истории и культурологии НГМА Чепоруха Г.А. (тема 6)

 

 

Рецензент: д.с.н., профессор, зав. кафедрой «Социальные технологии» Южно-российского государственного университета экономики и сервиса Шилкина Е.Л.

 

Семьеведение: Учебное пособие для вузов. /Под ред. П.Я. Циткилова. - Новочеркасск; Ростов н/Д: Пегас, 2008

 

 

ISBN 5 - 900 - 548 - 17 - 9

 

Предисловие

Семья – уникальнейший феномен социальной жизни. Ее часто называют микрокосмосом нашего существования. И две тысячи лет тому назад, и сегодня именно в семье человек находил и находит все то, что ему необходимо каждый день и час – заботу, внимание, любовь, эмоциональную поддержку. Она помогает ему решать многие жизненные проблемы.

Семья является сложным и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства важнейшего социального института общества и малой социальной группы, оказывающей определяющее влияние на личность. Несмотря на большое разнообразие вариантов организации сексуальной жизни наших современников семья, создаваемая на основе брака, является единственной социально одобряемой формой жизнедеятельности людей в сфере их воспроизводства. Фактические, так называемые альтернативные модели семьи существуют не потому, что ценность самой семьи поставлена под сомнение, а потому, что рядом с этой ценностью появились и многие другие, преимущественно индивидуалистической направленности.

Коллективизм, который был наиболее сильно присущ патриархальной семье, выражен в меньшей мере в современных эгалитарных семьях. Реалии сегодняшнего дня – высокая ценность не столько брака, сколько семьи, все в большей степени выступающей как психологическое убежище для взрослых, как общность, объединяемая их взаимопониманием, готовностью помочь, сознанием своей необходимости друг другу.

В современных условиях, когда общество нестабильно, связь индивида с семьей делается все более тесной и глубокой. Семья как минигруппа единомышленников способна облегчить тяжесть общественных потрясений, выпавших на долю индивида, и уберечь его от наиболее тяжелых и трудно поправимых последствий.

Несмотря на кризисные явления в семье, всеобщность и универсальность семейного образа жизни сохранится и в будущем.

Для большинства людей семья остается вне конкуренции с другими ценностями, и это служит залогом стабильности в функционировании семьи как социального института. Семья как малая группа в основе своей сохраняет устойчивость.

Семьеведение как наука, нацеленная на осмысление сущности семьи, изучает особенности развития семейных отношений, специфику внутренних и внешних связей семьи. Как учебная дисциплина семьеведение дает знания об основных этапах и тенденциях развития брачно-семейных отношений в России и за рубежом, выявляет удовлетворенность супругов брачно-семейными отношениями. Она также изучает особенности социальной работы с семьями различных типов в современных условиях, анализирует опыт социальной работы с семьей в различных странах. Семьеведение является одной из базовых специальных дисциплин программы подготовки специалистов по социальной работе.

Проблемы семьи, семейной жизни уже не одно десятилетие привлекают внимание исследователей, ученых, специалистов социальной работы. В советской социологической науке рост внимания к изучению семьи связан с именем А.Г.Харчева и выходом его классического труда «Брак и семья в СССР». Автор на широком историческом, философском, социологическом материале рассмотрел вопросы происхождения семьи, ее функций, взаимоотношение личностей в семье, вопросы удовлетворенности браком и семьей, проанализировал вопросы нестабильности брака.

Важный вклад в социологическое исследование про­блем семьи внесли такие известные социологи как Анто­нов А.И., Мацковский М.С., Медков В.А., Го­лод С.И., Черняк Е.М. и др. авторы. Их работы ориентированы на изучение тех или иных сторон функционирования семьи, определенного ее типа, места семьи в обществе, социального ее статуса и экономического положения.

Широкое признание у специалистов получило учебное пособие ученых Московского госуниверситета им. М.В.Ломоносова А.И.Антонова и В.М.Медкова «Социология семьи», изданное в 1996 г. В нем раскрывается сущность социологии семьи как самостоятельной отрасли социологии, анализируются типы семейного поведения, показана специфика социальных проблем семьи и семейной политики. В 2005г. вышло в свет новое издание коллективного труда «Социология семьи» под редакцией А.И. Антонова.

По мере становления в 90-е годы ХХ в. социальной работы как профессиональной деятельности возникла потребность в разработке проблем семьи с учетом социономической специфики. Она в определенной мере была реализована в рамках учебного курса «Семьеведение». Под редакцией профессора Л.Т.Шинелевой было подготовлено и издано в 1997 г. учебное пособие «Феминология и семьеведение». Этот коллективный труд является по сути дела первым учебным изданием «Семьевдение» для вузов.

Вклад в разработку семьеведческой проблематики внесли и авторы первого отечественного учебника по социальной работе - двухтомника «Теория и методика социальной работы», изданного в 1994 г., под редакцией ныне академика РАН Жукова В.И. Творческий коллектив учебника «Основы социальной работы» под руководством П.Д.Павленка, пособия «Социальная работа», ростовских авторов под редакцией В.И. Курбатова изданные в конце 1990-х и переизданные в начале 2000-х гг. также внесли вклад в разработку семьеведческой тематики. Ею занимались и специалисты ряда регионов (Барнаул, Тверь, Саратов и др.). Определенное внимание проблемам семьеведения уделено в справочном пособии по социальной работе под редакцией А.М.Панова и Е.И.Холостовой, изданного в 1997 г. Пятый раздел данного пособия непосредственно посвящен вопросам социальной работы с семьями.

Интерес к проблемам функционирования института семьи продолжился и в 2000-е годы. Глава 15 учебного пособия Фирсова М.В. и Студеновой Е.Г. «Теория социальной работы», изданного в Москве в 2000г., рассматривает семью в контексте социальных проблем клиента. Концептуальная основа учебника Куликовой Т.А «Семейная педагогика и домашнее воспитание», изданного в Москве в 2000 г., - признание приоритетной роли семьи в формировании личности ребенка. В учебнике дается развернутая характеристика современной семьи, освещаются особенности семейного воспитания, рассматривается взаимодействие семьи с другими социальными институтами образования.

Семьеведческая тематика не была обойдена и в учебнике «Технологии социальной работы» под общей редакцией Е.И.Холостовой, изданном в Москве в 2001 г. Заслуживает внимания учебное пособие по семьеведению, подготовленное в 2001 г. в соавторстве новочеркасским ученым, профессором Л.С.Николаевой. В нем сделана попытка осветить важнейшие теоретические аспекты проблем семьи.

В 2002 г. ученым Мордовского государственного университета Савиновым Л.И. было подготовлено и издано в г.Саранске оригинальное учебное пособие по семьеведению. В нем автор обстоятельно (в рамках самостоятельных глав) проанализировал такие аспекты семьеведческой проблематики, как социальный институт добрачного поведения, репродуктивная функция семьи и др. Предметом осмысления Савинова стало чувство любви как высшая ценность человеческого бытия.

В современных условиях социальная работа с семьей остается в числе приоритетных направлений социальной поддержки населения. Данная проблематика нашла отражение в работе Зубковой Т.С. и Тимошиной Н.В. «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи», изданной в Москве в 2003г. Авторы рассматривают различные типы

семей, в том числе и составляющие группу риска. Особое внимание уделено деятельности социального работника в таких семьях, дается характеристика каждой группы риска. В учебном пособии «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования» под редакцией Е.Г. Силяевой, изданном в Москве в 2004 г., характеризуются типичные проблемы супружеских и родительско-детских взаимоотношений, анализируются типы семейных конфликтов, важное место отводится методам социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.

Определенный интерес представляет учебное пособие по семьеведению Зритневой Е.И. и Клушиной Н.П., вышедшее в московском издательском центре ВЛАДОС в 2006 г. Оно раскрывает такие аспекты семейно-брачных отношений как социология семьи, психология семейных отношений, основы социальной работы с семьей. Определенный вклад в изучение особенностей различных типов семьи вносит пособие Николаевой Я.Г. «Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям», вышедшая в этом же году в одноименном издательстве. В пособии дается комплексный анализ жизнедеятельности неполной семьи: проблемы воспитания и здоровья, феминизации бедности, взаимодействия государственных органов власти и неполной семьи. Автор широко освещает зарубежный опыт, предлагает оригинальную авторскую методику работы с неполными семьями.

В центре внимания книги известного российского ученого-психолога В.Н.Дружинина «Психология семьи», изданной в 2006г. в Санкт-Петербурге, находится «внутренняя жизнь семьи»: структура отношений между ее членами, стили воспитания и их влияние на развитие личности ребенка. Особый интерес вызывает раздел, раскрывающий характер взаимосвязи между интеллектуальным развитием ребенка и типом семьи.

Среди учебников и учебных пособий, посвященных изучению учебного предмета Семьеведение, следует назвать учебное пособие Дивицыной Н.Ф. «Семьеведение», вышедшее в Москве в 2006г. Однако ее автор допустил явный плагиат, скопировав многие страницы из первого издания нашего пособия, изданного в 2002г. в Ростове-на-Дону под редакцией Циткилова П.Я. Весьма значительный материал, этого пособия фактически без изменений лег в основу работы Дивицыной Н.Ф. Более того, материал темы 9 «Зарубежный опыт социальной работы с семьями» полностью использован в ее последней лекции «Зарубежный опыт социальной защиты семьи». Такой подход к написанию учебной литературы неприемлем.

Необходимо также отметить работу видного специалиста по проблемам теории и практики социальной работы Холостовой Е.И. В 2006г. ею было издано учебное пособие «Социальная работа с семьей», где использованы интересные статистические данные и сделана попытка дать обоснование социальной работе как фактору стабилизации семьи.

И все же названные работы не могут в достаточной мере удовлетворить потребности в литературе по семьеведению студентов вузов Российской Федерации, где ведется подготовка специалистов по социальной работе. С учетом этого, нами было подготовлено второе, переработанное и существенно дополненное издание по курсу «Семьеведение». При его написании мыруководствовались Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040101 - «Социальная работа».

В соответствии с требованиями Госстандарта в пособии определен предмет семьеведения, проанализированы функции и типы семьи. Особое внимание уделено таким проблемам, как семья и брак, семья и быт, основные направления и технологии социальной работы с семьей и др. Практически в каждой теме учебного пособия сделана попытка отразить современный опыт социальной работы с семьями, показать специфику и особенности этой деятельности. Отдельная тема посвящена проблемам современного развития семьи за рубежом.

В структурном отношении учебное пособие включает в себя десять глав, посвященных различным аспектам семейных отношений, семейной политики и социальной работы с семьями. При этом авторами пособия особое внимание уделено специфике социальной работы с различными категориями семей, нуждающихся в социальной поддержке, во внимании и заботе. В числе таких семей: неполные семьи, асоциальные, социопатогенные, многодетные, молодые семьи и семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями.

В конце каждой темы дан перечень докладов и рефератов, который может быть предложен студентам для углубленной проработки отдельных вопросов. Здесь же приводится и дополнительная литература по каждой из десяти тем.

Учебное пособие рекомендуется прежде всего студентам высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Социальная работа» и «Социология». Материалы данного пособия могут быть использованы и практическими социальными работниками, специалистами по социальной работе, всеми, интересующимися проблемами социального развития общества, вопросами семейной политики.

Авторский коллектив с благодарностью примет замечания и пожелания по работе. Просим присылать их по адресу: 346428 Ростовская область, г.Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111. Новочеркасская государственная мелиоративная академия, факультет социальной работы, кафедра социальной истории и культурологии. Профессору Циткилову П.Я.

 

 

Тема I

Основы научных знаний о семье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: