Понятие семьи, ее происхождение и функции




Универсальной формой организации и упорядочения личной жизни людей является семья. Она представляет собой, прежде всего малую социальную группу, состоящую из лиц, связанных родством и общностью хозяйства. В рамках семьи могут объединяться не только лица с кровнородственными связями, но и приравненными к ним (путем заключения брака или оформления опекунства над ребенком). Семья как малая социальная группа призвана обеспечивать максимально возможную взаимоподдержку её членов.

По мере развития общественных отношений деторождение становилось не просто естественной необходимостью самой семьи, но и одной из фундаментальных потребностей всего общества. Без устойчивого воспроизводства не могло быть и общественного прогресса. Кроме того объективное стремление людей к сохранению стабильного характера семейных отношений требовало организации правового и морально-этического их регулирования. Уже в эпоху древнего мира стали появляться первые законодательные акты, направленные на обеспечение устойчивости семьи. Все это вело к закреплению за семьей не только свойств малой социальной группы, но и социального института, который является особой системой общественных связей, социальных норм, морально-этических и других отношений, удовлетворяющих важнейшие потребности общества.

Семья как социальный институт призвана обеспечивать важнейшую общественную потребность в воспроизводстве человеческого рода. В связи с этим многие социологи полагают, что семья является первым социальным институтом в истории общества. При переходе человечества к более сложным культурным и цивилизационным общностям возникли другие социальные институты (политические, экономические, институты образования и религии). Внутри них со временем стали оформляться неосновные социальные институты, удовлетворяющие менее глобальные потребности людей и решающие во многом специализированные задачи общественной важности.

В социологической и психологической литературе приводятся различные определения понятия семьи. При этом авторы стремятся использовать некоторые характеристики типов и функций семьи (А.И. Антонов, С.В. Дармодехин, Ю.Е. Алешина и др.) По справедливому мнению А.И. Антонова, в дефиниции семьи должны сочетаться, а не противостоять друг другу, признаки семьи как социального института и социальной группы. Если руководствоваться таким критерием, то семью можно определить как особую форму организации личной жизни супругов, их родителей и детей, связанных общностью быта, традиций, взаимной правовой и моральной ответственностью.

В глубокой древности первобытные люди, которые длительное время сохраняли в себе примитивные признаки человекообразных существ, повинуясь естественным половым инстинктам, вели беспорядочные половые связи, что нередко вело к противоборству и столкновениям. Сам ход исторического развития обусловил необходимость появления семьи. Экономическая предпосылка создания семьи была связана с развитием производительных сил и появлением избыточного продукта. Для приумножения его, а также сохранения и наследования требовалась более устойчивая общность лиц, объединенных родством и хозяйственной жизнью, то есть семья. Смысл социальной предпосылки возникновения семьи заключается в усиливавшейся потребности первобытных людей в обучении подрастающих детей не только навыкам выживания, но и существования в условиях, менявшихся по мере развития общественного прогресса. Такие, говоря современным языком, социализаторские знания и навыки можно было получить прежде всего в семье.

Первым шагом на пути к созданию семьи стало введение ограничений на половую связь. Это было своеобразной социальной формой контроля, регулирующей отношения между мужчинами и женщинами.

Ряд авторитетных ученых ХIХв. (Льюис Морган, Фридрих Энгельс и др.) определили важнейшие этапы исторической эволюции семьи. Их многие оценки и научные обобщения по данному вопросу сохраняют свою актуальность и сегодня. Льюисом Морганом были сформулированы следующие ступени становления семьи:

- кровнородственная семья, в которой брачные группы разделены по поколениям, а половые отношения исключаются только между предками и потомками, между родителями и детьми;

- пуналуальная семья, которая исключала супружеские отношения теперь между сестрами и братьями;

- парная семья, которая соединяла отдельные пары на относительно продолжительный срок, сохраняя за мужчиной право на неверность, а за двумя супругами право на легкое расторжение брака с принадлежностью детей только матери;

- моногамная семья, которая соединяла семейную пару прочными узами с целью пожизненного супружества и обеспечения бесспорности происхождения детей от определенного отца, имущество которого они наследовали.

Именно моногамная или единобрачная семья в большинстве стран мира узаконена обществом. Однако в реальной жизни такая семья далеко не всегда являет собой союз между мужчиной и женщиной, основанный на согласии и любви.

По мере развития семьи как социального института формировались основные группы семейных потребностей, а у ее членов складывались важнейшие социальные роли. Совокупным проявлением семейных потребностей и ролей являются функции семьи. Они по своей сути отражают исторический характер связей между семьей и обществом. К числу важнейших семейных функций можно отнести: хозяйственно-экономическую; репродуктивную; сексуальную (гедоническую); образовательно-воспитательную (социализации); эмоционально-психологическую (психотерапевтическую); рекреативно-досуговую; функцию социального контроля; социально-статусную (регенеративную) и др.

Хозяйственно-экономическая функция связана с обеспечением семьи продуктами питания, с приобретением и содержанием одежды, обуви, домашнего имущества, а также с благоустройством жилья, организацией быта, ведением домашнего хозяйства. В основе этой функции лежит материальное обеспечение семьи и рациональное распределение домашнего труда между ее членами, основанное на уважении и взаимопомощи. Если в деле материального обеспечения приоритетная роль сохраняется за мужчиной, то в ведении домашнего хозяйства - за женщиной.

Репродуктивная функция обеспечивает биологическое воспроизводство общества и удовлетворяет потребность супругов в детях. В современной России существуют серьезные проблемы в выполнении этой функции. Суммарный коэффициент рождаемости в нашей стране на рубеже ХХ-ХХІв. снизился до 1,0, что в значительной мере объяснялось экономическим неблагополучием и широкими масштабами бедности. Ведь появление первенца в семье снижает ее жизненный уровень примерно на 30%.

По подсчетам ученых, чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью.[1] С целью ослабления демографического кризиса и создания дополнительных условий для выполнения российскими семьями репродуктивной функции правительством нашей страны в 2006-2007гг. и в последующие годы было предпринято ряд конкретных мер (повышены размеры пособия по беременности и родам, пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; введены родовые сертификаты; установлен материнский капитал, составлявший в 2007г. 250 тыс. рублей). Такая политика стала позитивно сказываться на демографической ситуации. За неполный 2007г. (январь-сентябрь) в Российской Федерации родилось почти 832 тыс. младенцев,[2] что стало самым высоким показателем рождаемости за весь период современной истории России. Однако эти позитивные подвижки не следует преувеличивать. Ситуация с выполнением репродуктивной функции остается все еще тревожной.

Свою специфику имеет сексуальная функция семьи. Она обеспечивает удовлетворение потребности супругов в регулярном и безопасном сексе. Нельзя отождествлять эту функцию с репродуктивной. Ведь в отдельных семьях по объективным причинам может не быть детей, что не снимает потребности в реализации сексуальной семейной функции. Без нормальной сексуальной жизни человеческая сущность обедняется. Как справедливо заметил швейцарский психолог Гюггенбюль-Крейг, сексуальность – это не только естественная биологическая деятельность, но и символ постижения смысла жизни, стремления к божественному.[3]

В реализации сексуальной функции семьи имеется и такой аспект, как ответственность супругов за сексуальное воспитание детей. В настоящее время во многих российских семьях родители не уделяют ему должное внимание. По данным Т.С. Зубковой и Н.В. Тимошиной, в современной России лишь 7% мальчиков и 17% девочек узнают способы предохранения от беременности от своих родителей.[4]

Важнейшей семейной функцией является образовательно-воспитательная или социализации. Она направлена на полноценное развитие личности подрастающего поколения путем передачи от родителей детям знаний и навыков освоения социальной среды. Образовательный процесс в семье реализуется нередко таким образом, что в роли «учителей» выступают матери, отцы, старшие братья, сестры, дедушки, бабушки. Функция социализации не только нацелена на развитие у подрастающего поколения социальных навыков, но и позволяет родителям самореализоваться в своих детях.

В Российской Федерации образовательно-воспитательная функция выполняется семьями в недостаточной мере. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования. Судя по материалам социологического опроса, проводившегося в конце 90-х – начале 2000-х гг. в Татарстане, Чувашии и Республике Марий Эл, лишь чуть более половины супругов, состоявших в браке, уделяло воспитанию детей минимально необходимое количество времени. Почти треть опрошенных (29%) занималось детьми от случая к случаю. Эти данные были приведены в научной публикации Л.В. Карцевой в журнале «Социс» за 2003г.

Тенденция ослабления функции социализации не преодолена и сегодня. Объясняется это сохраняющейся перегруженностью большинства родителей на работе. Наиболее болезненно на детях сказывается высокая занятость женщин-матерей. По данным некоторых исследователей (Т.А. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк и др.), в современной России работающая мать проводит с ребенком в среднем всего 1 час 24 минуты в сутки.[5]

Особое место в системе семейных функций занимает эмоционально-психологическая или психотерапевтическая. Она призвана удовлетворять потребности человека в общении с близкими людьми, в получении индивидуальной психологической защиты и эмоциональной поддержки. Без нормальной реализации этой функции члены семьи не чувствуют в своем доме психологического комфорта, эмоционального тепла, теряется ощущение личной значимости.

Благодаря реализации эмоционально-психологической функции, в семьях формируется благоприятный психологический климат. Члены таких семей с доверием и уважением относятся друг к другу и с особым почтением - к родителям. Проявлением благоприятного психологического климата в семье является способность ее членов открыто выражать свое мнение и помогать друг другу в оценивании позиций по любому вопросу. Как правило, такая семья бывает открыта для окружающих, а ее члены поддерживают добрые отношения с родственниками, соседями, знакомыми.

Рекреативно-досуговая функция направлена на поддержание здоровья членов семьи, восстановление их физических сил и проведение досуга. В ходе ее реализации рационализируется организация семейного отдыха с учетом наклонностей, темперамента, хобби каждого члена семьи. Досуг как смена деятельности, исключающая праздное времяпровождение, способствует поддержанию гармонии в семье. В условиях современной России, когда еще сохраняются многие проблемы в социально-экономическом развитии и супруги зачастую вынуждены трудиться на двух-трех работах, крайне мало остается свободного времени для семейного досуга. А это в конечном итоге сказывается на положении семьи в целом, на ее морально-психологическом климате.

Особую роль в сфере семейных отношений играет функция социального контроля. Она устанавливает меру ответственности членов семьи за их поведение в обществе, определяет характер обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений. На родителей обществом возлагается ответственность за формирование у детей общепринятых моральных норм поведения и применение определенных санкций (наказаний) при нарушении этих норм.

Социально-статусная или регенеративная (возобновляющая) семейная функция связана с наследованием определенного социального статуса и семейного имущества. Вместе с фамилией дети получают от родителей определенный уровень семейного достатка, различные стартовые возможности для самореализации в жизни.

Регенеративная функция предполагает и передачу детям от родителей имущественных ценностей, семейных реликвий и драгоценностей. Как справедливо заметила психолог Л.Б. Шнейдер, под семейными драгоценностями вовсе необязательно понимать ювелирные украшения.[6] Ими может быть, например, альбом с фотографиями и др.

По мере развития общества претерпевают изменения и семейные функции. Роль одних ослабевает, а других усиливается. В современной Российской Федерации в последние годы наблюдалась тенденция активизации хозяйственно-экономической и эмоционально-психологической функций. Однако снизилась роль репродуктивной, образовательно-воспитательной и др. функций. Их ослабление негативно сказывается на положении семьи в целом, на ее устойчивости. Она теряет некоторую свою социальную привлекательность, что сдерживает процесс выхода нашего общества из состояния семейного неблагополучия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: