Важнейшей сферой социальной деятельности государства является семейная политика. Она направлена на оптимизацию условий жизни семей и оказание необходимой социальной помощи наиболее нуждающимся из них. Семейная политика – это деятельность государственных и общественных органов, по укреплению семьи как социального института и созданию благоприятной среды для выполнения основных семейных функций.
Современная российская семья пока не стала приоритетным объектом государственной политики. Ряд авторитетных исследователей проблем семьи (А.И. Антонов, В.М. Медков и др.) неоднократно заявляли, что наше общество нуждается в просемейной реформе, направленной на укрепление брачно-семейных отношений, усилений духовной, репродуктивной, воспитательной и иных функций семьи. Однако до последнего времени в политике властей новой России преобладал декларативный подход к решению данной проблемы. Лишь с 2006г. в семейной политике государства наметился поворот в сторону системных и действенных мер, направленных на поддержку семьи и улучшение выполнения ею репродуктивной функции.
Основополагающими положениями семейной политики являются ее принципы. К важнейшим из них можно отнести:
· принцип автономности или суверенности семьи;
· принцип свободы выбора типа и ролевых функций семьи;
· принцип равноправия в семье при приоритете интересов ребенка (детей);
· принцип дифференцированности, адресности и доступности помощи семьям со стороны государства;
· принцип единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
· принцип социального партнерства в осуществлении семейной политики;
· принцип преемственности и стабильности в осуществлении государственной семейной политики.
|
Принцип автономности (суверенности) семьи заключается в самостоятельном принятии ею решений относительно своего развития. Семья имеет право самостоятельно определять образ жизни. Различные меры государственной семейной политики (экономические, правовые и др.) призваны не столько регламентировать поведение семьи, сколько способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможности для рациональной организации семейной жизни, для выбора форм семейного досуга и др. Однако государство вправе вводить и нормативные процедуры, устанавливать предписания, регулирующие определенные стороны семейной жизни. Такими нормативными документами могут быть процедуры регистрации или расторжения брака, супружеские права и обязанности и др.
Супруги имеют право выбирать семейный тип, который им наиболее приемлем. Именно они определяют, какая у них будет семья: многодетная или малодетная, партнерская или авторитарная, гомогамная или гетерогамная. Члены семьи сами определяют свои ролевые функции. Но при этом и государство свободно в принятии решений по поддержке той модели семейного поведения и того типа семьи, которые в большей мере соответствуют интересам общества.
Принцип равноправия в семье предполагает достижение справедливого распределения семейных обязанностей между супругами, а также обеспечение равных возможностей самореализации в трудовой, творческой, воспитательной, досуговой и иных сферах жизнедеятельности. При наличии детей равноправие в семье необходимо обеспечивать с учетом их приоритетных интересов. Меры государственной семейной политики должны быть направлены, прежде всего, на защиту ребенка, на обеспечение его полноценного психологического, физического, интеллектуального и социального развития.
|
Принцип дифференцированности, адресности и доступности помощи государства семье нацелен, с одной стороны, на создание нормальных условий для общественно полезной деятельности активных членов семьи. С другой стороны, этот принцип исходит из необходимости предоставления государством социальных гарантий нетрудоспособным, и нуждающимся в поддержке членам семьи. Создание условий для экономически активных граждан включает в себя принятие таких мер, как расширение рабочих мест с учетом интересов семей с малолетними детьми, развитие семейного бизнеса, расширение практики профессиональной переподготовки и др. Государственной обязанностью является безусловная защита семьи в случае нищеты и лишений ее членов, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов.
Принцип единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях означает, что ее цели едины для всей страны. Независимо от места проживания семьи, ей гарантируется предоставление минимальных социальных гарантий и льгот, установленных на федеральном уровне. Они могут дополняться органами власти субъектов Российской Федерации и местными самоуправлениями. Такими являются региональные программы семейной политики, функционирующие во многих краях, областях, автономных республиках нашей страны. Они позволяют обеспечить предоставление мер дополнительной адресной помощи семьям, нуждающимся в социальной поддержке.
|
Примером реализации принципа единства семейной политики на федеральном и региональным уровнях является практика принятия областных (краевых) законов и постановлений местных администраций на основе соответствующих решений и нормативно-правовых актов федеральных органов власти. Российское правительство в августе 2002г. утвердило специальную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», входящую в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Вскоре в субъектах Российской Федерации были приняты местные постановления и целевые программы поддержки молодых семей. Администрация Ростовской области 1 декабря 2003г. утвердила положение «О порядке предоставления гражданам бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого (строящегося) с помощью жилищного займа или кредита», которым предусматривались и меры поддержки молодых семей. Кроме того, в августе 2006г. областным законом №501-3С была утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области» на 2006-2010 годы. В ней определена система программных мер, расписаны механизмы их реализации и возможности осуществления контроля за выполнением программы.
Принцип социального партнерства в осуществлении семейной политики предполагает участие различных заинтересованных и ответственных социальных субъектов в решении проблем семьи. Здесь особую актуальность приобретает сотрудничество государственных органов с общественными объединениями, творческими союзами, благотворительными и религиозными организациями, предпринимателями и другими возможными субъектами семейной политики.
Принцип преемственности означает сохранение имеющихся социальных норм, достигнутых социальных гарантий, а также эффективных традиционных форм семейной политики. Такой подход позволяет обеспечить стабильность мер в этой сфере социальной деятельности.
С учетом специфики вышеназванных принципов и реального социально-экономического положения страны можно определить основные направления государственной семейной политики. К их числу следует отнести:
· совершенствование нормативно-правовой базы функционирования семьи;
· развитие системы мер материально-экономической помощи семьям;
· обеспечение информационной защиты семейной морали;
· расширение сети и улучшение работы учреждений социального обслуживания семьи;
· государственная поддержка общественных и благотворительных организаций, занимающихся проблемами семьи.
В конце 1995г. был принят новый Семейный Кодекс Российской Федерации. Он нацелен на более полное правовое обеспечение гарантий и прав граждан страны в сфере семейных отношений. Действуют в нашей стране и законодательные акты, определяющие меры поддержки многодетным, малообеспеченным и др. категориям семей. Однако российское семейное законодательство далеко от совершенства.
В законодательном оформлении нуждаются ряд важных предложений ученых и практических работников социальной сферы, которые направленны на укрепление российской семьи и повышение уровня ее благосостояния. Среди них следует назвать предложение профессора А.И. Антонова о поэтапном введении в нашей стране системы семейной зарплаты. Она, будучи дифференцирована по числу детей, явилась бы важным стимулом для семей к обзаведению потомством, способствуя преодолению негативной тенденции депопуляции. Вероятно, что после соответствующего экономического обоснования, эта идея могла бы стать предметом рассмотрения российскими законодателями.
В расширении спектра социальной поддержки со стороны государства нуждаются неполные, многодетные семьи, а также семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями. Важно, чтобы все это получило свое законодательное оформление на федеральном уровне.
С учетом сохраняющегося экологического неблагополучия и снижения уровня здоровья населения Российской Федерации можно было бы на законодательном уровне рассмотреть вопрос об увеличении дородового отпуска по беременности с 70 до 100 календарных дней. Необходимость такого решения диктуется и демографическими проблемами.
Следующим направлением государственной семейной политики является развитие системы мер материально-экономической помощи семьям. Их комплекс, действующий в России с 2006г., включает в себя:
- выплату ежемесячных пособий на детей до 16 лет (для учащихся общеобразовательных учреждений - до окончания обучения, но не позднее 18 лет);
-предоставление льгот нуждающимся категориям семей (малообеспеченным, многодетным, семьям с детьми-инвалидами и др.);
- системное увеличение размеров женских пособий;
- распространение права получения женских пособий на неработающих молодых мам и введение дополнительных пособий для жен призывников;
- выдача родовых сертификатов;
- учреждение компенсационных выплат за детский сад;
- введение материнского капитала.
Ежемесячное пособие на детей до 16 лет (для учащихся до 18 лет), введенное в Российской Федерации еще с 1 января 1994г., было установлено в размере 70% минимального размера оплаты труда. С конца 1990-х гг. оно стало выплачиваться лишь малообеспеченным родителям, доход которых был меньше прожиточного минимума конкретного города (района). Размер пособия не изменялся длительное время, составляя лишь 70 руб. в месяц. В последние годы его величина определяется областными (краевыми) органами власти с учетом их финансовых возможностей. Так, в Ростовской области с 1 января 2008г. размер пособия на детей был определен в 200 руб., а для одиноких матерей – 400 руб. на ребенка. Кроме того, малоимущие семьи получают на детей до двух лет ежемесячные выплаты на детское питание в размере 400 руб.
Некоторые категории нуждающихся в социальной поддержке семей пользуются льготами. Их предоставление в большинстве случаев находится в компетенции местных органов власти. Многодетные семьи пользуются денежными льготами на оплату жилья и коммунальные услуги в размере до 50% их стоимости. Дети из таких семей получают право на бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте. На детей до 6 лет выдается ежемесячная компенсация для приобретения лекарств, а учащиеся из числа многодетных семей получает ее для обеспечения школьной и спортивной формой.
Льгота на уплату коммунальных услуг сохраняется и за семьями имеющими детей-инвалидов. Такие семьи имеют право на бесплатный проезд ребенка к месту лечения и обратно, а также другие льготы.
На семьи, имеющие детей-инвалидов, на многодетные и неполные семьи распространяются льготные нормы обеспечения жильем. В некоторых российских регионах действуют льготы по жилищно-коммунальным услугам и обеспечению твердым топливом для малообеспеченных семей.
Важной мерой материально-экономической помощи семьям является увеличение размера женских пособий. Так, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, возросло с 300 руб. в 2007г. до 325,5 руб. в 2008г. Этот рост и сама величина пособия мизерны. Но суть его заключается не в том, чтобы оказать существенную материальную помощь женщинам, а в том, чтобы простимулировать будущих мам вовремя позаботиться о своем здоровье и здоровье малыша.
Размер пособия женщинам на период их отпуска по беременности и родам (дородовой – 70 календарных дней и послеродовой – 70 календарных дней)* составляет 100% среднего заработка (дохода) по месту работы с ограничением максимального размера пособия за полный календарный месяц. Это пособие выплачивается женщинам, работающим по трудовому договору, независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа. С 1 сентября 2007г. «потолок» пособия увеличен с 16,125 руб. до 23,400 руб.
С января 2006г. размер пособия по рождению ребенка был увеличен с 6 тыс. руб. до 8 тыс. руб. С учетом индексации величина его в 2008г. составляла 8680 руб.
В последние годы увеличился и размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Оно рассчитывается исходя из 40% среднего заработка. В 2008г. его минимальный размер составлял 1627,5 руб. по уходу за первым ребенком и 3255 руб. – за вторым и последующими детьми. Максимальный размер пособия в 2008г. был равен 6510 руб. за полный календарный месяц. Осуществляется ежегодная индексация этого пособия.
С 2007г. единовременное пособие на рождение ребенка и ежемесячные выплаты на него до полуторагодовалого возраста стали получать и неработающие мамы. В 2008г. размер пособия по уходу за ребенком для неработающих женщин был равен 1627,5 руб. а за вторым и последующими детьми – 3255 руб.
В связи с отменой для молодых отцов многих видов отсрочек от службы в армии с января 2008г. введены дополнительные пособия беременным женам призывников. Им предоставлено право получать 14 тыс. руб. единовременного пособия, а после рождения ребенка – по 6 тыс. руб. ежемесячно за весь период службы мужа. Это пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.
К разряду средств материально-экономической помощи семьям относятся родовые сертификаты, которые были введены в нашей стране в 2005г. В 2006г. стоимость сертификата для женской консультации равнялась 2 тыс. рублей, а сертификата для родильного дома – 5 тыс. руб. С 1 января 2007г. стоимость сертификатов была увеличена соответственно до 3 и 7 тыс. руб.
Российским семьям с маленькими детьми с 2007г. может компенсироваться определенная величина оплаты за нахождение ребенка в детском саду. Министерство обороны РФ для семей военнослужащих компенсирует весь размер оплаты за детский сад.
Особым компонентом системы мер материально-экономической помощи семьям является введение с 1 января 2007г. материнского капитала. Первичный (базовый) материальный капитал тогда составлял 250 тыс. руб. Было также принято решение о ежегодном его индексировании в связи с инфляцией. В 2008г. эта сумма составляла 271, 25 тыс. руб., в 2009г. - 290,24 тыс. руб., а в 2010г. родители вправе рассчитывать на получение 307,65 тыс. руб.[31] Воспользоваться этими средствами можно по достижении малышом трехлетнего возраста или спустя три года после усыновления, потратив их на оплату образования ребенка, решение жилищных проблем семьи или на пополнение накопительной части пенсии матери.
Механизм реализации права женщин на решение жилищной проблемы с привлечением средств материнского капитала расписан в специальном правительственном документе «Правила направления средств (части средств) материнского семейного капитала на улучшение жилищных условий». По этим правилам средства материнского капитала можно использовать для совершения «любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах», связанных с жильем. То есть не важно, каким образом семья приобретает квартиру: в готовом доме или в строящемся, у организации или физического лица, будет ли семья расплачиваться сразу или возьмет кредит, - материнский капитал можно вложить в общую сумму во всех этих случаях.
Чтобы успеть воспользоваться материнским капиталом во втором полугодии, нужно подать заявление в Пенсионный фонд до 1 мая. Если деньги понадобятся в первом полугодии, то заявление должно быть подано в предыдущем году до 1 октября. Сама процедура перевода не очень долгая: ПФ обязан перевести деньги, куда ему указано, в течение 15 дней после того, как он получит соответствующие средства из федерального бюджета.[32]
Отдельными правилами расписана процедура использования материнского капитала на образование детей. В них оговорено, что направить эти деньги можно на нужды как взрослых детей, так и малышей: оплатить детский сад, музыкальную или художественную школу, а также учебу в среднем специальном или в высшем учебном заведении. Часть материнского капитала можно потратить на оплату проживания сына или дочери в общежитии. Для этого необходимо представить в Пенсионный фонд договор найма жилого помещения (в общежитии).
В семье может быть и такая ситуация, когда женщина, родившая второго и последующего ребенка, обеспечена жильем. Она также не имеет необходимости направлять финансовые средства на образование детей. В таком случае она вправе положить средства материнского капитала в накопительную часть своей собственной пенсии.
Вышеназванные меры материально-экономической помощи семьям, осуществляемые целенаправленно и последовательно с 2006г., начинают давать некоторые позитивные результаты. В Российской Федерации наметилась тенденция роста рождаемости, стало увеличиваться количество вторых рождений в семьях. Хотя следует признать, что это лишь небольшие позитивные подвижки в решении проблем семьи.
Важным направлением современной государственной семейной политики является обеспечение информационной защиты семейной морали. После распада СССР и развертывания процесса деидеологизации общества в нашей стране на определенное время возник идеологический вакуум. Но он вскоре стал заполняться стереотипами западной массовой культуры потребления, стержневым компонентом которой является идеал обогащения. В 90-е – начале 2000-х гг. средства массовой информации оказывали зачастую негативное влияние на семью, проповедуя культ силы, денег, жестокости, стремления достичь результата любыми средствами. Образцом для подражания молодежи иногда становились «справедливый» преступник или «крутой» парень, побеждающий противника с помощью жестокости и цинизма. Некоторые западные фильмы, транслирующиеся по российским телевизионным каналам, пропагандировали насилие и порнографию. Все это разлагающее влияло на моральные устои семьи. Отдельные телепередачи, являющиеся высокорейтинговыми среди молодежи, стали проводниками пошлости, а также насмешек над традиционными ценностями и историей страны.
В новой России изготовлялись и распространялись печатные издания, видеопродукция, пропагандирующие жестокость и порнографию. По некоторым данным, доля российской детской порнографии в платных сайтах Интернета составляла в начале 2000-х гг. более половины от всего массива.
Преодоление кризисных тенденций в развитии российской семьи невозможно без нравственного ее возрождения, без усиления ответственности средств массовой информации за моральное оздоровление народа, за популяризацию семейного образа жизни и укрепления семейных ценностей.
По инициативе руководителя Совета Федерации Законодательного собрания Российской Федерации в августе 2008г. в Госдуму был внесен проект закона о создании Общественного совета по нравственности в кино и на телевидении. Подобные советы функционируют во многих странах мира, включая государства Запада. Их создание вовсе не означает возврат к цензуре. Государство и общественность страны не могут беспомощно взирать на пропаганду зла, пошлости и насилия в электронных СМИ. Общественный совет по нравственности в кино и на телевидении призван установить некие разумные рамки тому беспределу, который порой появляется на экране.
Государство также нуждается в увеличении телепередач, работающих на семью, на укрепление ее нравственных основ. СМИ, например, располагают широкими возможностями по выявлению причин типичных семейных конфликтов, по их профилактике. С телеэкрана необходимо говорить не только о кризисных тенденциях в сфере семейных отношений, но и пропагандировать образ жизни благополучных семей, показывать положительные стороны жизни многодетных и среднедетных семей, преимущества официального брака над гражданским и др.
Особым направлением государственной семейной политики является деятельность по расширению сети учреждений социального обслуживания семьи и повышению эффективности их работы. Эта система, функционирующая в Российской Федерации, включает в себя следующие учреждения: центры социальной помощи населению; центры психолого-педагогической помощи по телефону; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; кризисные центры для женщин и кризисные центры для мужчин. Кроме того, в ряде центров социального обслуживания и комплексных центров социального обслуживания населения действуют специальные отделения по работе с семьей и детьми. Если в 1997г. в нашей стране действовало менее 2 тыс. учреждений социального обслуживания семьи и детей, то в начале 2005г. - 3 тыс. 373. В их числе функционировало около 600 центров социальной помощи семье и детям, примерно столько же приютов для детей и подростков, около 700 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, более 320 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.[33]
Активно развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в российских регионах. Если в 1995г. в Ростовской области было только два таких учреждения, то в 2007г. – 41.
Увеличивается и численность работников, оказывающих помощь семьям, женщинам и детям. Только за один год с 2004 по 2005г. их количество возросло в целом по России на 10 тыс. человек, составив примерно 140 тыс. человек, включая 60 тыс. специалистов по социальной работе.[34]
От года к году растет количество лиц получающих помощь в российских учреждениях социального обслуживания семьи и детей. За 2005г. такую поддержку здесь получили почти 12 млн. человек. Основная их часть (5 млн. 841 тыс. 323 человека) были обслужены центрами социальной помощи семье и детям.[35]
Социальное обслуживание семей и детей включает в себя предоставление им различных по характеру социальных услуг (социально-экономических, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых и социально-бытовых). Анализ деятельности служб социального обслуживания семьи в различных российских регионах свидетельствует, что в 2007-2008гг. наиболее востребованными были социально-психологические, социально-медицинские и социально-экономические услуги.
Важным подспорьем в деятельности государства и муниципальных органов по оказанию помощи семье является работа специализированных общественных и благотворительных организаций. В настоящее время в нашей стране официально зарегистрировано значительное количество неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи. Однако многие из них числятся лишь на бумаге. Это объясняется тем, что пока не сложилось эффективной системы поддержки общественной благотворительности.
По данным социологических опросов, проводившихся на рубеже 90-х – 2000-х гг. Российским научно-исследовательским институтом семьи, масштабы материальной поддержки семей с детьми со стороны общественных организаций составляли у нас лишь 0,6 процента всей помощи. Такой же малый размер составляла благотворительная помощь предприятий. Немногим более одного процента (1,2%) от общего объема помощи семьям составляла благотворительная зарубежная помощь.[36] К сожалению, и сегодня удельный вес благотворительной поддержки российским семьям остается крайне низким.
И все же неправительственный сектор помощи семьям существует в нашей стране, а в отдельных ее регионах (Москва, Санкт-Петербург, Кемеровская, Ростовская области и др.) общественные организации в этом направлении работают активно. В последние годы наблюдается расширение участия в решении проблем российских семей различных международных организаций и ассоциаций, а также проведение совместных акций по оказанию помощи семьям муниципальных учреждений и общественных организации.
На рубеже 90-х–2000-х гг. проблемами российской семьи занималась международная ассоциация «Женщины и развитие». Ее усилия были направлены не только на проведение специальных социологических исследований, но и на разработку комплексных мер, нацеленных на ослабление кризиса семьи.
Оказанием помощи женщинам и детям, подвергшимся семейному насилию, занимается общественная организация «Международная амнистия». В 2005г. ею были исследованы масштабы домашнего насилия в Российской Федерации. По данным этой авторитарной организации, в нашей стране тогда ежедневно подвергались физическим травмам разной степени тяжести, нанесенным своими мужьями или партнерами, 36 тыс. женщин. Для 14 тыс. женщин в год эти травмы и побои заканчивались смертью.[37]
Организация «Международная амнистия» оказывает содействие специализированным социальным учреждениям по открытию пунктов первичного приема женщин, подвергшихся домашнему насилию. С профилактической целью организуются консультационные беседы специалистов со старшеклассницами, студентками и др.
Отдельные социальные учреждения при подготовке и в ходе реализации социальных программ, направленных на поддержку семьи, привлекают общественные организации в роли партнеров. Такие усилия были предприняты в 2006г. работниками Центра социальной помощи семье и детям г.Светлый Калининградской области в рамках реализации программы «Борьба с домашним насилием».
В 2008г. в детском доме №8 г.Новочеркасска Ростовской области при поддержке зарубежной общественной организации был реализован социальный проект «Открой сердце детям», направленный на успешную социализацию и формирование активной жизненной позиции детей, лишенных родительского попечительства. Во время осуществления проекта было привлечено внимание общественности города к таким инновационным формам обеспечения семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как патронатная семья, семейно-воспитательная группа.
Органы государственной власти и местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительности, далеко не всегда оказывают необходимую поддержку социальным общественным организациям. Это, прежде всего, касается налоговых и иных льгот. Местные органы власти в соответствии с Федеральным Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вправе освобождать такие организации от оплаты услуг, оказываемых им государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями. Однако на практике это не всегда делается. Пока еще довольно редко местные власти финансируют социальные программы, разрабатываемые благотворительными организациями. Такая же ситуация и с практикой конкурсного размещения муниципалитетами социальных заказов. Вероятно, на них и на целевые благотворительные программы следовало бы в обязательном порядке закладывать определенные средства в местные бюджеты.
В перспективном плане семейная политика должна стать приоритетным направлением социальной стратегии государства. Лишь в таком случае можно рассчитывать на преодоление кризисных тенденций в развитии российской семьи. Долгосрочные ориентиры семейной политики не могут быть нацелены только на укрепление современной модели семьи. Необходимостью является ее совершенствование, направленное на обеспечение более высокого уровня качества жизнедеятельности семьи и сохранение роли ее основных функций. В новой модели семьи, вероятно, сохранится сильная эгалитарная составляющая, будет более высоким уровень автономии супругов, прочнее станет общность их интересов и целей.
В условиях глобализации, усиления остроты проблем ресурсного и продовольственного обеспечения, сохранения экологического неблагополучия, нарастания психологических перегрузок и информационно-виртуального перенасыщения возрастает значимость семьи как психологического и духовного убежища личности, как места наиболее полной реализации ею высших человеческих качеств, обеспечения баланса между естественными потребностями и возможностями, правами и обязанностями. Ослабление, а иногда и выхолащивание некоторых важных функций семьи, приобретает характер дестабилизирующего фактора. С учетом всего этого необходимо выстраивать долгосрочную государственную семейную политику. Применительно к Российской Федерации к ее перспективным направлениям можно отнести:
· обеспечение роста суммарного коэффициента рождаемости;
· постепенный переход к однодоходности российской семьи;
· усиление роли отцов в процессе воспитания и социализации детей;
· корректировка приоритетов благотворительности в сторону проблем семьи и детей.
В 90-е – начале 2000-х гг. в нашей стране наблюдалась тенденция спада рождаемости. Известно, что для простого воспроизводства населения коэффициент рождаемости должен быть как минимум 2,13 (среднее число рождений на одну женщину детородного возраста), а у нас он составлял 1,2 – 1,3. В целом неблагополучной была динамика суммарного коэффициента рождаемости у российских женщин за период с 1995 по 2005гг. К началу 1995г. этот показатель составлял 1,4 ребенка, а в 1999г. он снизился до 1,16 на 1000 человек. С 2000 по 2004гг. рождаемость в России стала немного расти (в 2000г. коэффициент рождаемости составлял 1,19, в 2001г. – 1,22, в 2002г. – 1,29, в 2003г. – 1,32, в 2004г. – 1,34). В 2005г. рождаемость вновь снизилась.[38] В 2007-2008гг. наблюдался рост рождаемости. Однако эти колебательные подвижки в сторону повышения рождаемости пока не стали устойчивой и необратимой тенденций. Да и нынешние размеры роста рождаемости не могут свидетельствовать о переломном моменте в улучшении демографической ситуации. К сожалению, сохраняется высокий уровень смертности населения и особенно мужчин. По данным Центра демографии и экологии человека, если в 1998г. ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин составляла в среднем 61,2 года, а женщин 73,1, то в 2005г. этот показатель для мужчин составил 58,9, а для женщин – 72,4 года.[39]
Перспективной целью государственной семейной политики должно стать создание благоприятных условий для семей, супруги которых хотели бы заводить и воспитывать детей. Для обеспечения существенного повышения суммарного коэффициента рождаемости недостаточно мер, направленных на стимулирование рождения второго ребенка (материнский капитал). Как можно быстрее должны быть приняты решения по поддержке семей, заводящих третьего ребенка. В современных условиях особую значимость приобретают суждения известных российских социологов проблем семьи А.И. Антонова и В.М. Медкова, которые еще в середине 90-х гг. ХХв. видели в качестве основной модели российской семьи, поощряемой государством, полную семью с тремя-четырьмя детьми.[40]
По мнению авторитетных российских демографов и социологов, для выхода из состояния демографического упадка необходимо, чтобы более половины всех российских семей имели трех и более детей.[41] А для этого необходимо разработать и принять соответствующую государственную программу. В нее, вероятно, следовало бы включить такие меры, как увеличение размера материнского капитала при рождении третьего ребенка, полное погашение ипотечного кредита на квартиру в случае появления в семье третьего малыша, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком с полутора до трех лет, а также многократное увеличение размера детского пособия.
Следующим перспективным направлением государственной семейной политики мог бы стать постепенный переход к однодоходности российской семьи. Без этого трудно рассчитывать на полноценное выполнение семьями их важнейшей функции социализации подрастающего поколения. В настоящее время продолжает действовать такой фактор семейной дезорганизации, как широкомасштабное вовлечение в производство, помимо мужчин, женщин и детей. Это делается работодателями для понижения стоимости рабочей силы. Многие женщины и дети вынуждены продавать свою рабочую силу по явно заниженной стоимости, так как на доход одного только мужчины большинство российских семей не может безбедно жить.
Согласно официальным данным в 2007г. в г.Москве более 30 тыс. подростков искали постоянную работу, а нашли ее менее 24 тыс.[42] На лицо дефицит рабочих мест, предлагаемых для подростков. Поэтому они готовы работать почти за бесценок. Например, в 2008г. на Московском заводе спецавтомобилей на таких должностях, как подсобный рабочий, слесарь укладчик – упаковщик и др. подростки получали всего по 5 рублей в час.[43]
Многие предприятия нередко нарушают нормативы продолжительности рабочего дня для несовершеннолетних. Их заставляют работать сверхурочно, ночью и в выходные дни. Так, в 2008г. в компании «Киномакс – ХL» несовершеннолетние кассиры работали по 15 часов в день (с 08.20 до 23.20). Хотя по действующему в нашей стране законодательству рабочий день подростков не должен превышать 7 часов в день.
Для повышения стоимости рабочей силы в Российской Федерации следовало бы обеспечить дальнейший рост реального сектора экономики и усилить государственное участие в получении прибылей от добывающих отраслей. Постепенный рост стоимости рабочей силы в нашей стране в перспективе мог бы приблизить нас к обеспечению однодоходности семей. А это означало бы, что доход одного взрослого члена семьи, например, мужа являлся достаточным для нормальной жизнедеятельности семьи с детьми. В таком случае женщина–мать имела бы больше возможностей сосредоточиться на воспитании и социализации своих детей, работая (по желанию) лишь сокращенный рабочий день. Да и дети, вместо работы курьерами, разнорабочими, упаковщиками, распространителями рекламы занимались активнее учебой, оказывали помощь родителям по дому или на дачном участке.
Важнейшей перспективной задачей развития российской семьи является усиление роли отцов в процессе социализации детей. В постсоветской России значительно ослабло их влияние на воспитание детей и подростков. И это подтверждает целый ряд социологических опросов. Так, согласно данным одного из социологических исслледований, проводившихся во второй половине 90-х гг., только 8% подростков, проживавших с родителями, хотели быть похожими на отца и не многим более 11% подростков – на мать.[44] Авторитет, престиж отца в семьях оказался существенно ниже, чем у матерей. Хотя и престиж самих матерей тогда был тоже невысоким.
Интересны и результаты социологического обследования 2 тыс. человек, проводившегося в различных регионах России в мае 2001г. социологической службой РОМИР. Большая часть опрошенных считала, что в первую очередь ответственность за воспитание детей несут оба родителя. Но при этом практически никто из опрошенных не отметил, что такую ответственность за воспитание детей несет и в отдельности отец. Что касается ответственности матерей за воспитание и социализацию детей, то приоритет им отдали 16,4% из числа респондентов.[45]
Особый дефицит отцовского внимания и заботы испытывают дети из неполных семей. Вероятно, нашему правительству следовало бы использовать опыт ряда зарубежных стран и прежде всего Франции по привлечению разведенных мужчин – отцов к воспитанию своих детей. Для этого там реализуются специальные государственные программы, обеспеченные необходимыми финансовыми средствами.