3.1. Даны координаты точки и уравнение плоскости:
. Найти координаты точки
, симметричной точке
относительно плоскости
.
Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию.
В соответствии с определением симметрии точек пространства относительно плоскости нам необходимо провести через точку прямую
, перпендикулярную этой плоскости и найти точку
пересечения этой прямой с плоскостью. После этого из точки
вдоль прямой
отложить отрезок
=
и определить координаты точки
.
Итак, пусть имеем: точку
=
и плоскость
:
. Это определяет вектор
=
нормали плоскости. Так как этот вектор параллелен прямой
, то его можно принять в качестве направляющего вектора прямой
=
в каноническом уравнении прямой:
=
=
=
. Одновременно запишем уравнение прямой в виде параметрических уравнений:
. Точка пересечения прямой
и плоскости
может быть найдена из уравнения:
→
. Имея значение
, находим координаты точки
:
. После этого нахождение координат точки
не представляет труда:
, или
, откуда получаем:
=
.
Пример (и образец оформления):
Общая часть. Пусть заданы: точка =(1,0,1) и плоскость
:
. Найти координаты точки
, симметричной точке
относительно плоскости
.
Решение:
1) Выделим вектор нормали заданной плоскости: =(4,6,4)=2(2,3,2). Примем:
=(2,3,2).
2). Решим уравнение: →
=
.
3). Вычислим координаты точки :
=
.
4). Вычислим координаты точки =
=2
–(1,0,1)=(3,3,3).
Ответ: =(3,3,3).
Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно!
Варианты индивидуальных заданий:
Вар. | Задание: | Вар. | Задание: | ||
1. | ![]() | ![]() | 16. | ![]() | ![]() |
2. | ![]() | ![]() | 17. | ![]() | ![]() |
3. | ![]() | ![]() | 18. | ![]() | ![]() |
4. | ![]() | ![]() | 19. | ![]() | ![]() |
5. | ![]() | ![]() | 20. | ![]() | ![]() |
6. | ![]() | ![]() | 21. | ![]() | ![]() |
7. | ![]() | ![]() | 22. | ![]() | ![]() |
8. | ![]() | ![]() | 23. | ![]() | ![]() |
9. | ![]() | ![]() | 24. | ![]() | ![]() |
10. | ![]() | ![]() | 25. | ![]() | ![]() |
11. | ![]() | ![]() | 26. | ![]() | ![]() |
12. | ![]() | ![]() | 27. | ![]() | ![]() |
13. | ![]() | ![]() | 28. | ![]() | ![]() |
14. | ![]() | ![]() | 29. | ![]() | ![]() |
15. | ![]() | ![]() | 30. | ![]() | ![]() |
3.2. Даны координаты точки и уравнение прямой
:
=
=
. Найти координаты точки
, симметричной точке
относительно прямой:
.
Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию.
В соответствии с определением симметрии точек пространства относительно прямой нам необходимо провести через точку
плоскость
, перпендикулярную этой прямой и найти точку
пересечения прямой с плоскостью. После этого из точки
вдоль прямой
отложить отрезок
=
и определить координаты точки
.
Итак, пусть имеем: точку =
и прямую
. Это определяет направляющий вектор
прямой
. Его можно принять в качестве вектора нормали
плоскости
:
. Точка
и вектор
определяют плоскость
. Представим уравнение прямой
в параметрической форме:
. Точка пересечения прямой
и плоскости
может быть найдена из уравнения:
→
. Имея значение
, находим координаты точки
:
. После этого нахождение координат точки
не представляет труда:
, или
, откуда получаем:
=
.
Пример (и образец оформления):
Общая часть. Пусть заданы: точка =(0,-3,2) и прямая
:
=
=
. Найти координаты точки
, симметричной точке
относительно прямой:
.
Решение:
1) Определим направляющий вектор прямой :
=(1,-1,1). Тогда
=
=(1,-1,1).
2) Запишем уравнение плоскости :
, или
.
3). Представим уравнение прямой в параметрической форме:
.
4). Решим уравнение: →
=
.
3). Вычислим координаты точки :
=
.
4). Вычислим координаты точки =
=2
–(0,-3,2)=(1,1,1).
Ответ: =(1,1,1).
Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно!
Варианты индивидуальных заданий:
Вар. | Задание: | Вар. | Задание: | ||
1. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 16. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
2. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 17. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
3. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 18. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
4. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 19. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
5. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 20. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
6. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 21. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
7. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 22. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
8. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 23. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
9. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 24. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
10. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 25. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
11. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 26. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
12. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 27. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
13. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 28. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
14. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 29. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
15. | ![]() | ![]() ![]() ![]() | 30. | ![]() | ![]() ![]() ![]() |
3.3. Даны уравнения двух прямых. Установить, скрещиваются, пересекаются или параллельны эти прямые. Если прямые пересекаются или параллельны, написать уравнение содержащей их плоскости. Если прямые скрещиваются, написать уравнение плоскости, содержащей первую прямую и параллельную второй прямой.
Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию.
Пусть имеем уравнения двух прямых:
:
=
=
,
:
=
=
.
Из уравнений прямых следуют координаты точек: =
,
=
, и векторов:
=
,
=
.
Кратко представим названные условия задачи:
1*: Если прямые и
параллельны, то
||
, то есть
=
.
2*: Прямые и
пересекаются, если смешанное произведение:
=0.
3*: Прямые и
скрещивающиеся, если смешанное произведение:
0.
Рассмотрим продолжение решения задачи в каждом из возможных случаев.
Случай 1*. Если прямые параллельны, то они лежат в одной плоскости. Примем: =
и вычислим векторное произведение:
=
x
=
. Записываем уравнение плоскости
:
.
Случай 2*. Если прямые пересекаются, то они лежат в одной плоскости. Примем: =
и вычислим векторное произведение:
=
x
=
. Записываем уравнение плоскости
:
.
Случай 3*. Если прямые скрещивающиеся, то примем: =
и вычислим векторное произведение:
=
x
=
. Записываем уравнение для
:
.
Замечание: в каждом из возможных случаев приходим к построению одной и той же плоскости: трудоёмкость вычислений и оформления во всех вариантах одинаковы.
Пример (и образец оформления):
Общая часть. Пусть заданы прямые :
=
=
и
:
=
=
. Необходимо исследовать их взаимное положение и построить оговоренную плоскость.
Решение:
1) Из уравнений прямых следует: =(1,2,3),
=(0,18,0),
=(2,3,1),
=(3,1,2).
2) Построим вектор: =
–
=(0,18,0)– (1,2,3)=(-1,16,-3).
3). Так как векторы и
не параллельны, то и прямые
и
не параллельны.
4). Вычислим смешанное произведение векторов:
=
, применяя любой из способов вычисления определителя 3-го порядка. В рассматриваемом примере получаем:
=
=0 → прямые
и
пересекаются.
3). Примем для использования в уравнении плоскости :
=
=(1,2,3) и вычислим векторное произведение векторов
и
:
=
x
=
=
=
=(5,-1,-7).
4). Запишем уравнение требуемой плоскости :
для рассматриваемого примера:
Ответ: прямые и
пересекаются; уравнение плоскости:
.
Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно!
Варианты индивидуальных заданий:
Вар. | Задание: | |
1. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
2. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
3. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
4. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
5. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
6. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
7. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
8. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
9. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
10. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
11. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
12. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
13. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
14. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
15. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
16. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
17. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
18. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
19. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
20. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
21. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
22. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
23. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
24. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
25. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
26. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
27. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
28. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
29. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
30. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
Определители.
4.1. Вычислить определители: а) разложением по строке или столбцу; б) приведением к треугольному виду.
Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию.
Заметим, прежде всего, что выполнение обоих заданий требует знания всех свойств определителя и применения их при вычислении конкретных определителей. Но применение этих свойств должно учитывать их группировки:
▫ свойства, определяющие равенство определителя нулю;
▫ свойства, определяющие эквивалентные преобразования определителя: не изменяющие его величины.
Учёт этих группировок позволяет сделать пл