Материалы: карточки с изображением предметов.
Ход игры: детям раздаются карточки. При помощи преподавателя находятся части рисунка, которые похожи на цифры.
Потом показываются карточки, и дети называют «увиденные» цифры. Когда они справляются с этим заданием, можно его усложнить, и при показе картинок называть любые числа, чтобы ребёнок сам находил их на картинке.
Игры с применением метода ЦБК (4 лет)
Когда я была маленькая, то вспоминаю, с каким удовольствием мы изобретали язык, который никто не понимал кроме меня и моих друзей. Изобретали шифры, с помощью которого никто не мог понять содержимое записок. Помня детские увлечения, я решила предложить метод ЦБК четырёхлетним малышам. Дети с восторгом приняли этот метод.
Оригинальность этого метода состоит в том, что специально запоминать ничего не надо. Метод для кодирования чисел И.Матюгина, который я применяю, очень удобен и прост. Суть его состоит в том, что при запоминании цифр от 0 до 3 и 8 мы используем последнюю согласную слова, обозначающего это число, а при запоминании цифр от 4 до 9 первую согласную (исключение составляет цифра 8).
Н 3 – Р 5 – П 7 – С 9 – Д
В 4 – Ч 6 – Ш 8 – М 0 – Л
Игра 1
Материалы: карточки с картинками, которые начинаются на буквы кода (Н, В, Р, Ч, П, Ш, С, М, Д, Л)
Ход игры: Подобранные картинки раскладываются, и преподаватель называет любые цифры, (первые занятия выделяется голосом последняя согласная в цифрах одиН, дВа, тРи, восеМь) и дети подбирают карточки. Например, преподаватель раскладывает карточки, на которых нарисованы: чайник, палка, шапка, самолёт, морковка, дом и называет цифры (4, 6, 8, 5, 7, 9). Дети, соответственно цифрам достают картинки (чайник, шапка, морковка, палка, ручка, самолёт, дом). Цифры 1, 2, 3 можно включить в игру немного позже, когда дети будут уверенно кодировать остальные цифры. Когда дети разбирают все карточки, они смотрят на картинки и называют цифры. Если дети легко справляются с этой игрой, то можно её усложнить.
|
Игра 2
Материалы: карточки с цифрами, карточка с крючками.
Ход игры:
1)Малышам раздаются карточки с цифрами, они их кодируют и составляют историю. После этого, воспроизводя образы, они называют цифры.
2)детям раздаются карточки с цифрами, они кодируют их и каждый код «цепляют» на «крючок». Потом дети, смотря на карточку с крючками, воспроизводят цифры в предложенном порядке.
3)Можно «прятать» закодированные слова на картинках. Детям раздаются открытки, называются цифры и они кодируют их. Например: называются цифры 5, 7, 8, 3, 2, 1, 5, 7, 4, 6. Дети придумывают слова, например Палка, Снегирь, Мочалка, Речка, Вилка, Носки, Петух, Собака, Чемодан, Шапка. После этого, расставляют эти слова на открытках. При повторном показе открыток дети без затруднений называют названные им цифры.
Игра 3
Материалы: карточки со словами, в каких выделены две первые согласные, какие употребляются при кодировании (НоЧь, ВРачь, ПуШка, СуШка, СоМ, ШаПка, РеЧка).
Ход игры: Преподаватель раздаёт малышам карточки, на которых написаны слова, а дети по двум первым согласным называют закодированное число. Можно «видеть» цифры в буквах.
Пятёрка спряталась под аркой П, улитка 6 ползёт по шпалам Ш, 0 это лицо, а Л – шляпа.
Игра 4
|
Материалы: карточки с двухзначными числами (65, 34, 71, 54, 78…) и карточки с картинками, какие соответствуют коду (ШаПка, РуЧка, СНежинка, ПеЧка, СеМечки...).
Ход игры:
Каждому ребёнку раздаются карточки с числами, и малыш подбирает к своему числу, из предложенных преподавателем картинок, подходящую его числу картинку (65 – ШП – ШаПка, 34 – РЧ – РуЧка…).
Наигравшись таким способом, дети могут в совершенстве овладеть этим методом и запоминать десяток двухзначных чисел, а то и больше, и для них это не составит труда.
Игра «алфавит»
Для обучения чтению ребёнку необходимы не названия букв (А, Бэ, Вэ…), а их звуки (а, б, в, г…). Поэтому смысл игры заключается в том, чтобы ребёнок, когда смотрел на букву у него возникала ассоциация со звуком издаваемым при её произношении.
- доктор смотрит горло, надо широко открыть рот, потому что, когда вылетает буква А, она может поцарапать ротик острым верхом.
Буква Б очень липкая, она измазалась клеем и губы слипаются. Так заводится машина Б – Б – Б.
Буква Г напоминает гуся, гусь испугался и кричит Г-Г-Г.
Буква Д замёрзла, она дрожит и издаёт звук Д-Д-Д.
Представьте, на букве Е едут Бременские музыканты и поют Е-Е-Е.
Этот жук жужжит Ж-Ж-Ж.
Это маленький комарик делает виражи и издаёт звук З-З-З.
Это самая улыбающаяся буква, только стоит улыбнуться, и вы вспомните эту букву.
Эта буква заболела и кашляет К-К-К.
Посмотрите, зубы прикусили язычок и издают звук Л-Л-Л.
Представим, что корову привязали к букве, и она мычит М-М-М.
Представим, забрался на перекладину мальчик и думает, как ему слезть Н-Н-Н.
|
Сделаем круглый ротик и удивимся О-О-О.
Представим, что на букве П, как на плите кипит чайник и пыхтит П-П-П.
Представим, что это рычащий язык Р-Р-Р.
Змея свернулась и пугает вас С-С-С.
Шарик наткнулся на букву Ш и стал сдуваться Ш-Ш-Ш.
У буквы У есть хобот. Вытянем губы, как хоботок и скажем У-У-У.
Ф похожа на кота, и фыркает как кот Ф-Ф-Ф.
Сложим руки крест накрест и согреем их Х-Х-Х (чтобы изо рта подул воздух).
Приложим палец к губам: «Ч-Ч-Ч тихо».
Подметём щёткой Щ пол Щ-Щ-Щ.
Буква Э дразнится, покажите ей тоже язык и скажите Э-Э-Э.
Представим, что к букве Ыпривязали маленького бычка, он плачет, зовёт маму Ы-Ы-Ы.
Игра «буквы»
Материалы: открытки или картинки (10 шт.). Образы для запоминания звуков можно брать из игры «алфавит».
Ход работы: дети запоминают буквы, например (а, б, г…).преподаватель показывает открытку и просит представить доктора и больного, показывающего горло и находят вместе на открытке букву А (см. игра «прятки с цифрами»). На следующей открытке представляем машину, которая заводится (см. игру «алфавит») и находим букву Б. На следующей картинке запомним букву Г, сначала представим гуся кричащего Г-Г-Г и найдём на открытке букву Г. Затем ребёнку показываются открытки и он пишет буквы и называет их звуки.
Таким образом, используя в максимальной степени природные способности ребёнка, особенности его восприятия в раннем возрасте, возможно, помочь ему развиться и проявить свои дарования. Развитие эйдетической памяти будет способствовать ускоренному интеллектуальному развитию ребёнка, занятия снимут в будущем стрессовые нагрузки в школьном возрасте, связанные с большим объёмом информации, который дети должны запомнить.
Литература
1. Ибука М. После трех уже поздно. Москва 1991г.
2. Осорина М. Секретный мир детей. Санкт-Петербург 1999г.
3. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Москва 1997г.
4. Доман Г. Как развить интеллект ребёнка. Москва 1998г.
5. Матюгин И. Как запоминать цифры. Москва 2001г.
6. Матюгин И. Зрительная, тактильная, обонятельная, память.
7. Антощук Е. Десять уроків чудової памьяті
8. Игрі “Лото ассоциациии” Россия. Москва.
9. Игра “Геометрические формі” Россия. Москва.
10. Игра “ Ассоциации” Россия. Москва.
11. Зайцев Н. “Складовые картинки”