Социобиология, возникшая на рубеже 1960-1970-х годов, во многом является продолжением и развитием сравнительной этологии - науки о поведении животных. В 1950-е годы исследования этологов позволили обнаружить в животном мире ряд явлений, прежде считавшихся чисто человеческими: зачатки трудовой деятельности и разделения труда, звуковая коммуникация, элементы "социализации" и научения детенышей, иерархия господства- подчинения и др. В ходе исследований было выяснено, что значительная часть поведенческого репертуара животных подвержена генетическому контролю, биологически запрограммирована. Постепенно в сферу этологических разработок были вовлечены исследования психофизиологических механизмов поведения человека. Возникновение социобиологии человека стало дальнейшим развитием и углублением тех проблем, которые были поставлены в рамках этологии. Создатели этой науки (E.O.Wilson, K.Lorenz, R.Trigg и др.) считают, что она полностью раскрывает биологические корни поведения человека и должна быть безоговорочно принята в качестве основы для синтеза социальных и биологических наук. Более того, наиболее радикально настроенные представители этой концепции утверждают, что социобиология человека позволяет по-новому взглянуть на человеческую историю, демистифицировать социальный мир, раскрыть истинные истоки многих злободневных общественных проблем (таких, как социальное неравенство, преступность, международная напряженность, экологический кризис и др.).
Социобиологический подход Д. Морриса, Р. Докинза, К. Лоренца
У каждого из авторов был свой взгляд на эволюцию.
Моррис – парная привязанность.
Докинз – эгоистичный ген.
Лоренц – агрессия. Каждый сам за себя.
|
Сформулируйте основные теоретические положения социобиологии.
Основоположником социобиологии считается американский зоолог Э. Уилсон, который в своих работах "Социобиология: новый синтез" (1975), "Биофилия" (1984) сформулировал основные положения социобиологии на основе данных естественных и гуманитарных наук. Он предпринял попытку анализа некоторых форм социального поведения человека по аналогии с поведением животных. При этом он утверждал, что человеческое поведение обусловлено естественным отбором и предопределено генетически; а основная задача социобиологии состоит в определении генов, влияющих на поведение индивидов. По мнению Уилсона, основной проблемой социобиологии является вопрос о существовании генетической предрасположенности вхождения индивида в тот или иной класс или социальную группу и выполнения им своих социальных ролей. Помимо Уилсона проблемами социобиологии занимаются многие ученые, например, Д. Бэрэш, Ч. Ламсден, Дж. Смит, У. Хамилтон и др. При исследовании общественного поведения выделяются такие его формы, как альтруистическое, эгоистическое, агрессивное, половое и др. Социобиология опирается на три основные концепции: 1) - концепцию "эволюционно стабильной стратегии" (Смит), основным тезисом которой является положение о том, что преобладающие в популяции линии поведения не могут быть заменены другими, если им следует большая часть особей. Поведение члена популяции, отклоняющееся от общепринятых норм и не имеющее полезных для популяции свойств в популяции не закрепляется; 2) - концепцию "совокупной приспособленности" (Хамилтон), суть которой в том, что в каждое последующее поколение вносят вклад не только родительские особи, но и ближайшие родственники, которые способствуют сохранению генотипа популяции; 3) - концепцию альтруистического поведения, состоящего в способности особи жертвовать собой в интересах другой особи или вида. При этом отмечается, что альтруистическое поведение может играть важную роль в эволюции, если ему следует значительная часть популяции, тогда польза от него перевешивает вред, причиняемый особи-альтруисту (эта концепция не является в социобиологии общепринятой). В целом для социобиологических исследований характерна, с одной стороны, антропоморфизация исследуемых явлений, заключающаяся в использовании социологических категорий для объяснения и анализа биологических явлений, а, с другой стороны, биологизация изучаемых объектов, состоящая в объяснении социальных явлений биологическими методами и понятиями, с генетических позиций, распространение на социальное поведение человека закономерностей существования биологических сообществ.
|