При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма:
· выбор темы;
· обоснование актуальности;
· определение проблемы;
· формулирование гипотезы (для исследовательского проекта);
· формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы);
· определение этапов работы:
· подбор методов и средств решения проблемы;
· проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы;
· получение и анализ данных;
· оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др.);
· обсуждение и корректировка данных;
· выражение ожидаемого результата (представление).
Представим краткую характеристику наиболее важных действий в представленном алгоритме.
Выбор темы. Темы проектных работ целесообразно формулировать исходя из проблемы, для решения которой разрабатывается (проектируется) тот
или иной продукт.
Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств:
· учитывается содержание дисциплин;
· учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся;
· учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.);
· учитываются особенности личности обучающихся;
· учитывается практическая значимость ожидаемых результатов.
Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей.
Виды тем:
· темы могут формулироваться в рамках одной или нескольких дисциплин;
· темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы.
Обоснование актуальности: актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы:
|
1. Почему выбрана данная тема?
2. Почему тема действительно интересна для студента, чем интересна с практической точки зрения?
3. Какие новые знания предполагается получить?
4. Каков замысел проекта в целом?
Определение проблемы. Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании обучающегося. Проблему лучше формулировать в виде вопроса.
Пример проблемы: есть ли общее в национальных традициях народов нашего села?
Формулирование гипотезы (для исследовательского проекта). Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для студента. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза).
Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не столько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку.
Пример объяснительной гипотезы:
Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как
(объяснение эффекта)...
Если мы изучим культуру, традиции разных национальностей нашего города, то это позволит нам...
Формулирование цели: в цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели.
|
Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)»
· Содержание задач:
· Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов).
· Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира.
· Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем
· Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели.
· Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы.
Для выражения задач, как и в случае постановки цели, лучше использовать глаголы:
· изучить литературу по теме и выяснить…
· определить категории …
· ознакомиться с методами …
· создать модель (методику) …
· провести серию опытов …
· апробировать модель (методику) …
· разработать рекомендации …
· сформулировать …
· предложить способы решения … и др.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, входят:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
2) паспорт проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.