Памятка студенту «Как организовать проектную деятельность»




При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма:

· выбор темы;

· обоснование актуальности;

· определение проблемы;

· формулирование гипотезы (для исследовательского проекта);

· формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы);

· определение этапов работы:

· подбор методов и средств решения проблемы;

· проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы;

· получение и анализ данных;

· оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др.);

· обсуждение и корректировка данных;

· выражение ожидаемого результата (представление).

Представим краткую характеристику наиболее важных действий в представленном алгоритме.

Выбор темы. Темы проектных работ целесообразно формулировать исходя из проблемы, для решения которой разрабатывается (проектируется) тот

или иной продукт.

Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств:

· учитывается содержание дисциплин;

· учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся;

· учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.);

· учитываются особенности личности обучающихся;

· учитывается практическая значимость ожидаемых результатов.

Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей.

Виды тем:

· темы могут формулироваться в рамках одной или нескольких дисциплин;

· темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы.

Обоснование актуальности: актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы:

1. Почему выбрана данная тема?

2. Почему тема действительно интересна для студента, чем интересна с практической точки зрения?

3. Какие новые знания предполагается получить?

4. Каков замысел проекта в целом?

Определение проблемы. Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании обучающегося. Проблему лучше формулировать в виде вопроса.

Пример проблемы: есть ли общее в национальных традициях народов нашего села?

Формулирование гипотезы (для исследовательского проекта). Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для студента. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза).

Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не столько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку.

Пример объяснительной гипотезы:

Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как

(объяснение эффекта)...

Если мы изучим культуру, традиции разных национальностей нашего города, то это позволит нам...

Формулирование цели: в цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели.

Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)»

· Содержание задач:

· Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов).

· Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира.

· Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем

· Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели.

· Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы.

Для выражения задач, как и в случае постановки цели, лучше использовать глаголы:

· изучить литературу по теме и выяснить…

· определить категории …

· ознакомиться с методами …

· создать модель (методику) …

· провести серию опытов …

· апробировать модель (методику) …

· разработать рекомендации …

· сформулировать …

· предложить способы решения … и др.

 

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, входят:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;

2) паспорт проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: