Методики анализа рентабельности




Оценивая рентабельность организации, следует принимать во внимание три ключевые особенности:

1. Временной аспект, когда организация делает переход на новые перспективные технологии и виды продукции.

2. Проблему риска, когда организация учитывает все положительные и отрицательные факторы осуществляемых видов деятельности.

3. Проблему оценки, когда организация оценивает динамику изменения прибыли за ряд отчетных периодов времени [16, 135].

Чаще всего оценка и анализ рентабельности продукции проводится на уровне моделирования трендов, при этом не учитывается ее фрактальная природа, не уделяется достаточное внимание моделированию стохастической составляющей динамики рентабельности.

В процессе экономического анализа рентабельности функционирования

субъекта экономики на основе системного подхода используются различные методы, которые можно разделить на общие и специальные.

К общим методам относятся общенаучные методы, которые основываются на общепринятых подходах к исследованию экономических категорий: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация, наблюдение, измерение, эксперимент, формализация, системный и комплексный подход [16, 142].

Специальные методы экономического анализа рентабельности финансово-хозяйственной деятельности можно разделить на три группы:

- традиционные;

- экономико-математические;

- инновационные методы анализа [13, 19].

Традиционные методы анализа используются для изучения и оценки функциональной зависимости между показателями. Основными традиционными методами являются сравнение, средние и относительные величины, балансовый метод, приемы элиминирования экономических показателей, индексный метод, группировки, прием долевого участия.

Экономико-математические методы исследования используются при изучении стохастических систем, в которых связь между анализируемыми факторами и результативны показателем носит вероятностный характер. В экономическом анализе при исследовании эффективности используются приемы корреляции, регрессии, матричные и прогнозные методы анализа и др.

Гинзбург А.И. в своем исследовании предлагает классифицировать методы анализа рентабельности следующим образом:

1. по видам факторного анализа, который включает в себя анализ по слагаемым формулы, рентабельности отдельных видов продукции и функциональный анализ;

2. по схеме формирования финансового результата и оценки влияния каждого из этапов анализа рентабельности на конечный результат деятельности организации;

3. по классам рентабельности, который основан на разделении направлений деятельности организаций в соответствии с мировой практикой: текущая(основная), инвестиционная, финансовая) [18, 55].

Совокупность методов комплексного анализа рентабельности представляет собой методику анализа, которая используется для ретроспективной и текущей оценки исследуемых индикаторов, что позволяет выявить тенденции и перспективы развития экономических субъектов как звена эффективной экономики на разных ступенях управления.

На рисунке 1 представлена авторская классификация методов анализа

рентабельности деятельности организации в соответствии с целями научного исследования в рамках системного изучения индикаторов рентабельности коммерческих организаций, разработанная Деминовой С. В [7, 114].

МЕТОДЫАНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТОДЫМНОГОУРОВНЕВОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДЫКОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
МЕТОДЫФАКТОРНОГО И ПРОГНОЗНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
НА ОСНОВЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА
НА ОСНОВЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ОСНОВЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПОТОКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
СРАВНЕНИЯ ГРУППИРОВКИ КОМПЛЕКСНЫХ ВЕЛИЧИН КОЭФФИЦИЕНТНЫЙ МЕТОД КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД ТАБЛИЧНЫЙ МЕТОД ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ТРЕНДОВЫЙ МЕТОД ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ
МЕТОДЫДЕТЕРМИНИРОВАННОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
МЕТОД КОРРЕЛЯЦИОННО- РЕГРЕССИВНОГО АНАЛИЗА
МЕТОД ЭКСТРАПОЛЯЦИИ
МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДОЛЕЙ ПРОДАЖ
МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОЗНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

 


Рисунок 1 — Классификация методов анализа рентабельности

 

Отметим, что конкретная, единая методика анализа и оценки рентабельности на сегодняшний день не разработана.

Метод маржинального анализа рентабельности – в какой-то мере формализованный подход к изучению «выгодности» производства того или иного вида продукции. Основное достоинство данной методики состоит в том, что она позволяет увидеть общую картину по потенциальной прибыльности, сравнить различные виды (группы) продукции по выгодности производства.

Метод маржинального анализа позволяет ранжировать ассортиментный ряд в порядке возрастания «предельной (потенциальной) прибыльности» различных видов продукции и выработать соответствующие управленческие решения относительно изменения ассортимента выпуска.

В зарубежной практике для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозировании ее величины используют маржинальный анализ. Согласно теории маржинального анализа при росте объема реализации продукции (услуг) сумма прибыли тем больше, чем больше удельный вес переменных (производственных) затрат в себестоимости продукции (услуг). Разница между выручкой от реализации и переменными затратами называется маржинальным доходом [18, 55].

Методика анализа рентабельности, применяемая на отечественных предприятиях, не учитывает взаимосвязь затраты–объем–прибыль. В маржинальном анализе расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производится с помощью следующей модели:

Р = [Q х (Цi – З пер.i) – З пост.] / [Q х З пер.i + З пост.] (13)

Наиболее распространенным методом оценки рентабельности является факторный анализ. Факторный анализ осуществляется на базе широкого круга экономико-математических моделей, которые формируются в зависимости от объекта и цели исследования по видам факторного анализа, который включает в себя анализ по слагаемым формулы, рентабельности отдельных показателей.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул по всем качественным и количественным характеристикам повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Важный этап оценки эффективности деятельности предприятия – выявление влияния внешних и внутренних факторов на динамику показателей рентабельности. С этой целью используют методы индексного и факторного анализа [27, 233].

Каждый показатель рентабельности представляет собой двухфакторную кратную модель, которая путем дальнейшего моделирования может быть преобразована в многофакторную мультипликативную модель. Приведем примеры наиболее часто используемых моделей анализа рентабельности:

- двухфакторная модель рентабельности продукции, при которой оценивается влияние объема реализации и выручки от реализации;

- трехфакторная модель рентабельности собственного капитала, при которой оценивается влияние рентабельности продукции, оборачиваемости активов и коэффициента финансовой зависимости (отношения общего капитала предприятия к собственному капиталу);

- трехфакторная модель рентабельности производственных фондов, при которой оценивается влияние рентабельности продаж, фондоемкости и оборачиваемости оборотных средств;

- четырехфакторная модель рентабельности собственного капитала (чистых активов), при которой оценивается влияние рентабельности продукции, оборачиваемости активов, коэффициента финансовой зависимости (отношения общего капитала предприятия к собственному капиталу) и соотношения прибыли до налогообложения к прибыли от продаж;

- пятифакторная модель рентабельности производственных фондов, при которой оценивается влияние фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств [13, 20].

Факторный анализ позволяет определить, какое влияние на изучаемый показатель оказало изменение того или иного фактора.

В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей:

1. Аддитивные модели, согласно которым результативный показатель складывается из суммы или разницы результирующих факторов.

2. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов:

Рентабельность активов = Рентабельность продаж х Фондоотдача активов х Рентабельность активов = Прибыль/Среднегодовая стоимость активов (14)

В свою очередь рентабельность активов может быть представлена в виде произведения:

(Прибыль/Выручка) * (Выручка/Среднегодовая стоимость активов)

Прибыль/Выручка - это Рентабельность продаж (15)

Выручка/Среднегодовая стоимость активов - это Фондоотдача активов

3. Кратные модели применяются когда результативный показатель получается при помощи деления одного фактора на другой.

К кратной модели относится функция «рентабельность активов, равная отношению прибыли к среднегодовой стоимости активов».

4. Различные комбинации приведенных выше моделей представляют модели смешанные или комбинированные [12, 178].

Рассмотренные выше модели представляют собой модели для проведения шагового факторного анализа, от периода к периоду. Не смотря на то, что существует возможность построить многофакторную модель изучаемого показателя, такой анализ не удобен громоздкостью расчетов при большом количестве факторов. Кроме того, расчеты искажаются из-за проблемы последовательности изменения факторов. Зачастую просто невозможно зафиксировать какой фактор изменился первым, а какие после, да еще в какой последовательности. Многие не уделяют внимание последовательности изменения факторов и, как результат, получают неверные расчеты.

Таким образом, анализ рентабельности является целевым направлением экономического анализа, опирается на присущую ему методику анализа, требующие развития системного понимания для целей успешного развития экономики региона и национальной экономики в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: