Следующим этапом анализа является расчет непосредственно самих показателей рентабельности, система которых была подробно описана в главе 1 теоретического исследования. В таблице 3 представлены показатели экономической рентабельности, рассчитанные по данным отчетности объекта исследования.
Таблица 3 – Показатели экономической рентабельности ООО «МТК» в 2013-2015 гг.
Показатели | 2013год | 2014год | 2015год | |
Исходные данные | ||||
1. Среднегодовая величина активов, тыс. руб. | ||||
2. Среднегодовая величина внеоборотных ак-тивов, тыс. руб. | 1284,5 | |||
3. Среднегодовая величина оборотных активов, тыс. руб. | 25550,5 | |||
4. Среднегодовая величина запасов, тыс. руб. | 11852,5 | 13891,5 | 15329,5 | |
5. Среднегодовая величина основных средств, тыс. руб. | 1284,5 | 2902,5 | ||
6. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | ||||
7. Чистая прибыль, тыс. руб. | ||||
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения | ||||
1. Общая рентабельность активов, % | 4,06 | 4,38 | 2,28 | |
2. Рентабельность внеоборотных активов, % | 84,78 | 46,73 | 18,25 | |
3. Рентабельностьоборотныхактивов, % | 4,26 | 7,83 | 2,61 | |
продолжение таблицы 3
4. Рентабельность производственных активов, % | 8,29 | 8,09 | 3,81 |
Рентабельность активов по чистой прибыли | |||
5. Рентабельность совокупных активов, % | 2,33 | 2,85 | 1,83 |
6. Рентабельность внеоборотного капитала, % | 48,66 | 30,49 | 14,61 |
7. Рентабельность оборотного капитала, % | 2,45 | 3,15 | 2,09 |
8. Рентабельность производственных активов по чистой прибыли, % | 4,76 | 5,28 | 3,05 |
В данной группе показателей, по нашему мнению, центральными являются: общая рентабельность активов и рентабельность совокупных активов, так как в первом случае проводится сравнение стоимости активов с прибылью до налогообложения, во втором - с чистой прибылью организации. Данные таблицы 3 показывают, что в течение анализируемого периода произошло снижение всех показателей экономической рентабельности, в том числе по таким ключевым показателям, как общая рентабельность активов и рентабельность совокупных активов, что, несомненно, оценивается отрицательно. В 2015 году наблюдается продолжение негативной тенденции.
|
Следующая группа показателей, выделенная нами в группу индикаторов представляют собой коэффициенты, характеризующие собственно рентабельность основной деятельности объекта исследования.
Таблица 4 – Показатели рентабельности деятельности ООО «МТК» в 2013-2015
Показатели | 2013год | 2014год | 2015 год |
Исходные данные | |||
1. Выручка, тыс. руб. | |||
2. Себестоимостьпродаж, тыс. руб. | |||
3. Валовая прибыль, тыс. руб. | |||
4. Прибыль от продаж, тыс. руб. | |||
5. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | |||
6. Чистая прибыль, тыс. руб. | |||
7. Затраты на производство и сбыт, тыс. руб. | |||
8. Совокупные расходы, тыс. руб. | |||
Рентабельность производства | |||
1. Валоваярентабельностьпроизводства, % | 1,23 | 1,03 | 1,10 |
продолжение таблицы 4
2. Рентабельность производства, % | 1,12 | 1,03 | 1,06 | |||||
3. Рентабельность продукции, % | 1,12 | 1,03 | 0,99 | 0,51 | ||||
4. Рентабельность основной деятельности (за- тратоотдача), % | 1,12 | 1,03 | 1,06 | |||||
5. Рентабельность совокупных расходов, % | 0,64 | 0,67 | 0,79 | |||||
Рентабельность продаж | ||||||||
6. Валовая рентабельность продаж, % | 1,21 | 1,02 | 1,09 | |||||
7. Рентабельность продаж, % | 1,10 | 1,02 | 1,05 | |||||
8. Бухгалтерская рентабельность (коммерче- ская маржа), % | 1,10 | 1,02 | 0,98 | |||||
9. Чистая рентабельность (норма прибыли), % | 0,63 | 0,66 | 0,79 | |||||
|
Данные таблицы 4 графически отражены на рисунке 2
Рисунок 2 – Динамика показателей рентабельности производства и рентабельности продаж ООО «МТК», %
По данным таблицы 4 видно, что произошло снижение всех показателей рентабельности деятельности организации. Тенденции развития коэффициентов рентабельности производства и рентабельности продаж совпадают, то есть организация получает выручку в объеме, практически не превышающем себестоимость продукции. Этим объясняются низкие показатели рентабельности, как по основной, так и по финансовой деятельности.
Исходные данные для пятифакторного анализа коэффициента общей рентабельности активов ООО «МТК» представлены в таблице 2.5
Таблица 5 - Исходные данные пятифакторного анализа коэффициента общей рентабельности активов ООО «МТК» за 2014-2015 гг.
Показатели | 2014год | 2015 год | Отклонение (+/-) |
1. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | -621 | ||
2. Среднегодовая величина активов, тыс. руб. | +1217 | ||
3. Общая рентабельность активов, % | 4,38 | 2,28 | -2,1 |
4. Среднегодовая величина оборотных активов, тыс. руб. | +85 | ||
5. Выручка, тыс. руб. | -58374 | ||
6. Среднегодовая величина собственного капитала, тыс. руб. | 12743,5 | +626,5 | |
7. Среднегодовая величина заёмного капитала, тыс. руб. | 18084,5 | -2052,5 | |
8. Коэффициент автономии, ед. (х) (с.6/с.2) | 0,390 | 0,395 | -0,005 |
9. Оборачиваемость оборотных активов, об. (у) (с.5/с.4) | 4,742 | 2,659 | -2,083 |
10. Отношение оборотных активов к величине заёмного капитала, ед. (z) (с.4/с.7) | 1,397 | 1,560 | +0,163 |
11. Финансовый рычаг, ед. (m) (с.7/с.6) | 1,661 | 1,419 | -0,241 |
12. Прибыль до налогообложения, при-ходящаяся на 1 руб. выручки (Бухгал- терская рентабельность), ед. (n) (с.1/с.5) | 0,010 | 0,009 | -0,001 |
|
Результаты моделирования отражены в таблице 6
Таблица 6 – Результаты пятифакторного анализа коэффициента общей рентабельности активов ООО «МТК» за 2014-2015 гг.
Факторы | Расчет | Влияние, % |
СК/А(Х)∆ | (12117 /31037) - (12743,5/32254) | +0,005 |
N/OA (Y)∆ | (75017/ 28216) - (133391 / 28131) | -2,416 |
ОА/ЗК (Z)∆ | (28216/18084,5)- (28131/20137) | +0,163 |
ЗК/СК (M)∆ | (18084,5/ 12743,5) – (20137 /12117) | -0,242 |
PN/N (N)∆ | ( 737/75017 )-( 1358/133391) | +0,007 |
Общее влияниеR0- R1 | (1,06-1,03) | +0,03 |
Данные таблицы 6 показывают, что наибольшее положительное влияние приходится на такой фактор, как ускорение оборачиваемости оборотных средств организации, следствием, которого явился рост результативного показателя на 0,163 %. В свою очередь, снижение бухгалтерской рентабельности привело к потерям коэффициента общей рентабельности активов в размере 2,42 %. В результате общий прирост изучаемого показателя составил всего 0,032%.
Таблица 7 – Факторный анализ рентабельности продаж ООО «МТК» в 2014-2015 гг
Показатели | 2014год | 2015год |
Исходные данные, тыс. руб. | ||
1.Выручка | ||
2.Себестоимость | ||
3.Управленческие расходы | - | |
4.Прибыль (убыток) от продаж | ||
Расчетные данные, % | ||
5.Рентабельность продаж | 1,02 | 1,05 |
6.Совокупное влияние факторов | - | +0, 03 |
Рентабельность продаж можно представить в виде следующей двухфакторной модели:
Rпр= Pпр/ N= х*y (1)
Модель 1.2 характеризует зависимость рентабельности продаж от следующих факторов.
1) рентабельности основной деятельности, отражающего величину прибыли от продаж, приходящейся на 1 руб. произведенных расходов – фактор х;
2) затратоемкости, характеризующей величину расходов, приходящихся на 1 руб. выручки.
В результате расчетов были получены следующие данные:
1) общее изменение рентабельности продаж:
∆Rпр= ∆Rпр1 - ∆Rпр0= 1,05 – 1,02 = 0,03%
2) первый условный показатель:
Rпр= 787/75017 * 132033/133391 * 100 = 0,0105*0,989*100= 0, 104
3) изменение рентабельности продаж под влиянием изменения рентабельности основной деятельности (затратоотдачи):
∆Rпр(Х) = 0,104 % - 1,02 % = - 0,916 %
4) изменение рентабельности продаж под влиянием изменения затратоемкости:
∆Rпр(У) = 1,05 – 0,104 = 0,946 %
5) совокупное влияние:
∆Rпр= ∆Rпр(Х) + ∆Rпр(У) = -0,916 % + 0,946 % = + 0,03 %
Результаты анализа показывают снижение показателя рентабельности основной деятельности организации, вследствие превышающих темпов роста затрат на производство и сбыт продукции над темпами роста прибыли от продаж.
Международные стандарты финансовой отчетности гласят, что именно операционная (текущая) деятельность представляет собой основной вид деятельности, создающий выручку компании. По нашему мнению, наряду с анализом рентабельности капитала организации в целом и его отдельных составляющих, целесообразно акцентировать внимание на показателе рентабельности основной деятельности, характеризующем результаты текущей деятельности, которую осуществляют все без исключения хозяйствующие субъекты.