Понятие системы образования




ВВЕДЕНИЕ

образование планирование стратегический

Образование - та сфера, проблемы которой затрагивают интересы практически каждого. Динамичный экономический рост и развитие страны - следствие качественных социальных услуг, среди которых образовательные являются основополагающими.

Конкурентоспособность региональной системы образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося общества.

Стратегия развития системы образования Камчатского края и Петропавловск-Камчатского городского округа направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики края, находящейся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами, определяет роль системы образования в социально-экономическом развитии региона, долгосрочный вектор развития его интеллектуального потенциала.

Актуальность изучения и внедрения системы стратегического планирования обусловлена следующими причинами:

- стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;

в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих реализацию модели «Российское образование 2020», стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и персонала системы образования, образовательного учреждения в решении проблем образования;

процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации и персонала системы образования, образовательного учреждения с общественностью, улучшению имиджа, создает единый вектор усилий всех активных сил системы образования.

Целью курсовой работы является изучение организации деятельности отдела образования Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для дальнейшего стратегического планирования образования в округе.

В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические понятия сущности системы образования;

ознакомиться с деятельностью отдела образования Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и выявить его сильные и слабые стороны;

рассмотреть проблемы стратегического планирования и пути их решения согласно краевой и окружной программ.

Предметом исследования являются показатели образования населения Петропавловск-камчатского городского округа..

Объектом исследования является система планирования показателей образования на примере развития образования в округе.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретико-методологической основой для написания курсовой работы послужили федеральные законы, учебные пособия по управлению образовательной деятельностью, статьи периодической печати.

При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы исследования:

анализ существующей базы образовательного процесса (метод научного анализа).

обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе (метод научного синтеза и обобщения).

В качестве инструментария использовались методы табличные и графические приемы обработки данных.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие системы образования

 

Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием достаточно широкой нормативно-правовой базы и разветвленной системы государственных органов управления образованием. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государство обеспечивает гражданам право на образование: гарантируются общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а так же на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

На основании Закона РФ от 10 июля 1992 г. 3266-1 «Об образовании» под образованиемпонимается целенаправленный процесс воспитания и обучении в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В РФ установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Под получением гражданином образования понимается достижение и поддержание им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации, развитие общества, укрепление, совершенствование правового государства. Своим содержанием образование должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В понятие система образованиявходит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ее элементов, включающая преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов последних; органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

 

1.2 Основы стратегического планирования развития системы образования

 

Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в:

создании условий для повышения конкурентоспособности личности;

развитии инновационной сферы;

изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;

формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;

- обеспечении социальной и профессиональной мобильности;

формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.

На социально-экономическое развитие страны влияют в первую очередь:

развитие современной системы непрерывного образования;

повышение качества профессионального образования;

обеспечение доступности качественного общего образования;

повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Реализация этих направлений государственной политики в области образования позволит в 2013 - 2020 годах создать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося одной из целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем, сдерживающих развитие образования, таких, как:

несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;

чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;

отсутствие требований к содержанию и качеству образования;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Госпрограмма развития образования в России на период с 2013 по 2020 год. Госпрограмма имеет 7 стратегических ориентиров:

привлекательность профессии учителя

доступность детских садов

повышение качества школьного образования

поддержка системы дополнительного образования

обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров

повышение международной конкурентоспособности вузов

информационная прозрачность и общественная подотчетность

Она состоит из четырех ключевых подпрограмм:

"Развитие профессионального образования". Ее цель - увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося;

"Развитие дошкольного общего образования и дополнительного образования детей" преследует цель создания в системе образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации всех детей;

"Развитие системы оценки качества информационной прозрачности". Подпрограмма направлена на обеспечение надежной и актуальной информацией потребителей образовательных услуг о процессах принятия решений в системе образования всех участников образовательных отношений;

"Вовлечение молодежи в социальную практику". Ставит целью создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Госпрограмма развития образования в России на 2013- 2020-е годы обеспечивает продолжение модернизации российского образования.

Меры, принятые в 2007 - 2012 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, других межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали базу для решения отечественной системой образования следующих задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны:

приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Решение указанных задач достигалось путем совершенствования нормативной правовой базы, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.

Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом. Прогнозирование для целей управления системой образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений, является выбором методов и подходов для наилучшего использования накопленных знаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В развитых странах прогнозированию развития системы образования придается очень большое значение. Затраты на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2% всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением. Особо важная роль должна придаваться прогнозированию развития системы образования в условиях экономического кризиса [15].

Прогноз представляет собой вероятностную оценку будущих результатов и путей развития системы образования, а также ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для его осуществления. В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо соблюдать следующие методические принципы:

) системности, который требует рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений;

) оптимальности, предусматривающий разработку точных и достоверных прогнозов при минимальных затратах;

) аналогичности, предполагающий использовать в качестве источника опережающей информации о развитии анализируемого объекта знания о траектории развития сходных объектов;

) комплексности, обеспечивающий всестороннее описание объекта прогнозирования;

) специфичности, предполагающий обязательный учет отличительных, характерных особенностей и признаков, присущих только анализируемому объекту.

Прогнозирование системы образования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов, - наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития [15]. Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов [14]. Государственное регулирование системы образования должно строится на сочетании прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, программирования, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этих элементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют в определенной последовательности.

Прогнозирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системы образования под воздействием внешних и внутренних факторов, оценивает траектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории, чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде.

Стратегическое планирование ориентировано на реализацию оптимального пути развития системы образования на основе выбранных приоритетов, определяемых исходя из результатов прогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступности образования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Индикативное планирование обеспечивает сбалансированное развитие экономики образования при реализации стратегических планов, национальных и территориальных программ и проектов на основе системы обобщающих показателей (индикаторов) развития и балансов важнейших видов ресурсов.

Программирование обеспечивает реализацию выбранных приоритетов на основе национальных и территориальных программ и проектов, концентрации ресурсов на прорывных направлениях развития образования [14].

Научное обеспечение развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие направления научных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15-50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен быть научно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки в рамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационный путь развития; каково должно быть оптимальное соотношение между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в области образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальных инноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационной основе; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатов научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности [3]. Финансовое обеспечение развития системы образования в соответствии со стратегическими и индикативными планами, национальными и территориальными программами и проектами, должно осуществляться на основе сочетания бюджетной поддержки науки и инновационной деятельности с системой налоговых и таможенных льгот и других финансово-кредитных регуляторов, для создания заинтересованности частных инвесторов в реализации выбранных приоритетов, программ и проектов.

Материально-техническое обеспечение предполагает организацию работ по строительству новых и капитальному ремонту действующих образовательных учреждений (ОУ) и лечебно-оздоровительной инфраструктуры, обеспечении учебного процесса учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, средствами информатизации, учебниками, учебной мебелью, а также на основе специально разработанных нормативов с учетом специфики уровня образования.

Кадровое обеспечение системы образования должно быть нацелено на организацию профессиональной подготовки и переподготовки персонала для ОУ, в том числе в системе послевузовского профессионального образования [3].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: