SWOT - анализ преимуществ и проблем отрасли в целом




 

Основной задачей стратегического планирования развития образовательного учреждения, помимо обеспечения эффективности и устойчивости функционирования, является обеспечение опережающего или своевременного выявления ситуационных изменений в сфере образовательного пространства.

При формировании и реализации стратегии необходимо иметь в виду, что деятельность образовательного учреждения, как правило, определяется рядом процессов, изменения в которых могут быть достигнуты только в средне - и долгосрочном периодах.

Важная роль этих процессов предопределяет необходимость понимания тенденций развития, оценки альтернативных способов их использования и объема финансовых, кадровых, технических и информационных ресурсов, необходимых для целенаправленных, управляемых изменений.

Условием решения этих задач является наличие в общеобразовательном учреждении системы стратегического планирования, включающей в себя определенные элементы (рис. 2.1).

 

Рисунок 2.1 Элементы стратегического планирования

 

Образовательные учреждения любых размеров могут и должны определять и выполнять только те начинания, которые поддерживают стратегический план. Задачи подразделений исследований и разработок, управления трудовыми ресурсами, маркетинга объединяются в стратегическом плане, содержащем ясные цели, «разворачиваемые» затем по всему образовательному учреждению.

Для обеспечения успешной модернизации системы среднего общего образования в условиях формирования свободного рынка образовательных услуг образовательному учреждению необходимо разработать стратегию, направленную на получение и эффективное использование конкурентных преимуществ на муниципальном и региональном и государственном уровнях. В ее основе должна лежать такая стратегия, которая в современных конкурентных условиях становится приоритетной и может рассматриваться в качестве базовой стратегии развития учреждения.

Возрастающий спрос на образовательные услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, показывает, что действующая сеть образовательных учреждений дошкольного образования в Камчатском крае не удовлетворяет потребность родителей в дошкольном воспитании и образовании. Как результат этого - появление очередей на устройство в детские дошкольные учреждения.

Изменение сети общеобразовательных учреждений напрямую связано с сокращением контингента обучающихся, однакодействующая сеть общеобразовательных учреждений является недостаточно разнообразной и многофункциональной и не позволяет полностью удовлетворить запросы населения.

По сравнению с предшествующими годами усилилась ориентация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на потребности рынка труда Камчатского края. Отрабатываются региональные механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. Расширился перечень профессий, по которым прием формируется на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, потребности ведущих отраслей экономики края.

Вместе с тем, несмотря на отдельные успехи и достижения, в системе профессионального образования остается ряд нерешенных проблем.

В первую очередь требует дальнейшего совершенствования и развития система социального партнерства. Необходимо включить потенциальных работодателей и представителей предприятий в процесс подготовки кадров квалифицированных рабочих, а учреждениям среднего профессионального образования перейти на договорные отношения с работодателями.

Во-вторых, необходимо в кратчайшие сроки оснастить учебно-материальную базу современным оборудованием, создать систему прогнозирования потребности в рабочих кадрах и специалистах, развивать систему целевой контрактной подготовки кадров.

Развитие профессионального образования сопряжено с рядом сложностей, а именно:

разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и темпами экономического развития края;

сложная демографическая ситуация, сокращение численности выпускников общеобразовательных школ;

сложившиеся социальные приоритеты выпускников общеобразовательных школ и их родителей с ориентацией на высшее образование;

снижение привлекательности начального и среднего профессионального образования;

дисбаланс между спросом на квалифицированные кадры и их предложением, запаздывающая реакция системы профессионального образования на изменение рынка труда.

Кадровый состав системы образования Камчатского края в целом позволяет обеспечить качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Вместе с тем, необходима разработка нового содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров с акцентом на использование финансовых, материальных, человеческих, информационных и других ресурсов.

SWOT - анализ преимуществ и проблем отрасли в целом по Петропавловск-Камчатскому городскому округу представим в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3

SWOT - анализ преимуществ и проблем отрасли в целом по Петропавловск-Камчатскому городскому округу

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
Достаточное количество высококвалифицированных педагогических кадров. Наличие в крае инновационных площадок. Накоплен значительный опыт внедрения в образовательный процесс большинства учреждений современных образовательных технологий. Подключение общеобразовательных школ края к сети Интернет, обеспечение их лицензионным программным оборудованием. Накоплен опыт реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), отработана технология проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме ЕГЭ, ГИА в 9-х классах в новой форме. Развитие в образовательных учреждениях системы государственно-общественного управления. Наличие региональной системы повышения квалификации педагогических кадров. Недостаточное видовое разнообразие действующей сети образовательных учреждений. Дефицит мест для обучения по программам дошкольного образования. Дефицит педагогических кадров в сельской местности и их избыток по отдельным специальностям в городских муниципальных образованиях. Слабое развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Отставание переоснащения материально-технической базы образовательного процесса от реальных потребностей системы образования. Невысокая компьютерная грамотность части педагогов. Значительная транспортная удаленность большинства сельских образовательных учреждений, большой удельный вес малокомплектных школ. Незначительная ориентация системы профессионального образования на потребности регионального рынка труда.
Возможности (O) Угрозы (T)
Осуществление эффективной государственной поддержки системы образования за счет федерального, краевого и местных бюджетов. Обеспечение на всех ступенях обучения доступного и качественного образования. Оптимизация использования на территории края всех образовательных ресурсов при условии уделения особого внимания отдаленным и труднодоступным территориям Развитие системы дистанционного обучения учащихся и повышения квалификации педагогов на базе ресурсных центров и базовых школ. Удовлетворение региональной сетью профессиональных учреждений потребностей инновационно развивающейся экономики Камчатского края. Завышенные потребности населения Камчатского края на услуги высшего образования, не обеспеченные востребованностью на рынке труда. Недостаточная привлекательность работы в сельских образовательных учреждениях для молодых специалистов. «Старение» педагогических кадров. Неудовлетворение спроса населения на предоставление бесплатного дошкольного образования в связи с улучшением демографической ситуации в условиях существующей сети дошкольных образовательных учреждений.

ПРОБЛЕМЫСТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1 Проблемы стратегического планирования развития системы образования

 

Стратегия развития системы образования направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики, находящейся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами, определяет роль системы образования в социально-экономическом развитии региона, долгосрочный вектор развития его интеллектуального потенциала.

Реализация задачи повышения качества жизни населения возможна, в том числе, через повышение качества социальных услуг, среди которых образовательные услуги являются приоритетными, как основа динамичного экономического роста и социального развития общества.

Конкурентоспособность региональной системы образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося общества. Одновременно, возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Основными проблемами, препятствующими планомерному развитию системы общего и дополнительного образования являются [17]:

- низкий уровень материально-технического оснащения образовательных учреждений;

- несоответствие материально-технической базы образовательных учреждения современным условиям и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, санитарным нормам и правилам;

недостаточная финансовая поддержка участия обучающихся в региональных, межрегиональных и российских конкурсах, соревнованиях, мероприятиях;

необходимость социальной адаптации и обеспечения доступными образовательными услугами детей с ограниченными возможностями здоровья;

недостаточная поддержка и популяризация инновационных начинаний в образовательных учреждениях;

необходимость повышения квалификации педагогических работников и специалистов образовательных учреждений;

- необходимость обеспечения современных условий антитеррористической безопасности обучающихся и сохранности имущества образовательных учреждений;

- необходимость создания условий для профилактики асоциальных явлений за счет внедрения технологий и методик коррекции психо-эмоционального состояния обучающихся.

Закрытие и перепрофилирование дошкольных образовательных учреждений в предыдущие годы было связано с падением рождаемости. Были закрыты дошкольные образовательные учреждения, находящиеся в ветхих и неприспособленных зданиях. В период упадка рождаемости с 1991 года многие здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду или в полное распоряжение иным ведомствам. Количество дошкольных образовательных учреждений значительно сократилось с 86 учреждений в 1990 году до 46 в 2008 году.

Однако, в связи с улучшением демографической ситуации и процессами стабилизации в экономике уровень рождаемости в Петропавловск-Камчатском городском округе в последние годы стабильно растет.

Частично решить проблему дефицита мест в детских садах возможно за счет открытия дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях путем их реконструкции, а также за счет развития альтернативных форм дошкольного образования, в частности, за счет открытия семейных групп, групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

В связи с недофинансированием в течение нескольких лет материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений не отвечает современным требованиям. Данная ситуация влияет на качество воспитательно-образовательного процесса, не позволяет в полной мере создать условия соответствующие санитарным правилам и нормам Федеральных государственных требований, предъявляемым к реализации общеобразовательных программ дошкольного образования.

Совершенствование и развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений позволит обеспечить качество предоставления образовательных услуг, соответствующих современным требованиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: