Стратегическими целями развития образования являются:
1) обеспечение доступности качественного образования, создание условий для формирования личности, способной гарантировать устойчивое повышение качества жизни путем непрерывного образования и поддержания высокой готовности к самообучению, социальной и профессиональной мобильности и владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия;
) подготовка высокопрофессиональных кадров, способных к открытой конкуренции на рынке труда, воспроизводству и развитию материального и интеллектуального потенциала края;
3) обновление содержания и форм организации образовательного процесса, развитие практической направленности образовательных программ, развитие государственно-общественного управления образованием, формирование системы непрерывного образования, внедрение новых экономических механизмов.
Для достижения стратегических целей необходимо решение следующих задач [17]:
1) проведение оптимизации сети образовательных учреждений, создание базовых школ, ресурсных центров дистанционного обучения, новых видов общеобразовательных учреждений для получения доступного и качественного образования;
) создание оптимальной сети образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования с учетом демографической ситуации и образовательных запросов населения;
) создание автономных дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги в сфере дошкольного образования, автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги в сфере среднего профессионального образования, и автономных образовательных учреждений, предоставляющих услуги в сфере дополнительного образования детей;
|
4) создание в общеобразовательных учреждениях условий, обеспечивающих поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
) создание региональной системы оценки качества образования, в том числе с привлечением общественности;
) создание условий, обеспечивающих открытость системы образования и переход на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг в сфере образования;
) внедрение новых экономических отношений в системе образования;
) развитие системы государственно-общественного управления в сфере образования;
) внедрение новых федеральных государственных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;
) расширение использования современных образовательных технологий, особенно информационных;
) создание системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения, в том числе с учетом рынка труда Камчатского края;
) совершенствование и развитие системы социального партнерства в системе начального и среднего профессионального образования;
) повышение конкурентоспособности региональной системы профессионального образования;
) интеграция профессионального образования и научно-технической деятельности;
) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров для всех уровней системы образования.
|
Реализация запланированных мероприятий Стратегии развития образования Камчатского края до 2025 года приведет к системным изменениям в образовании края и города:
вступит в действие новый организационно-экономический механизм, в рамках которого все виды образовательных учреждений, независимо от форм собственности, будут финансироваться на основе подушевого принципа;
получит дальнейшее развитие гибкая система заработной платы педагогических и руководящих работников, стимулирующая качество работы, развиваться конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности;
изменятся основные принципы управления в системе образования края; общественность будет принимать активное участие в управлении и контроле качества образования на всех уровнях, возрастет роль профессионального самоуправления;
будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам на всех уровнях образовательной системы. Содержание и методы обучения усовершенствуются на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Изменится роль учителя, который должен стать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную работу учащихся, особенно в труднодоступных и отдаленных территориях. Уровень квалификации и профессионализма работников системы образования существенно возрастет.
Стратегическое планирование в области дошкольного образования предполагает:
1. Предоставление доступного качественного дошкольного образования в соответствии с потребностями населения.
|
.Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.
Основные мероприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей:
1. Сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.
2. Внедрение комплексной региональной модели многоканального финансирования дошкольных образовательных учреждений.
3. Перевод части дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации.
. Перепрофилирование образовательных учреждений «начальная школа - детский сад» в дошкольные образовательные учреждения. Возвращение объектов, в которых ранее находились дошкольные образовательные учреждения, согласно первоначальному целевому назначению в сферу дошкольного образования.
5. Открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и групп кратковременного пребывания.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате создания системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе (до 2025 года):
1. Увеличится сеть дошкольных образовательных учреждений.
2. Дополнительно будут открыты группы кратковременного пребывания, общеразвивающие группы и дошкольные группа при общеобразовательных учреждениях.
. Полностью будет переоснащено холодильное, технологическое оборудование пищеблоков, спортивное и игровое оборудование, мебель.
. Значительная часть дошкольных образовательных учреждений будет реорганизована в автономные некоммерческие организации.
. Созданы условия для максимального удовлетворения потребностей в дошкольном образовании.
Стратегическое планирование государственной политики в области общего образования - повышение качества и доступности образовательных услуг в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Приоритетные задачи:
. Обеспечение доступности обязательного качественного общего образования.
. Создание безопасных и комфортных условий нахождения учащихся в образовательном учреждении.
. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
. Создание региональной системы оценки качества общего образования.
Необходимые меры по обеспечению доступности обязательного качественного общего образования:
1. Обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
2. Создание в общеобразовательных учреждениях условий, удовлетворяющих современным требованиям федерального государственного образовательным стандарта.
. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений.
. Создание ресурсных центров дистанционного обучения.
. Создание базовых школ, в которых сосредоточены ресурсы для реализации программ профильного обучения.
. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.
. Создание новых видов общеобразовательных учреждений. Стимулирование деятельности инновационных образовательных учреждений и творчески работающих учителей.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате обеспечения доступности обязательного качественного общего образования:
1. Обеспечение доступности качественного образования.
2. Уменьшение количества неуспевающих и второгодников.
. Увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование.
Стратегические цели государственной политики в области дополнительного образования:
1. Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей.
. Создание условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Камчатском крае в целях сохранения и развития единого культурного и информационного пространства.
Приоритетные задачи:
. Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.
. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы учреждений дополнительного образования.
. Развитие информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение, в учреждениях дополнительного образования детей.
. Создание условий, обеспечивающих взаимодействие учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений по реализации внеурочной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом.
. Повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.
Мероприятия по обеспечению качественного дополнительного образования детей:
. Создание базовых площадок по различным направлениям деятельности дополнительного образования детей. Формирование на региональном уровне банка программ нового поколения.
. Создание единой информационно-методической базы системы дополнительного образования детей.
. Реализация региональных пилотных проектов по внедрению новых организационных форм.
. Поддержка и развитие массовых мероприятий со школьниками, формирование единого календаря массовых мероприятий.
. Расширение перечня массовых мероприятий, включенных в перечень конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Социальные эффекты, которые будут получены в результате реализации задач в области дополнительного образования:
. Увеличение численности детей, занимающихся в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений;
. Увеличение количества региональных массовых конкурсных мероприятий с обучающимися в системе дополнительного образования детей.
. Сокращение численности безнадзорных детей, склонных к асоциальному поведению.
Стратегические цели в области профессионального образования:
1. Обеспечение конкурентоспособности региональной системы профессионального образования.
. Создание структуры образовательной системы, соответствующей спросу экономики региона, с учетом потребностей рынка труда в соответствии со стратегией социально-экономического развития города и Камчатского края.
Эффективная реализация данных целей обеспечивается решением следующих задач:
. Создание системы, обеспечивающей возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста.
. Обеспечение качественного уровня профессионального образования.
. Внедрение новых форм оценки и контроля деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования.
Основные мероприятия, направленные на реализацию задач и достижение стратегических целей:
1. Реструктуризация сети начального и среднего профессионального образования, исходя из демографической ситуации в крае и учетом рынка труда.
2. Развитие инфраструктуры системы начального и среднего профессионального образования.
. Расширение спектра подготовки по профессиям и специальностям для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
. Реформирование системы стипендиального обеспечения, социальной поддержки.
. Создание региональной системы профориентации молодежи и взрослого населения Камчатского края.
. Создание системы социального партнерства.
7. Формирование единой информационной системы для управления профессиональным образованием края.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате реализации задач в области профессионального образования:
1. Насыщение экономики Камчатского края востребованными квалифицированными кадрами.
. Интеграция профессионального образования и научно-технической деятельности.
. Максимальное удовлетворение потребностей населения в получении профессионального образования.
Выделение целевых средств на приобретение отвечающих современным требованиям учебно-наглядного и учебного оборудования, компьютерной техники, школьной и бытовой мебели, спортивного инвентаря и оборудования за счет:
смет образовательных учреждений;
субвенций, направляемых местным бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования;
краевых целевых программ;
доходов, полученных от оказания платных образовательных услуг, и иных внебюджетных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В апреле 2014 года Российское Правительство утвердило Государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, которая является организационной основой государственной политики в области образования. Госпрограмма определила стратегию развития этой важнейшей сферы, ее приоритетность, необходимость государственной поддержки и реального финансирования. Основными ее задачами является формирование системы непрерывного профобразования, развитие инфраструктуры школ и дошкольных заведений, создание условий для дополнительного детского образования. Запланирована также модернизация школьных и дошкольных образовательных программ и создание новой системы оценки качества образования.
В госпрограмме заложены базовые показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 году по следующим стратегических ориентирам:
привлекательность профессии учителя
доступность детских садов
повышение качества школьного образования
поддержка системы дополнительного образования
обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров
повышение международной конкурентоспособности вузов
информационная прозрачность и общественная подотчетность образования.
Организационно госпрограмма состоит из 4 подпрограмм, посвященных профессиональному образованию, образованию детей (дошкольному, школьному, дополнительному), развитию системы оценки качества и информационной прозрачности образования, молодежной политике. Есть еще поддерживающая подпрограмма: научно-методическая, нормативно-правовая поддержка, проведение мониторинговых исследований, оценка результативности).
Реализация основных направлений развития отечественной системы образования, реформ всех ее уровней и обеспечение самодостаточного функционирования этой важнейшей сферы в интересах личности, общества и государства возможно лишь при условии доведения проектных целей, задач, основных направлений модернизации до конкретных образовательных учреждений. В этой связи важным механизмом реализации Государственной программы развития образования является формирование на ее основе региональных, муниципальных программ развития образования.
В рамках государственной программы отдел образования администрации Петропавловск - Камчатского городского округа так же определил круг задач по модернизации российского образования:
- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.
Вместе с тем, несмотря на отдельные успехи и достижения, в системе профессионального образования остается ряд нерешенных проблем.
В первую очередь требует дальнейшего совершенствования и развития система социального партнерства. Необходимо включить потенциальных работодателей и представителей предприятий в процесс подготовки кадров квалифицированных рабочих, а учреждениям среднего профессионального образования перейти на договорные отношения с работодателями.
Во-вторых, необходимо в кратчайшие сроки оснастить учебно-материальную базу современным оборудованием, создать систему прогнозирования потребности в рабочих кадрах и специалистах, развивать систему целевой контрактной подготовки кадров.
Развитие профессионального образования сопряжено с рядом сложностей, а именно:
разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и темпами экономического развития края;
сложная демографическая ситуация, сокращение численности выпускников общеобразовательных школ;
сложившиеся социальные приоритеты выпускников общеобразовательных школ и их родителей с ориентацией на высшее образование;
снижение привлекательности начального и среднего профессионального образования;
дисбаланс между спросом на квалифицированные кадры и их предложением, запаздывающая реакция системы профессионального образования на изменение рынка труда.
Кадровый состав системы образования Камчатского края в целом позволяет обеспечить качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Вместе с тем, необходима разработка нового содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров с акцентом на использование финансовых, материальных, человеческих, информационных и других ресурсов.