Пути решения проблем развития системы образования




 

Стратегическими целями развития образования являются:

1) обеспечение доступности качественного образования, создание условий для формирования личности, способной гарантировать устойчивое повышение качества жизни путем непрерывного образования и поддержания высокой готовности к самообучению, социальной и профессиональной мобильности и владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия;

) подготовка высокопрофессиональных кадров, способных к открытой конкуренции на рынке труда, воспроизводству и развитию материального и интеллектуального потенциала края;

3) обновление содержания и форм организации образовательного процесса, развитие практической направленности образовательных программ, развитие государственно-общественного управления образованием, формирование системы непрерывного образования, внедрение новых экономических механизмов.

Для достижения стратегических целей необходимо решение следующих задач [17]:

1) проведение оптимизации сети образовательных учреждений, создание базовых школ, ресурсных центров дистанционного обучения, новых видов общеобразовательных учреждений для получения доступного и качественного образования;

) создание оптимальной сети образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования с учетом демографической ситуации и образовательных запросов населения;

) создание автономных дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги в сфере дошкольного образования, автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги в сфере среднего профессионального образования, и автономных образовательных учреждений, предоставляющих услуги в сфере дополнительного образования детей;

4) создание в общеобразовательных учреждениях условий, обеспечивающих поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);

) создание региональной системы оценки качества образования, в том числе с привлечением общественности;

) создание условий, обеспечивающих открытость системы образования и переход на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг в сфере образования;

) внедрение новых экономических отношений в системе образования;

) развитие системы государственно-общественного управления в сфере образования;

) внедрение новых федеральных государственных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;

) расширение использования современных образовательных технологий, особенно информационных;

) создание системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения, в том числе с учетом рынка труда Камчатского края;

) совершенствование и развитие системы социального партнерства в системе начального и среднего профессионального образования;

) повышение конкурентоспособности региональной системы профессионального образования;

) интеграция профессионального образования и научно-технической деятельности;

) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров для всех уровней системы образования.

Реализация запланированных мероприятий Стратегии развития образования Камчатского края до 2025 года приведет к системным изменениям в образовании края и города:

вступит в действие новый организационно-экономический механизм, в рамках которого все виды образовательных учреждений, независимо от форм собственности, будут финансироваться на основе подушевого принципа;

получит дальнейшее развитие гибкая система заработной платы педагогических и руководящих работников, стимулирующая качество работы, развиваться конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности;

изменятся основные принципы управления в системе образования края; общественность будет принимать активное участие в управлении и контроле качества образования на всех уровнях, возрастет роль профессионального самоуправления;

будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам на всех уровнях образовательной системы. Содержание и методы обучения усовершенствуются на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Изменится роль учителя, который должен стать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную работу учащихся, особенно в труднодоступных и отдаленных территориях. Уровень квалификации и профессионализма работников системы образования существенно возрастет.

Стратегическое планирование в области дошкольного образования предполагает:

1. Предоставление доступного качественного дошкольного образования в соответствии с потребностями населения.

.Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.

Основные мероприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей:

1. Сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

2. Внедрение комплексной региональной модели многоканального финансирования дошкольных образовательных учреждений.

3. Перевод части дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации.

. Перепрофилирование образовательных учреждений «начальная школа - детский сад» в дошкольные образовательные учреждения. Возвращение объектов, в которых ранее находились дошкольные образовательные учреждения, согласно первоначальному целевому назначению в сферу дошкольного образования.

5. Открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и групп кратковременного пребывания.

Социальные эффекты, которые будут получены в результате создания системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе (до 2025 года):

1. Увеличится сеть дошкольных образовательных учреждений.

2. Дополнительно будут открыты группы кратковременного пребывания, общеразвивающие группы и дошкольные группа при общеобразовательных учреждениях.

. Полностью будет переоснащено холодильное, технологическое оборудование пищеблоков, спортивное и игровое оборудование, мебель.

. Значительная часть дошкольных образовательных учреждений будет реорганизована в автономные некоммерческие организации.

. Созданы условия для максимального удовлетворения потребностей в дошкольном образовании.

Стратегическое планирование государственной политики в области общего образования - повышение качества и доступности образовательных услуг в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Приоритетные задачи:

. Обеспечение доступности обязательного качественного общего образования.

. Создание безопасных и комфортных условий нахождения учащихся в образовательном учреждении.

. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

. Создание региональной системы оценки качества общего образования.

Необходимые меры по обеспечению доступности обязательного качественного общего образования:

1. Обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

2. Создание в общеобразовательных учреждениях условий, удовлетворяющих современным требованиям федерального государственного образовательным стандарта.

. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений.

. Создание ресурсных центров дистанционного обучения.

. Создание базовых школ, в которых сосредоточены ресурсы для реализации программ профильного обучения.

. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.

. Создание новых видов общеобразовательных учреждений. Стимулирование деятельности инновационных образовательных учреждений и творчески работающих учителей.

Социальные эффекты, которые будут получены в результате обеспечения доступности обязательного качественного общего образования:

1. Обеспечение доступности качественного образования.

2. Уменьшение количества неуспевающих и второгодников.

. Увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование.

Стратегические цели государственной политики в области дополнительного образования:

1. Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей.

. Создание условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Камчатском крае в целях сохранения и развития единого культурного и информационного пространства.

Приоритетные задачи:

. Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.

. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы учреждений дополнительного образования.

. Развитие информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение, в учреждениях дополнительного образования детей.

. Создание условий, обеспечивающих взаимодействие учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений по реализации внеурочной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом.

. Повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.

Мероприятия по обеспечению качественного дополнительного образования детей:

. Создание базовых площадок по различным направлениям деятельности дополнительного образования детей. Формирование на региональном уровне банка программ нового поколения.

. Создание единой информационно-методической базы системы дополнительного образования детей.

. Реализация региональных пилотных проектов по внедрению новых организационных форм.

. Поддержка и развитие массовых мероприятий со школьниками, формирование единого календаря массовых мероприятий.

. Расширение перечня массовых мероприятий, включенных в перечень конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Социальные эффекты, которые будут получены в результате реализации задач в области дополнительного образования:

. Увеличение численности детей, занимающихся в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений;

. Увеличение количества региональных массовых конкурсных мероприятий с обучающимися в системе дополнительного образования детей.

. Сокращение численности безнадзорных детей, склонных к асоциальному поведению.

Стратегические цели в области профессионального образования:

1. Обеспечение конкурентоспособности региональной системы профессионального образования.

. Создание структуры образовательной системы, соответствующей спросу экономики региона, с учетом потребностей рынка труда в соответствии со стратегией социально-экономического развития города и Камчатского края.

Эффективная реализация данных целей обеспечивается решением следующих задач:

. Создание системы, обеспечивающей возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста.

. Обеспечение качественного уровня профессионального образования.

. Внедрение новых форм оценки и контроля деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования.

Основные мероприятия, направленные на реализацию задач и достижение стратегических целей:

1. Реструктуризация сети начального и среднего профессионального образования, исходя из демографической ситуации в крае и учетом рынка труда.

2. Развитие инфраструктуры системы начального и среднего профессионального образования.

. Расширение спектра подготовки по профессиям и специальностям для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

. Реформирование системы стипендиального обеспечения, социальной поддержки.

. Создание региональной системы профориентации молодежи и взрослого населения Камчатского края.

. Создание системы социального партнерства.

7. Формирование единой информационной системы для управления профессиональным образованием края.

Социальные эффекты, которые будут получены в результате реализации задач в области профессионального образования:

1. Насыщение экономики Камчатского края востребованными квалифицированными кадрами.

. Интеграция профессионального образования и научно-технической деятельности.

. Максимальное удовлетворение потребностей населения в получении профессионального образования.

Выделение целевых средств на приобретение отвечающих современным требованиям учебно-наглядного и учебного оборудования, компьютерной техники, школьной и бытовой мебели, спортивного инвентаря и оборудования за счет:

смет образовательных учреждений;

субвенций, направляемых местным бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования;

краевых целевых программ;

доходов, полученных от оказания платных образовательных услуг, и иных внебюджетных источников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В апреле 2014 года Российское Правительство утвердило Государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, которая является организационной основой государственной политики в области образования. Госпрограмма определила стратегию развития этой важнейшей сферы, ее приоритетность, необходимость государственной поддержки и реального финансирования. Основными ее задачами является формирование системы непрерывного профобразования, развитие инфраструктуры школ и дошкольных заведений, создание условий для дополнительного детского образования. Запланирована также модернизация школьных и дошкольных образовательных программ и создание новой системы оценки качества образования.

В госпрограмме заложены базовые показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 году по следующим стратегических ориентирам:

привлекательность профессии учителя

доступность детских садов

повышение качества школьного образования

поддержка системы дополнительного образования

обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров

повышение международной конкурентоспособности вузов

информационная прозрачность и общественная подотчетность образования.

Организационно госпрограмма состоит из 4 подпрограмм, посвященных профессиональному образованию, образованию детей (дошкольному, школьному, дополнительному), развитию системы оценки качества и информационной прозрачности образования, молодежной политике. Есть еще поддерживающая подпрограмма: научно-методическая, нормативно-правовая поддержка, проведение мониторинговых исследований, оценка результативности).

Реализация основных направлений развития отечественной системы образования, реформ всех ее уровней и обеспечение самодостаточного функционирования этой важнейшей сферы в интересах личности, общества и государства возможно лишь при условии доведения проектных целей, задач, основных направлений модернизации до конкретных образовательных учреждений. В этой связи важным механизмом реализации Государственной программы развития образования является формирование на ее основе региональных, муниципальных программ развития образования.

В рамках государственной программы отдел образования администрации Петропавловск - Камчатского городского округа так же определил круг задач по модернизации российского образования:

- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Вместе с тем, несмотря на отдельные успехи и достижения, в системе профессионального образования остается ряд нерешенных проблем.

В первую очередь требует дальнейшего совершенствования и развития система социального партнерства. Необходимо включить потенциальных работодателей и представителей предприятий в процесс подготовки кадров квалифицированных рабочих, а учреждениям среднего профессионального образования перейти на договорные отношения с работодателями.

Во-вторых, необходимо в кратчайшие сроки оснастить учебно-материальную базу современным оборудованием, создать систему прогнозирования потребности в рабочих кадрах и специалистах, развивать систему целевой контрактной подготовки кадров.

Развитие профессионального образования сопряжено с рядом сложностей, а именно:

разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и темпами экономического развития края;

сложная демографическая ситуация, сокращение численности выпускников общеобразовательных школ;

сложившиеся социальные приоритеты выпускников общеобразовательных школ и их родителей с ориентацией на высшее образование;

снижение привлекательности начального и среднего профессионального образования;

дисбаланс между спросом на квалифицированные кадры и их предложением, запаздывающая реакция системы профессионального образования на изменение рынка труда.

Кадровый состав системы образования Камчатского края в целом позволяет обеспечить качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Вместе с тем, необходима разработка нового содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров с акцентом на использование финансовых, материальных, человеческих, информационных и других ресурсов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: