Упражнения для развития отдельных слуховых дифференцировок




«Зайкина песня». Музыка Н. Бордюг.

«Мишкина песня». Музыка Н. Бордюг.

«Птичкина песня». Музыка Н. Бордюг.

«В гости к мышке и слону». Музыка Н. Мурычевой

«Оркестр». Музыка Н. Мурычевой.

 

Произведения для слушания

Мир ребенка:

«Весело — грустно». Л. Бетховен.

«Верхом на лошадке», «Материнские ласки». А. Гречанинов.

«Резвушка», «Печальная история». Д. Кабалевский.

«Сказочка» С. Майкапар.

«Ласковая просьба.», «Колыбельная песня». Г Свиридов.

«Со вьюном я хожу...». Русская народная мелодия.

«Игра в лошадки». П. Чайковский.

 

Мир сверстников и взрослых людей:

«Маленькая сказка», «На гармошке». А. Гречанинов.

«Мальчик-замарашка», «Сказочка», «Трубач и эхо». Д. Кабалевский.

«Пастушок». С. Майкапар.

«Парень с гармошкой». Г. Свиридов,

«Всадник», «Солдатский марш». Р. Шуман.

«Ходила младешенька по борочку…». Русская народная мелодия,

«Марш деревянных солдатиков». П. Чайковский,

 

Мир природы:

«Маленький, беленький». В. Агафонников,

«На лужайке». А. Гречанинов,

«Ежик», «Хромой козлик», «Грустный дождик». Д. Кабалевский.

«Курочка-рябущечка». Г. Лобачев.

«Сорока», «Петушок». А. Лядов.

«Мотылек», «Осенью». С. Майкапар.

«Лягушка». В. Ребиков,

«Дождик». Русская народная мелодия.

«Слон». К. Сен-Санс,

«Медведь». Г. Фрид.

 

Рукотворный мир:

«Кукольный вальс». Э. Денисов,

«Сломанная игрушка». А. Гречанинов.

«Игра в мяч». М. Красев.

«Музыкальная табакерка». А. Лядов.

«Танец куклы». С. Майкапар.

«Лошадка». М. Потоловский,

«Музыкальный ящик». Г. Свиридов,

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

I. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени культуры слушания музыки:

• Имеет определенный объем музыкальных впечатлений — самостоятельно узнает, называет большинство музыкальных произведений (народные, классические, современные), прослушанных в течение года.

• Проявляет потребность в неоднократном прослушивании музыки, просит ее сыграть.

• Владеет элементарными основами культуры слушания музыки, может целенаправленно слушать музыку, получая удовольствие.

II. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени деятельности слушания музыки:

• Способен различать выразительные особенности музыки — характер (веселый, грустный), некоторые выразительные интонации (вопрос, ответ), понять конкретный музыкальный образ.

• Может воспринимать изобразительные особенности музыкального произведения — способен элементарно выделять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр),

• Умеет вслушиваться, сравнивать, различать основные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте, ритмическим отношениям, тембру и динамике.

• Эмоционально реагирует на музыкальные произведения различных жанров (песня, танец, марш) и их характер.

• Умеет элементарно выражать свои музыкальные впечатления и отношение к прослушанной музыке в высказываниях, способен элементарно моделировать (условно-образно) содержание и характер музыки.

III. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени музыкально-творческих проявлений:

• Элементарно передает в движениях характер марша, веселой пляски, спокойной колыбельной.

• Может элементарно передавать в движениях музыкальный образ программной музыки.

 

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Характеристика возрастных возможностей

На четвертом году у детей продолжает оставаться большой интерес к певческой деятельности, они способны успешно ею овладевать:

• Прежде всего, имеется большое желание петь знакомые песни, осваивать новые.

• Овладение речью позволяет большинству дошкольников довольно внятно пропевать слова песни.

• Подражая взрослым, дети достаточно легко осваивают протяжное звуковедение, могут слитно петь короткие фразы (два-три слова).

• Не только различают, но и воспроизводят низкие и высоки звуки нефиксированной высоты.

Вместе с тем возможности детей в пении, безусловно, по-прежнему невелики, поскольку голосовые связки находятся в зачаточном состоянии. Певческий голос у ребенка довольно слабый, естественное пение отрывистое (говорком); певческое дыхание очень короткое (часто разрывает фразу на отдельные слова, а слово на слоги); певческая дикция в основном нечеткая и неясная, а у не которых детей вообще отсутствуют отдельные звуки; певческий диапазон небольшой (ре — ля первой октавы), у детей уже проявляется тип певческого голоса (высокий, средний, низкий), в силу психологических возможностей они не могут следить за чистотой певческой интонации, поэтому поют мелодию в основном неверно.

Дети четвертого года вполне успешно могут осваивать певческую деятельность, несмотря на довольно скромные физиологические и психологические возможности.

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

1. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени певческой культуры, доступной для дошкольников:

• Развивать музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара разнообразного характера и тематики, связанного прежде всего с образами родной семьи и дома; воспитывать любовь к семье.

• Формировать музыкально-слуховые певческие представления.

• Знакомить с образной основой песни.

• Развивать интерес к песне, развивать потребность в слушании песенных музыкальных произведений.

• Продолжать развивать представления об элементарном музыкальном жанре — песне и таких ее видах, как плясовая, колыбельная.

• Побуждать к целостному восприятию песни:

— учить воспринимать средства выразительности пения:

настроение, характер музыки (веселый, грустный);

некоторые чувства, интонации (вопрос — ответ);

— воспринимать художественный музыкальный образ песни, соотносить его со своим опытом (жизненным и музыкальным), формировать опыт ценностных ориентаций к образу.

• Содействовать дифференцированному восприятию песни, учить вслушиваться в музыку, различать, сравнивать, выделять изобразительные особенности песен:

— контрастные музыкально-выразительные средства, передающие музыкальный образ:

музыкальные — темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий), динамику (тихое, громкое звучание), тембр (звонкий, глухой), ритм (постоянный, простой);

внемузыкальные — выразительные мимику и жесты, позу;

— познакомить с куплетной формой песни.

• Побуждать к восприятию азбуки четвертой ступени способов певческих умений: четкой правильной дикции, напевного протяжного звуковедения, слаженности пения, пения по ручным знакам (первая — третья ступени).

• Побуждать к восприятию азбуки певческой техники, учить различать пение сольное и хоровое, пение с сопровождением инструмента и без него.

• Побуждать к сопереживанию характера и содержания, к эмоциональной отзывчивости на песни разного характера, имеющие конкретное содержание, связанное с жизнедеятельностью детей, прежде всего в родном доме, семье.

• Развивать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте (не менее октавы), длительности (ритмические соотношения с преобладанием половинных или восьмых длительностей), динамическим отношениям (тихое и громко звучание), тембру (голос взрослого человека и ребенка).

• Побуждать элементарно выражать свои музыкальные впечатления и свое отношение к характеру и содержанию прослушанной песни в суждениях, в исполнительской творческой деятельности — в выразительных движениях, рисунке; элементарно моделировать содержание и характер песни.

II. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени детской певческой деятельности; формировать умения выразительного исполнения (воспроизведения) песен, доступных малышам по содержанию, мелодии, ритмическим особенностям, тесситуре и длительности звучания:

• Беречь, охранять голос ребенка.

• Побуждать помнить, исполнять большинство песен, выученных в течение года, прежде всего связанных с образом семьи, дома; воспитывать любовь к семье.

• Побуждать в пении эмоционально передавать выразительные особенности:

— контрастный характер (настроение) песни (веселый, грустный);

— яркие контрастные интонации (вопрос — ответ, радость — печаль);

— яркий конкретный музыкальный образ.

• Побуждать эмоционально передавать (изображать) в пении свое отношение к музыкальному образу, используя выразительные средства:

— музыкальные: темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий), динамику (тихое, умеренно громкое звучание);

— внемузыкальные: вербальные (выразительность исполнения слов в песне), невербальные (выразительные мимика, жест, поза).

• Учить азбуке четвертой ступени способов певческих умений:

— побуждать сохранять правильную осанку во время пения; петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз;

— по возможности внятно, ясно пропевать слова песни, четко артикулируя гласные и согласные звуки;

пропевать на одном дыхании слова и короткие фразы (примерно 4 секунды);

— обращать внимание детей на правильное исполнение мелодии песни, а также высоких и низких звуков;

— петь по ручным знакам (первая — третья ступени)- (См.: Струве Г. С. Ступеньки музыкальной грамотности.— СПб., 1997; Струве Г. С. Музыкальные ступеньки.— М., 2001.);

— петь коллективно слаженно, начиная точно после вступления;

— петь в коллективе, соблюдая динамический и тембровый ансамбль.

• Учить основам певческой техники: петь всем вместе; петь по одному, вдвоем, в ансамбле; петь в сопровождении музыкального инструмента и без него; петь с помощью взрослого и самостоятельно.

• Учить выражать свои музыкальные впечатления и свое отношение к содержанию и характеру песни в элементарных суждениях, а также в выразительных творческих движениях под музыку или в рисунке; побуждать элементарно моделировать характер и содержание песни.

III. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени детского песенного творчества, побуждать к музыкально-творческим проявлениям в пении:

• Содействовать в исполнении песни творческому выражению своего отношения к музыкальному образу.

• Формировать основы элементарных песенных творческих проявлений; побуждать импровизировать песенки (колыбельная, плясовая), марш, танец, находя соответствующие интонации.

• Побуждать импровизировать свое имя.

• Побуждать импровизировать в игровых ситуациях интонации вопроса, ответа.

• Побуждать импровизировать различные жизненные ситуации: пение кукушки, звук дождика и т. п.

 

Репертуар

Упражнения

Для развития певческого голоса и музыкального слуха в объеме терции:

«Сорока». Русская народная мелодия в обр. В. Попова.

«Бай-бай». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

«Качи - качи». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

 

Для пения по ручным знакам (первая — третья ступени):

«Зайка». Русская народная мелодия в обр. В. Попова,

«Белые гуси». М. Красев.

«Лиса». Русская народная мелодия в обр. В. Попова.

 

Песни

Мир ребенка и сверстников:

«А я мальчик – молодец». А. Филиппенко.

«Кто у нас хороший?». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского

«Вот какие мы большие». Е. Тиличеева.

«Нынче столько дела». А. Филиппенко.

«Праздничная». Т. Попатенко.

«Праздник». Т. Ломова.

«Все запели песенку». А. Филиппенко.

«Детский сад». Н. Мурычева.

«Мы поехали». Н. Бордюг.

«Баю-баю». В. Витлин.

«Ножки». А. Лепин.

«Водичка-водичка, умой меня». В. Витлин.

 

Мир взрослых:

«Маме песенку пою». Н. Мурычева.

«Маму поздравляют малыши». Т. Попатенко.

«Пирожок». Е. Тиличеева.

«Мой папа». Н. Мурычева.

«Дедушка». Н. Бордюг.

«Бабушка моя». Е. Гомонова

«Бабушка». Н, Мурычева.

 

Мир природы:

Зима

«Зима». Н. Вересокина.

«Зима». В. Карасев.

«Снежинки». О. Берндт, обр. Н. Метлова.

«Снег, снежок». В. Костенко.

«Елка». Т. Попатенко.

«Маленькая елочка». Г. Вихарева.

 

Весна

«Тает снег». А. Филиппенко.

«Здравствуй, веснушка-весна». Е. Гомонова.

«Весна». Н. Вересокина.

«Солнышко». Н. Мурычева.

 

Лето

«Есть у солнышка друзья». Е. Тиличеева.

«Дождик». Н. Вересокина

«Дождик». И, Кишко.

«Дождик». В. Костенко.

 

Осень

«Осень в гости к нам идет». Е. Гомонова.

«Листья золотые». Т. Попатенко.

«Осень». Н. Бордюг.

«Осень играет во дуду». В. Костенко.

 

Животные и птицы:

«Кто как кричит». В. Иванников.

«Киска». Н. Бордюг.

«Лошадка». Н. Бордюг.

«Петина лошадка». Т. Шутенко.

«Воробей». А. Филиппенко.

«Петушок». В. Витлин.

«Цыплята». А. Филиппенко.

«Белые гуси». М. Красев.

«Воробьишко». Т. Попатенко.

«Уточка». Т. Попатенко.

«Заинька». Русская народная мелодия.

 

Предметный мир:

«Мы садимся в самолет». А. Филиппенко.

«Ты куда, трамвай». А. Филиппенко.

«Голубой автобус». А. Филиппенко.

«Кукла». М. Старокадомский.

«Шарики». И. Кишко.

 

Песенное творчество

«Кукла Катя». Н. Бордюг.

«Марш медведя». Н. Мурычева.

«Песня птички». Н. Бордюг.

«Зайка танец танцевал». Н. Мурычева.

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:

1. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени певческой культуры, доступной для детей:

• Имеет развитое элементарное музыкально-эстетическое восприятие песен.

• Помнит большинство песен, прослушанных и усвоенных в течение года.

• Внимательно слушает песню

• Способен понимать и различать характер музыки (веселый, грустный), яркие музыкальные образы.

• Различает средства выразительности пения: музыкальные (темп, тембр и т. д.), внемузыкальные (мимика, жест и т. д.).

• Воспринимает азбуку четвертой ступени восприятия способов певческих умений: напевность, слаженность пения.

• Может высказываться о песне, элементарно моделировать содержание песни.

II. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени детской певческой деятельности:

• Самостоятельно исполняет большинство песен, освоенных в течение года.

• Владеет элементарными основами певческой культуры.

• Способен передать в песне характер и некоторые яркие ее интонации.

• Эмоционально передает в пении содержание песни; может выразить в пении свое отношение к музыкальному образу (содержанию) песни, используя соответствующие средства выразительности: музыкальные (темп, динамика и т. п.) и внемузыкальные (поза, мимика).

• Владеет азбукой четвертой ступени способов певческих умений, умеет петь напевно, довольно четко пропевая слова, вовремя начинать и заканчивать песню, петь на одном дыхании слова и короткие фразы, петь по ручным знакам (первая — третья ступени).

• Владеет некоторыми основами певческой техники.

• Может в элементарной форме выразить свои музыкально-слуховые представления и собственное отношение к песне в словах, в музыкально-творческих движениях, в рисунке; может элементарно моделировать содержание песни.

III. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени певческих элементарных музыкально-творческих проявлений:

• При исполнении песен самостоятельно может использовать отдельные средства внемузыкальной выразительности (мимика, движения).

• Может импровизировать колыбельную, веселую плясовую, марш.

• Импровизирует звуки различных жизненных ситуаций.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: