МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Характеристика возрастных возможностей

На четвертом году в связи с дальнейшим развитием опорно-двигательного аппарата ребенка и повышением двигательной активности у него отмечаются новые положительные возможности:

• движения под музыку становятся довольно координированными по сравнению с детьми третьего года.

• В танцах, играх способен проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватную характеру музыки (веселый или грустный), различает контраст в музыке.

• Может менять движения в связи со сменой разнохарактерной музыки.

• Может выполнять довольно ритмично такие основные движения, как ходьба, бег, а также несложные танцевальные движения.

• С большим удовольствием в танцах, играх выполняет движения самостоятельно под пение взрослого.

• С радостью включается в свободные пляски, как правило, выполняя однотипные движения.

• Проявляет некоторые предпочтения — особенно нравятся игры и танцы с простым конкретным сюжетом, так как в них ребенок способен выполнять игровые роли.

Вместе е тем возможности малыша в движениях под музыку остаются небольшими:

• Движения выполняются тяжеловато, не может их детализировать и стремится выполнить как бы в общих чертах.

• Не следит за осанкой, за положением головы.

• Затруднена естественность, непринужденность движений.

• В свободных плясках старается держаться группы детей.

• Довольно слаба ориентировка в зале и т. п.

• Продолжительность игры танца небольшая.

Но все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Однако, несмотря на перечисленные трудности, этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее привлекательных.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

1. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени музыкально - ритмической культуры, доступной для детей; развивать восприятие музыки и движений музыкальных игр, хороводов, танцев, детского народного, классического и современного репертуара различного характера и содержания, связанного с жизнедеятельностью детей в семье; формировать опыт ценностных ориентаций к домашнему миру; воспитывать любовь к семье:

• Формировать музыкально-двигательные представления.

• Развивать интерес к восприятию игр, танцев, хороводов, упражнений

• Развивать целостное восприятие (музыки и движений) упражнений, игр, танцев:

— учить различать некоторые основные виды художественно музыкально - ритмической деятельности (игра, танец);

— учить воспринимать выразительность музыки и движений восприятие характера музыки (веселый, грустный) и адекватности выразительных движений;

— побуждать воспринимать и понимать сюжетное содержание игры (возможно, танца, хоровода): убегать — догонять, спрятаться — найти, несложную композицию (форму) танца, хоровода.

• Развивать дифференцированное восприятие музыки и движений игр, танцев и т. п., учить:

— выделять художественный музыкально-игровой образ игры, танца (чаще всего конкретный, без развития), фигуры танца;

— различать элементарные выразительные средства, создающие музыкальный образ:

музыкальные — темп (медленно, быстро), метроритм (постоянный, простой), силу звучания (громко, тихо), регистры (высокий, низкий), тембр (звонкий, глухой),

внемузыкальные — выразительные мимику, жест, движения рук и ног, позу, осанку.

• Приобщать к восприятию азбуки четвертой ступени музыкально-ритмических движений; развивать восприятие способов выполнения движений; обращать внимание на согласованность движений с музыкой

— основные движения:

 

Основные движения Учить воспринимать их согласованность
  Ходьба бодрым шагом. Ходьба тихая, спокойная.   Ходьба спокойная. Бег легкий.   Прыжки энергичные, на двух ногах с продвижением вперед. Прыжки легкие на одном месте.   Ходьба на носках с поднятыми вверх руками. Ходьба на четвереньках   с характером музыки: веселым, грустным со средствами музыкальной выразительности: темпом медленным, быстрым; силой звучания музыки - громким звучанием,   тихим звучанием; высотой регистров — высоким регистром,   низким регистром.

 

 

— сюжетно-образные движения: воспринимать образные движения; выделять особенности характера конкретного образа (веселый, грустный), а также наиболее характерные его черты (хитрый, неуклюжий, трусливый); соотносить их с характером музыки и средствами выразительности (музыкальными и внемузыкальными);

— танцевальные шаги и движения: воспринимать, обращать внимание на согласованность движений и танцевальных шагов с характером музыки и срёдствами ее выразительности:

русский народный танец: танцевальный шаг — простой хороводный; танцевальные движения — выставление ноги (правой) на пятку, притоптывание ногой (правой), простые дроби (для мальчиков), полуприсядка (для мальчиков), «выбрасывание ног» (для девочек), прыжки на двух ногах, кружение вправо (по одному), несложные хлопки, помахивание вверху платочками; положение рук — руки на поясе (большой палец обращен назад), подбоченившись (кисти сжаты в кулачки и поставлены на пояс);

детский бальный танец: танцевальные шаги — легкий бег на носочках, прямой галоп; танцевальные движения — ритмичные хлопки под музыку, выставление ноги (правой) на носок, кружение в паре (руки «лодочкой»), движения с атрибутами; положение рук — девочки придерживают руками юбочку, руки в локтях должны быть закруглены;

 

современный детский игровой танец: элементарные шаги и движения для рук, ног, корпуса, характерные для современных ритмических танцев; положение рук — согнутые в локтях руки, слегка прижатые к корпусу;

— учить различать ориентировку в пространстве (ходьба друг за другом по прямой линии, легкий бег друг за другом по кругу, а затем разбегаясь по всему залу).

• Побуждать выражать свои впечатления и отношение к просмотренному музыкально-игровому и танцевальному репертуару в элементарных эстетических суждениях, в рисунке; побуждать элементарно моделировать содержание, характер танца и игры.

II. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени музыкально - ритмической деятельности, по содержанию связанной с миром семьи, понятной детям по форме, по доступности движений, а также по длительности исполнения (необходимо учитывать группу здоровья каждого ребенка):

• Побуждать к выразительному исполнению движений (контрастного характера) музыкальной игры, танца и т. п., меняя движения соответственно изменению частей музыкального произведения, чувствовать начало и окончание каждой из них. Запоминать последовательность движений игры, танца, хоровода и т. д.

• Побуждать эмоционально изображать в движениях свое отношение к музыкальному (игровому) образу, запоминать (на элементарном уровне) форму танца, понимая контрастные средств выразительности:

— музыкальные — темп (медленный, быстрый), метроритм (простой, постоянный), регистры (высокий, низкий), динамику (тихо, громко), тембр (звонкий, глухой);

— внемузыкальные — выразительные мимику, жесты, движения

• Побуждать осваивать азбуку четвертой ступени музыкально ритмических движений, овладевать способами их выполнения, а также умениями согласовывать их с музыкой:

— основные движения:

Основные движения Учить воспринимать их согласованность
  Ходьба бодрым шагом. Ходьба тихая, спокойная.   Ходьба спокойная. Бег легкий.   Прыжки энергичные, на двух ногах с продвижением вперед. Прыжки легкие на одном месте.   Ходьба на носках с поднятыми вверх руками. Ходьба на четвереньках   с характером музыки: веселым, грустным со средствами музыкальной выразительности: темпом медленным, быстрым; силой звучания музыки - громким звучанием,   тихим звучанием; высотой регистров — высоким регистром,   низким регистром.

 

— сюжетно-образные движения: побуждать творчески передавать характерные движения музыкально-игрового образа (веселый или грустный), а также наиболее характерные его черты (хитрый, неуклюжий, трусливый) в соответствии с характером музыки и средствами музыкальной выразительности, используя и внемузыкальные средства;

— танцевальные шаги и движения:

народного танца: танцевальный шаг — простой хороводный; танцевальные движения — выставление ноги (правой) на пятку, притоптывание ногой (правой), простые дроби (для мальчиков), полуприсядка (для мальчиков), «выбрасывание ног» (для девочек), прыжки на двух ногах, кружение вправо (по одному), несложные хлопки, помахивание вверху платочками; положение рук — руки на поясе (большой палец обращен назад), подбоченившись (кисти сжаты в кулачки и поставлены на пояс);

детского бального танца: танцевальные шаги — легкий бег на носочках, прямой галоп; танцевальные движения — ритмичные хлопки под музыку, выставление ноги (правой) на носок, кружение в паре (руки «лодочкой»), движения с атрибутами; положение рук — девочки придерживают руками юбочку, руки в локтях закруглены;

современного детского игрового танца: элементарные шаги и движения для рук, ног, корпуса, характерные для современных ритмических танцев; положение рук — согнутые в локтях руки, слегка прижатые к корпусу;

— учить названиям основных и танцевальных движений.

• Учить ориентировке в пространстве: ходить ритмично друг за другом по прямой линии, двигаться парами по кругу (мальчик внутри круга), легко бежать друг за другом по кругу и затем разбегаясь врассыпную,

• Учить танцевать всей группой, подгруппой парные танцы, хороводы; побуждать детей для свободных плясок расходиться по всему залу.

• Побуждать выражать свои впечатления и собственное отношение к исполняемому репертуару (танцу, пляске, хороводу, игре и т. п.) в элементарных эстетических суждениях, в рисунке, а также элементарно моделировать характер и содержание музыки и движений.

III. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени музыкально-игрового и танцевального творчества; побуждать их к музыкально-творческим проявлениям в музыкально-игровой и танцевальной деятельности:

• к творческому самовыражению в музыкальных играх, плясках, этюдах и упражнениях, проявляя собственное видение выразительности движений;

• к творческой импровизации игрового образа, побуждая самостоятельно придумывать движения (однотипные) игрового персонажа, отражающие его характер (веселый или грустный), его особенности (неуклюжий медведь, хитрая лиса, трусливый заяц и т. п.);

• к творческой импровизации движений свободной пляски, исполняя выразительно, непринужденно однотипные танцевальные движения.

 

Репертуар

Упражнения (на четвертой и пятой ступенях азбуки предлагаются игровые упражнения)

Основные:

«В гости с Винни-Пухом». Музыка Э. Парлова, Р. Вагнера, М. Раухвергера.

«Машины». Музыка Э. Сигмейстера, А. Серова.

«Курица и цыплята». Музыка Л. Вишкарева, К. Вебера.

«Заводные солдатики». Музыка Ф. Констана.

 

Образные:

«Мы собачки». Музыка Б. Берлина.

«Мы кошечки». Музыка Ф. Констана.

«На бабушкином дворе». Русская народная мелодия.

«Ехали-ехали…» Русская народная мелодия «Из-под дуба…».

«А мы не ребятки». Музыка Н. Бордюг.

 

Подготовительные:

«Кукла идет в гости». Музыка Л. Шитте.

«Тихо хлопаем, громко топаем». Латышская и русская народные мелодии.

«Веселые танцоры». Русская народная мелодия «Пойду ль я…».

 

Музыкальные разминки:

«Веселые хлопушки». Русская народная мелодия.

«Мы играем». Музыка Е. Макшанцевой.

Игры

Музыкальные:

«Зайка и дети». Польская народная мелодия в обр. Т. Павлович.

«Воробушки и кот». Музыка М. Раухвергера, Л. Банниковой.

«Бабушка и дети». Украинская народная мелодия.

«Катание на санках». Музыка Л. Соколова.

«Дети и мишки». Музыка Р. Бюхнера, А. Спадавеккия.

«Строим дом». Музыка Т. Шутенко.

«Курочка, цыплята и собачка». Музыка А. Кориневской.

«Игра с Дедом Морозом». Музыка И. Кишко.

 

Музыкально - дидактические:

«Тихо — громко». Музыка Е. Тиличеевой.

«На чем играю». Музыка. Р. Рустамова.

«Петрушка и Мишка». Русская народная мелодия.

«Кукла шагает и бегает». Музыка Е. Тиличеевой.

«Ноги и ножки». Музыка В. Агафонникова.

«Чей домик?». Музыка Е. Тиличеевой.

«Птички и птенчики». Музыка Е. Тиличеевой.

«Трубы и барабаны». Музыка Е. Тиличеевой.

 

 

Танцы

Общие:

«Вот как весело у нас». Музыка Т. Вилькорейской.

«Давай с тобой попляшем». Музыка Н. Мурычевой.

«Зимняя пляска». Музыка М. Старокадомского.

«Полька с игрушками». Музыка М. Завалишиной.

«Калинка». Русская народная мелодия.

«Ходит Ваня». Русская народная мелодия.

«Танцуем как мама». Музыка Г. Шмитц.

 

Подгрупповые:

«Танец с листочками». Музыка Г. Вихаревой. ‘

«Листики». Музыка Л. Биленко.

«Танец снежинок». Музыка О. Берндт.

«Танец-игра с зонтиками». Музыка В. Костенко.

«Воробушки и грибочки». Музыка А. Жилинского.

«Подсолнушки». Музыка Н. Вересокиной.

 

Хороводы:

«Наш веселый хоровод». Музыка Н. Мурычевой.

«Красные рябинки». Музыка А. Филиппенко.

«Елочная песня». Музыка Т. Попатенко.

«Елка». Музыка Н. Вересокиной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: