Характеристика возрастных возможностей




На пятом году ребенок по-прежнему проявляет большой интерес к пению, у него отмечается:

• Большой интерес к пению — любит петь вместе со сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно (в основном поет в пределах квинты).

• Наличие любимых песен с ярким характером и образами, связанными с жизнедеятельностью в семье, детском саду.

• Осознанное использование в пении средств выразительности:

музыкальных (высота звука, динамические оттенки), внемузыкальных (выразительная мимика).

• Правильное пропевание мелодии отдельных небольших фраз песни, исполнение контрастных низких и высоких звуков, а также несложного ритмического рисунка песни.

• Напевное звуковедение, пропевание небольших фраз песни, не прерывая дыхания.

• Певческий диапазон в пределах ре—ля первой октавы.

Однако в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются по-прежнему небольшими:

• Голосовой (певческий) аппарат ребенка несформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, поэтому продолжительность пения не должна превышать 5 минут; во время пения ребенку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затруднено прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата.

• дикция у многих детей остается нечеткой, так как у некоторых отсутствуют отдельные звуки.

• Ребенок не может отследить правильность собственного пения.

Учитывая это, ребенка можно успешно обучать пению.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

 

1. Освоить азбуку пятой ступени певческой музыкальной культуры, доступной для детей; развивать музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара разнообразной тематики, связанной с жизнедеятельностью ребенка, прежде всего в своем детском саду; воспитывать добрые отношения к сотрудникам детского сада; формировать опыт ценностных ориентаций к ближайшему окружению ребенка:

• Продолжать формировать музыкально-слуховые певческие представления.

• Знакомить с образной основой песен, имеющих в своем содержании образ в развитии.

• Содействовать эстетическому наслаждению при их слушании.

• Поддерживать интерес к восприятию песен, продолжать развивать потребность к их слушанию.

• Учить сравнивать различные виды песен: колыбельная, плясовая, маршевая.

• Развивать целостное восприятие песен (восприятие выразительности пения), побуждать воспринимать:

— характер, настроение музыки песни (задорный или спокойный), отмечать изменение характера;

— интонации, переданные в песне (просящая, сердитая), их изменение;

— динамику в развитии музыкального образа.

• Развивать дифференцированное восприятие песен, учить воспринимать:

— средства выразительности, на основе комбинирования которых в песне передается динамика музыкального образа:

музыкальные — темп (быстрый, умеренно медленный, медленный), регистр (высокий, средний, низкий), динамику (громкое, умеренно громкое, тихое звучание), контрастные ритмические особенности; тембр (нежный, звучный, яркий);

внемузыкальные — выразительные мимику, жесты, движения, позу исполнителя;

— форму песни (куплет, припев, вступление).

• Развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить различать:

— звуковысотные выразительные отношения звуков (различать октаву, септиму, сексту, квинту);

— ритмические выразительные отношения музыкальных звуков (различать простые ритмические рисунки);

— тембровые отношения музыкальных звуков (различать тембры голосов поющих детей и взрослых);

— динамические отношения музыкальных звуков: громкое, умеренно-громкое, тихое звучание (f, mp, p).

• Развивать восприятие азбуки пятой ступени способов певческих умений: напевное, отрывистое пение; четкую правильную дикцию; правильное интонирование отдельных фраз; слаженность пения; пение по ручным знакам (первая—пятая ступени), по руке — «нотный стан» (первая—третья ступени).

• Развивать восприятие певческой техники (различать хоровое и сольное пение, с сопровождением и без него, пение с взрослым и без него).

• Побуждать к сопереживанию содержания песни и к эмоциональной отзывчивости в процессе слушания песен (с адекватной акцией на изменения в характере и содержании).

• Побуждать самостоятельно высказывать свои музыкальные впечатления о характере и содержании песен (суждения высказывать доказательно) или выражать свое понимание песни в исполнительской творческой деятельности — в выразительном мимическом движении или рисунке; побуждать моделировать (условно-образно) содержание, характер и (условно - схематически - условно-схематическое моделирование предполагает наличие карточек, на которых куплет условно обозначен квадратом, вступление к песне — треугольником и т. п.) форму песни.

II. Освоить азбуку пятой ступени детской певческой культуры; учить детей выразительному исполнению песен народного, классического и современного репертуара:

• Охранять, беречь голос детей:

— побуждать помнить, исполнять большинство песен, выученных в течение года.

• Побуждать к выразительному исполнению песен, к передаче контрастных характеров, настроений музыки (бодрый, спокойный) и их изменений, а также интонаций, эмоций (просьба, гнев).

• Учить передавать (изображать) в пении свои музыкально-слуховые представления, свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни, используя средства выразительности и их изменения в различных куплетах:

— музыкальные (довольно контрастные: темп, регистры, динамику, тембр, ритмические особенности);

— внемузыкальные (выразительные позу, мимику, жесты, движения).

• Обучать азбуке пятой ступени способов детской певческой деятельности:

— учить основам певческих умений:

сохранять во время пения правильную осанку (положение корпуса); учить правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни;

передавать в мелодии низкие и высокие звуки: пение по ручным знакам (первая—пятая ступени), по руке — «нотный стан» (первая—третья ступени);

научить напевному исполнению: протяжно пропевать гласные в середине и конце слова, а также в конце фраз; учить легкому отрывистому пению;

обучать четкому, ясному пропеванию (проговариванию) слов песни;

побуждать вместе с взрослым «брать дыхание», пропевать на одном дыхании короткие фразы;

учить правильно петь естественным звуком, без зажимов;

учить соблюдать ансамбль по темпу, тембру, ритму и динамике

— обучать особенностям техники певческого исполнительства:

ансамблевого, сольного;

с сопровождением, без него;

самостоятельного и с помощью взрослого.

• Побуждать петь самостоятельно выученную песню.

• Побуждать к самостоятельному исполнению знакомых песен в детском саду и дома.

• Учить выражать свои музыкальные впечатления и свое отношение к исполненной песне в эстетических суждениях, а также в творческой исполнительской деятельности — в выразительном движении или рисунке; побуждать моделировать форму, характер, содержание песни.

III. Приобщать детей к азбуке пятой ступени песенного творчества детей:

• Побуждать к творчеству в выразительности исполнения песни.

• Побуждать к песенному творчеству:

— песенной импровизации своего имени в трех вариантах (Саша, Сашенька, меня зовут Сашенька);

— импровизации интонаций просьбы, гнева, вопросно-ответной формы;

— импровизации песни, танца, марша;

— поиску замысла и средств для его реализации в песенном творчестве.

 

Репертуар

Упражнения

Для развития певческого голоса и музыкального слуха:

В объеме кварты:

«Петушок». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.

«Таусеньки-таусень». Русская народная мелодия в обр. А. Лядова.

«Дождик». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.

«Идет коза». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.

«В детский сад». Л. Печников.

 

Для пения по ручным знакам (первая—пятая ступени):

«Два кота». Польская народная мелодия.

«В огороде заинька». В. Карасева.

«Чики-чики». Русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой.

«Кукушечка». Е. Тиличеева

«Барашеньки-крутороженьки». Русская народная мелодия.

«Дудочка». В. Карасева.

«На зеленом лугу». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

 

Для пения по руке — «нотный стан» (первая—третья ступени):

«Мы идем с флажками». Е. Тиличеева.

«Уж я колышки тешу». Русская народная мелодия.

«Белые гуси». М. Красев.

«Качи-качи». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

 

Песни

Мир ребенка и сверстников:

«Водичка». В. Витлин.

«Вот так, хорошо». Т. Попатенко.

«С днем рождения». Ю. Слонов.

«Песенка друзей». В. Герчик.

«Детский сад». Н. Бордюг.

«Детский сад». Н. Мурычева.

«Песенка о дружбе». Ю. Рожавская.

«К нам гости пришли». Ан. Александров.

«Праздник». Г. Фрид.

«Песенка о песенке». Т. Попатенко.

«Трусливая Наташа». И. Кишко.

«Веселая девочка Таня». А. Филиппенко.

«Плакса». Б. Долинский.

«В гости». Н. Бордюг.

«Мы — солдаты». Ю. Слонов.

«Алешкин флот». Т. Попатенко.

«Барабанщик». Р. Хейф.

 

Мир взрослых:

«Мамочке любимой». Е. Гомонова.

«Маму я люблю». Н. Мурычева.

«Мы запели песенку...». Р. Рустамов.

«Бабушка моя». Е. Гомонова.

«Заболела бабушка». Н. Мурычева.

«Песенка про бабушку». И. Пономарева.

«Песенка о няне». А. Филиппенко.

«Наша воспитательница». Н. Мурычева.

Мир природы:

Зима

«Снежок». Ю. Слонов.

«Снежок». И. Кишко.

«То снежинки, как пушинки...». А. Филиппенко.

«Елочка». М. Красев.

«Елочка». А. Филиппенко.

 

Весна

«Песенка о весне». Г. Фрид.

«Тает снег». А. Филиппенко.

«Весенняя песенка». А. Филиппенко,

«Веснянка». И. Кишко. в обр. Н. Римского-Корсакова.

 

Лето

«Мы на луг ходили». А. Филиппенко.

«Будет дождик или нет?». Е. Тиличеева.

«Дождик». А. Филиппенко.

«Солнышко». З. Компанейц.

Осень

«Что нам осень принесет». З. Левитова.

«Осень». Н. Бордюг.

«Осень». Е. Тиличеева.

«Осень». Ю. Чичков.

«Осень». В. Иванников (для взрослого и детей).

«Листочек золотой». Г Вихарева.

«Вот какие кочаны». Л. Львов-Компанейц.

«Грустное настроение». Н. Бордюг.

«Кап-кап-кап». Румынская народная песня в обр. Т. Попатенко.

 

Животные и птицы:

«Заинька». Русская народная мелодия.

«Зайка». А. Филиппенко.

«Зайки серые сидят». Г. Финаровский.

«Про котика». В. Маклаков.

«Наша киска». В. Витлин.

«У окна-окошка». А. Филиппенко.

«Мяу». Т. Шутенко.

«Петушок». В. Витлин.

«Курочка». Т. Попатенко.

«Гуси». Русская народная мелодия.

«Воробей». А. Филиппенко.

«Воробушки». И. Кишко.

«Две тетери». Русская народная мелодия.

«Белка пела и плясала». Словенская народная мелодия.

 

Мир рукотворный:

«Балалайка». В. Витлин.

«Балалайка». Е. Тиличеева.

«О кукле». А. Филиппенко.

«Кукла». М. Старокадомский.

«Веселятся все игрушки». В. Витлин.

«Барабан». Е. Тиличеева,

«Труба». Е. Тиличеева.

«Автомобиль». М. Ройтерштейн.

«Медвежонок». Л. Половинкин.

 

Песенное творчество

« Пароход гудит». Т. Ломова.

«Пчела жужжит». Т. Ломова.

«Мишкин марш». Н. Мурычева.

«Песня птички». Н. Мурычева.

«Плясовая зайчика». Н. Мурычева.

 

Этюды:

«Кукла Таня знакомится с ребятами». Н. Мурычева.

«Коза и козлята». Н. Мурычева.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:

 

1. Ребенок освоил азбуку пятой ступени певческой культуры, доступной для детей; имеет достаточно развитое музыкально-эстетическое восприятие песни:

• Помнит, различает, называет песни, прослушанные в течение года.

• С интересом, внимательно, сосредоточенно слушает песни.

• Довольно легко различает песни разного характера, сравнивает их по особенностям музыкального образа.

• Воспринимает, самостоятельно выделяет средства выразительности: музыкальные, внемузыкальные.

• Владеет восприятием азбуки пятой ступени способов певческих умений: воспринимает, понимает отдельные, наиболее доступные из них.

• Эмоционально воспринимает и реагирует на содержание и характер песни.

• Разбирается в особенностях певческой техники исполнения.

• Выражает свои впечатления о прослушанной песне в эстетических суждениях, художественных движениях под музыку, в рисунке; может моделировать форму, содержание и характер песни.

II. Ребенок овладел азбукой пятой ступени детской певческой исполнительской деятельности:

• Способен самостоятельно выразительно и относительно качественно спеть любую из песен, выученных в течение года.

• Может выразительно передать не только наиболее верные интонации и характер песни, но и их изменения в разных куплетах.

• В пении может эмоционально передать свои музыкально-слуховые певческие представления и отношение к развитию музыкального образа, отражая его динамику, и адекватно использовать различные средства выразительности.

• Владеет азбукой пятой ступени способов певческих умений: умеет петь напевно, отрывисто, может менять звуковедение в связи с динамикой музыкального образа песни; рационально использует дыхание; может петь в ансамбле слаженно по темпу, ритму, динамике, чисто интонировать отдельные фразы песни; умеет петь по ручным знакам (первая — пятая ступени) и по руке — «нотный стан» (первая — третья ступени).

• Владеет основами певческой техники.

• В пении эмоционально передает характер и содержание песни, эмоции ребенка адекватны динамике музыкального образа.

• Самостоятельно высказывает свои музыкальные впечатления в суждениях или выражает свое отношение к характеру и содержанию песни в выразительных музыкально-творческих движениях или рисунке; может моделировать форму, содержание и характер несложных песен.

III.. Ребенок освоил азбуку пятой ступени детского песенного творчества:

• Проявляет творчество в выразительности исполнения песен.

• Активен в песенном творчестве, импровизирует:

— интонации просьбы, гнева;

— свое имя (в различных вариациях);

— «звуки» различных жизненных ситуаций, передавая в них различные интонации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: