Для ребенка пятого года жизни характерен по-прежнему большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках (поскольку это непосредственно музыкальна деятельность, и продукт своей деятельности ребенок воспринимает сразу реально).
В этом возрасте дошкольники лучше, чем малыши, разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других.
Особенно важно то, что они способны воспринимать и воспроизводить простую ритмическую пульсацию, несложный ритмический рисунок. Ребенок с удовольствием импровизирует несложные ритмы марша, плясовой. Ритмические импровизации легче осваиваются им на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты: бубне, барабане, треугольнике, на различных детских музыкальных игрушках, в том числе и самодельных (из баночек, бутылочек, пластмассовых коробочек, эстетически оформленных).
В этом возрасте улучшается координация движений руки, обогащается слуховой опыт, поэтому дошкольник уже способен воспроизводить на одной пластинке металлофона несложные ритмические рисунки. Это довольно значимый шаг в освоении деть игры на музыкальных инструментах.
Однако надо помнить следующее: поскольку в данном возрасте возбуждение продолжает преобладать над торможением, затруднение у детей вызывает начало игры на металлофоне (получив молоточек, ребенок хочет сразу же начать играть, и ему очень трудно ждать, когда будет сыграно вступление или подготовятся к игре другие дети). Однако это не должно являться препятствием для обучения их игре на детских музыкальных инструментах.
|
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
1. Осваивать азбуку пятой ступени музыкальной культуры дошкольника; развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народного, классического и современного репертуара, исполняемых взрослыми или детьми на детских музыкальных инструментах: духовых (дудочка, флейта), ударных (барабан, бубен, треугольник, металлофон, ксилофон), ударно-клавишных (фортепиано) и т. п.:
• Продолжать формировать запас музыкальных впечатлений.
• Продолжать формировать культуру восприятия, побуждать внимательно, заинтересованно слушать музыку, исполняемую на детских музыкальных инструментах.
• Побуждать к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прослушанное музыкальное произведение.
• Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие:
— побуждать эстетически воспринимать музыку, различать ее характер (спокойный, задорный);
— воспринимать музыкальный образ, его развитие.
• Развивать дифференцированное музыкальное восприятие:
учить воспринимать средства музыкальной выразительности, позволяющие ребенку лучше понять художественный музыкальный образ (содержание), его развитие:
— темп (медленный, умеренно медленный, быстрый);
— регистр (высокий, средний, низкий);
— динамику (тихое, умеренно громкое, громкое звучание);
— тембры инструментов (нежный, звучный), используемых оркестре, и звучащих игрушек-самоделок;
— метричную пульсацию (постоянную, без изменения).
• Развивать восприятие отдельных отношений музыкальных звуков, исполненных на детских музыкальных инструментах, различных:
|
— по высоте (в пределах октавы, септимы, сексты, квинты);
— по длительности (не более трех простых ритмических рисунков, построенных на половинных, четвертных и восьмых длительностях);
— по динамике (громкое, умеренно громкое, тихое звучание);
— по тембру (глухой — звонкий, нежный — звучный).
• Побуждать воспринимать азбуку пятой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах: воспринимать способы звукоизвлечения на металлофоне и некоторых других инструментах.
• Побуждать выражать самостоятельно свои музыкальные впечатления о прослушанной музыке, исполненной на детских музыкальных инструментах, в эстетических суждениях (уметь сравнить, найти общее в произведениях), также в творческой исполнительской деятельности — в выразительном пении или рисунке; побуждать моделировать
с помощью карточек характер, форму, возможно, содержание музыки.
II. Осваивать азбуку пятой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах (металлофон, барабан, бубен, треугольник), а также на самодельных ритмических игрушках:
• Учить азбуке пятой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах: правильному звукоизвлечению на одной пластинке металлофона (мягкому движению кисти руки, легкому удару молоточком и т. д.), совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых ребенку инструментах.
• Побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично, своевременно вступая в игру и заканчивая ее.
• Содействовать выразительному, эмоциональному исполнению характера музыки (спокойного, задорного) и передаче развития музыкального образа.
|
• Учить отображать в игре на инструменте свое отношение к развитию музыкального образа, используя осознанно средства музыкальной выразительности: динамику, темп, регистр.
• Учить исполнять точно постоянную метрическую пульсацию и несложные ритмические рисунки на различных ударных музыкально-ритмических игрушках, в том числе и на самодельных.
• Побуждать выражать свои музыкальные впечатления о сыгранной музыке и отношение к ней в эстетических суждениях, а также в творческой исполнительской деятельности — в рисунке, движении, пении.
III. Побуждать детей к освоению азбуки пятой ступени творческой импровизации на различных детских музыкальных инструментах, прежде всего на металлофоне, фортепиано:
• Побуждать самостоятельно подбирать музыкальные инструменты для аккомпанемента знакомой песни, имеющей контрастные по характеру куплет и припев.
• Побуждать к импровизации на металлофоне своего имени и т. п.
• Побуждать самостоятельно подбирать по тембру музыкальные инструменты и игрушки для обогащения игровых образов сказки и своевременно играть на них при рассказывании сказки взрослым.
Репертуар
Песенки-ритмы
«Музыкальные молоточки». Е. Тиличеева (на металлофоне).
«Месяц май». Е. Тиличеева (на металлофоне).
«Мы идет с флажками». Е. Тиличеева (на металлофоне).
«Спите, куклы». Е. Тиличеева (на треугольнике, колокольчике).
«Марш». Е. Тиличеева (на барабане, бубне).
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:
1. Ребенок освоил азбуку пятой ступени музыкальной культуры дошкольников; имеет развитое музыкально-эстетическое восприятие:
• С удовольствием слушает, помнит, различает, сравнивает произведения, прослушанные за год, просит их сыграть.
• Обладает культурой слушания произведений в исполнении на детских музыкальных инструментах.
• Чувствует характер и содержание музыкальных произведений, эмоционально откликается на музыку.
• Воспринимает отдельные средства музыкальной выразительности (промежуточные).
• Понимает, сравнивает способы правильного звукоизвлечения на отдельных детских музыкальных инструментах, а также на музыкальных игрушках.
• Эмоционально реагирует на прослушанную музыку.
• Эмоционально выражает свои впечатления о прослушанной музыке: в словах, движениях, рисунке; может моделировать содержание и характер музыки.
II. Ребенок освоил азбуку пятой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах и игрушках:
• Старается передать при игре на металлофоне (или на музыкальных ритмических игрушках) характер музыки, особенности музыкального образа, используя средства музыкальной выразительности.
• Может правильно играть на одной пластине металлофона (или на других детских музыкальных инструментах, игрушках).
• Владеет чувством ансамбля (ритмического, динамического).
• Может эмоционально исполнять несложные произведения на одном звуке.
• Может выражать свои музыкальные впечатления в собственных суждениях, движениях, пении и рисунке.
III. Ребенок освоил азбуку пятой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах и игрушках:
• У него проявляются первые творческие импровизации на металлофоне, фортепиано.
• Может импровизировать на металлофоне свое имя, плясовую, колыбельную и т. п.
• Способен самостоятельно подобрать инструмент, по тембру соответствующий особенностям действий персонажа сказки, играть на нем.
ОРИЕНТИРЫРАЗВИТИЯ
I. Развивать способности.
• Музыкальные способности:
— общие:
способности восприятия музыки: развивать музыкально-эстетическое восприятие музыки, передающей образ в развитии; различать смену характера музыки, изменение музыкального образа, в связи с этим изменение средств музыкальной выразительности (в том числе и промежуточные); развивать музыкально-сенсорное восприятие;
эмоциональную отзывчивость на музыку развивать в процессе сопереживания выразительности музыки — чувствовать изменение характера и музыкального образа, выделять и понимать некоторые яркие интонации ее;
музыкальную память развивать в процессе обогащения опыта ребенка разнообразными музыкальными впечатлениями, музыкально-двигательными и певческими представлениями; развивать память, побуждая ребенка запоминать выученный репертуар; для закрепления повторять знакомые песни, танцы;
музыкальное воображение: развивать музыкальные впечатления детей в процессе слушания произведений, связанных с их жизненным опытом; для развития воображения использовать другие виды искусств — живопись, поэзию;
музыкальное мышление: развивать процессы сравнения в музыкально-сенсорной деятельности; развивать мышление в процессе моделирования характера и содержания музыки, пения по ручным знакам;
— специальные:
координацию слуха и голоса развивать в процессе различных певческих упражнений, в певческой исполнительской деятельности побуждать детей воспроизводить низкие и высокие звуки, передавать отдельные движения мелодии;
координацию движений: макродвижения развивать в процессе овладения всех видов движений; побуждать менять движения в соответствии с изменением характера музыки и средств ее выразительности; микродвижения (кисти, пальцев руки) развивать в процессе игры на металлофоне (или другом инструменте) и пения по ручным знакам и руке — «нотный стан»;
— музыкально-творческие способности развивать в процессе формирования музыкального, песенного, музыкально-игрового и танцевального творчества.
• Художественные способности:
— развивать во всех видах детской художественной деятельности восприятие характера и настроения, переданных в произведениях искусства, восприятие динамики художественного образа и средств его выразительности; побуждать к эмоциональной отзывчивости;
— обучать способам передачи динамики художественного образа в различных видах детской художественной деятельности;
— побуждать к творчеству в передаче образа.
• Интеллектуальные способности: развивать интеллектуальную активность в процессе музыкально-образовательной работы; вовлекать детей в проблемные мини-ситуации (выбрать для ответа необходимую карточку из двух предлагаемых); назвать для ответа одно средство музыкальной выразительности из двух предлагаемых; моделировать (условно-образно) характер и содержание музыки, и ее форму (условно-схематично).
• Физические способности:
— развивать легкость, пластичность движений;
— осваивать умение передачи в пластике движений изменение характера музыки и относительно контрастных средств музыкальной выразительности;
— овладевать простыми танцевальными шагами, а также циклическими (русский переменный с пятки на носок);
— овладевать движениями рук и ног (однонаправленными).