МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Характеристика возрастных возможностей

На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое, психическое, а также музыкальное развитие ребенка. У него формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах — более осмысленными и управляемыми, более слаженными и уверенными. С окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую часть.

Ребенок может и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координированности их исполнения. Дети этого возраста имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах. Они свободно ориентируются в пространстве помещения, в достаточной мере легко выполняют основные движения.

Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений.

Однако, безусловно, возможности ребят шестого года жизни еще несколько ограничены: в движениях еще нет необходимой пластичности, выразительности. Тем не менее эта возрастная ступень имеет большое самостоятельное значение в последовательном музыкально-ритмическом развитии каждого ребенка.

Таким образом, в этом возрасте у детей имеются прекрасные возможности для овладения музыкально-ритмическими движениями. Однако необходимо при физических нагрузках (в играх, танцах) учитывать группу здоровья каждого ребенка.

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

1. Приобщать детей к азбуке шестой ступени детской музыкально-ритмической культуры; развивать у них художественное восприятие музыки и движений, доступных им игр, танцев, хороводов, детского народного, бального и современного репертуара, частично разработанного на основе мелодий родного края; формировать опыт ценностной ориентации к миру родного края; воспитывать любовь к малой родине:

• Продолжать формировать достаточный объем музыкально-двигательных представлений.

• Продолжать формировать музыкально-эстетическое сознание в процессе восприятия музыки и движений:

— музыкально-эстетическую потребность в восприятии музыки и движений в играх, танцах, хороводах (в процессе их освоения и исполнения);

— эстетические эмоции, чувства, сопереживание в процессе восприятия и исполнения танцев, хороводов и др.;

— музыкальное мышление, творческое воображение при восприятии и исполнении музыкально-ритмического репертуара

— основы эстетической оценки танца, игры и т. п.; формировать основы художественного вкуса.

• Продолжать развивать целостное восприятие музыкально-ритмического репертуара:

— учить различать его основные виды:

упражнения (подготовительные основные, образные);

музыкальные игры: игры под пение (сюжетные, несюжетные), игры под инструментальную музыку;

танцы: народные, бальные, современные;

— побуждать воспринимать выразительность музыки и движений;

— обращать внимание на смену движений в соответствии с изменением характера музыки в различных частях игры, танца (в том числе торжественного, шуточного), на взаимодействие двух музыкальных образов и передачу их в движениях, а также сравнивать их, находить в них общее и различное.

• Развивать, совершенствовать дифференцированное восприятие музыки и движений:

— средств выразительности, позволяющих передавать в игре, танце и т. п. характер и содержание (взаимодействие двух контрастных образов, их развитие):

музыкальных — обращать внимание на изменение темпа (мед ленный, умеренно медленный, быстрый, очень быстрый), регистров (высокий, средний, низкий, менее контрастный, чем предлагалось детям предыдущей ступени), динамики (громкая, умеренно громкая тихая, очень тихая, также менее контрастная, чем предлагалось детям предыдущей ступени), метроритмических особенностей (полька, вальс, марш), тембров довольно контрастно звучащих музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные);

внемузыкальных — выразительную мимику, движения, и т. п.;

— воспринимать, понимать композицию игры, форму танца и т.п., соотносить изменёние характера, частей музыки и смену движений: моделировать форму, композицию и последовательность движений игры, танца и т. п.

• Продолжать развивать музыкально-сенсорное восприятие; учить понимать необходимость смены движений в соответствии с изменением основных свойств музыкальных звуков:

— ритмических (ритм суммирования, дробления, пунктирный);

— динамических (соотносить увеличение амплитуды движения с усилением силы звука и наоборот);

— тембровых (менять движения в связи с изменением тембров инструментов — струнных, духовых, клавишных).

• Приобщать к восприятию азбуки шестой ступени музыкально-ритмических движений; развивать восприятие, понимание более сложных способов их исполнения, изменения движений не только с изменением отдельных частей, но и фраз (одинаковых по длине):

— основные движения:

 

Основные движения Учить воспринимать их согласованность
  Ходьба спортивная, торжественная, Бег с высоким подъемом ног,   Бег широкий. Бег пружинистый. Бег высокий. Бег стремительный,   Подскоки с помощью взмахов рук. Ходьба пружинистым шагом. Ходьба гусиным шагом,   Прыжки сильные с высоким подскоком, Прыжки с помощью взмахов рук. Прыжки ноги вместе — руки врозь и наоборот Прыжки со сменой ног: одна вперед — другая назад. с характером музыки: торжественным, шуточным; со средствами музыкальной выразительности: темпом — медленным, умеренно медленным, быстрым, очень быстрым; регистром высоким, средним, низким; динамикой звучания — громким звучанием, умеренно громким звучанием, тихим звучанием,   очень тихим звучанием.

 

 

— движения сюжетно-образной драматизации: воспринимать, понимать передачу в движениях взаимодействия двух контрастных игровых образов, происходящего в соответствии со сменой контрастов фраз равной длины; обращать внимание на средства выразительности — музыкальные и соответствующие им внемузыкальные (движения, жесты, поза, мимика);

— танцевальные шаги и движения:

русский народный танец: танцевальные шаги — русский переменный шаг с пятки на носок (в парах), русский шаг на легком беге с захлестыванием ног назад, русский простой шаг (с притопом); танцевальные движения — дроби тройные (вариант для мальчиков — на шаге, для девочек — на подскоке), на одном месте с кружением, «ковырялочка» (на подскоке, руки фиксированные), присядка (усложненный вариант с подскоком перед приседанием), движения для рук, характерные для русских танцев, и т. п.;

детский бальный танец: танцевальные шаги — боковой галоп, подскок, шаг польки, шаг менуэта; танцевальные движения — выставление правой ноги вперед, в сторону и затем три притопа, далее те же движения с левой ноги; различные виды хлопков, притопов и т. п., различные движения с атрибутами;

современный детский игровой танец: танцевальные шаги — матросский шаг (в основе русский переменный шаг с пятки на носок с притопом), ходьба, бег в соответствии с современным ритмом музыки, шаги, имитирующие движения какого-либо животного, птицы, другого образа и т. п.; танцевальные движения, имитирующие трудовые действия взрослых, детей, а также повадки зверей, птиц и т. п. в современных ритмах;

— учить запоминать форму танца (последовательность движений), композицию игры и т. п.; знать название игры, танца и движений, использованных в них; моделировать форму композиции, последовательность движений.

• Продолжать воспринимать ориентировку в пространстве: перестроение из пар, троек в две-три колонны; перестроение из двух-трех колонн в один круг, из двух колонн в два круга (маленьких), из них в один большой; перестроение из ходьбы по прямой линии в ходьбу по диагонали и т. п.

• Побуждать давать оценку просмотренному танцу, хороводу, игре и т. п.; не только находить сходства и различия, но и аргументировать их; выражать свои впечатления в эстетических суждениях, рисунках; моделировать форму танца (условно - схематически), содержание и характер (условно-образно), используя карточки с изображением эмоций и условно - схематически подбирая цветные полоски определенной цветовой гаммы.

II. Приобщать детей к азбуке шестой ступени музыкально-ритмической исполнительской деятельности; учить выразительному исполнению более сложного, чем для предыдущей возрастной ступени, детского репертуара (народного, классического и современного направлений) различной тематики и содержания, прежде всего связанного с жизнедеятельностью детей в родном крае; воспитывать любовь к малой родине:

• Сохранять, беречь физическое здоровье детей и обеспечивать их психическое благополучие (учитывать группу здоровья каждого ребенка).

• Формировать музыкально-двигательные представления освоенных детьми игр, танцев, хороводов, упражнений, этюдов; побуждать помнить выученные в течение года и некоторые наиболее любимые, выученные в предшествующий год.

• Содействовать яркой выразительности исполнения движений, меняющихся в соответствии со сменой характера двух-, трех- частной музыки (в том числе торжественного, шуточного), в процессе взаимодействия двух контрастных музыкально-игровых образов в танце, игре, хороводе и т. д. (игривый, задорный, мягкий, вкрадчивый)

• Учить детей опираться на средства выразительности и на смену в своей исполнительской деятельности при передаче своего отношения к изображаемому образу:

— музыкальные: обращать внимание на изменение темпа (медленный, умеренно медленный, быстрый), регистров (высокий, средний, низкий), динамических оттенков (громкие, умеренно громкие, тихие, очень тихого звучания), метроритма (двухдольный, трехдольный, четырехдольный), ритмических рисунков в музыке (полька, вальс, марш);

— внемузыкальные: невербальные (выразительная мимика, поза, движения, осанка), вербальные (выразительные певческие интонации в хороводе, игре с пением).

• Обучать азбуке шестой ступени движений, опираясь на имеющиеся представления; развивать чувство партнера; стремиться к согласованности движений в паре, в подгруппе:

— основные движения:

 

Основные движения Учить воспринимать их согласованность
  Ходьба спортивная, торжественная, Бег с высоким подъемом ног,   Бег широкий. Бег пружинистый. Бег высокий. Бег стремительный,   Подскоки с помощью взмахов рук. Ходьба пружинистым шагом. Ходьба гусиным шагом,   Прыжки сильные с высоким подскоком, Прыжки с помощью взмахов рук. Прыжки: ноги вместе — руки врозь и наоборот Прыжки со сменой ног: одна вперед — другая назад. с характером музыки: торжественным, шуточным; со средствами музыкальной выразительности: темпом — медленным, умеренно медленным, быстрым, очень быстрым; регистром высоким, средним, низким; динамикой звучания — громким звучанием, умеренно громким звучанием, тихим звучанием,   очень тихим звучанием.

 

— движения сюжетно-образной драматизации: побуждать передавать взаимодействия двух контрастных игровых образов в соответствии со сменой контрастных по характеру фраз одинаковой длины; побуждать к использованию средств внемузыкальной выразительности (например, при передаче движений ласковой, нежной кошки и шустрого, озорного котенка, весенних цветов и порхающих над ними бабочек);

— танцевальные шаги и движения:

русский народный танец: танцевальные шаги — русский переменный шаг с пятки на носок (в парах), русский шаг на легком беге с захлестыванием ног назад, русский простой шаг (с притопом); танцевальные движения — дроби тройные (вариант для мальчиков и девочек), «ковырялочка» (на подскоке, руки «полочкой»), присядка (усложненный вариант) с подскоком перед приседанием; движения для рук, характерные для девочек в русских танцах: руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движению; руки скрещены перед грудью, руки разведены в стороны; для мальчиков: руки на поясе (большой палец обращен назад), подбоченившись (кисти сжаты в кулаки, но без напряжения и поставлены на пояс); руки убраны за спину;

детский бальный танец: танцевальные шаги – боковой галоп, подскок, шаг польки, шаг менуэта; танцевальные движения — выставление правой ноги вперед, вправо и затем три притопа, далее те же движения с левой ноги; различные виды хлопков, притопов и т. п.;

современный детский игровой танец: танцевальные шаги – матросский шаг; шаги, имитирующие движения клоунов, гномов, зверей, птиц и т. п. под современную легкую музыку; движения, имитирующие действия матросов на пароходе, а также трудовые процессы (стирка белья); движения и повадки зверей, птиц и т. п. также исполняются под современные ритмы.

• Учить запоминать форму танца, композицию игры и т. д.; моделировать их; знать название танца, игры, хоровода и т. п., движений, использованных в них; моделировать движения (условно - образно).

• Совершенствовать ориентировку в пространстве: учить перестраиваться из пар в две колонны, из двух колонн в два круга, в один круг; перестраиваться из ходьбы по прямой линии в ходьбу по диагонали и т. п.

• Побуждать исполнять весь выученный репертуар самостоятельно в организованной деятельности, а также самостоятельно дома, в семье, в детском саду.

• Побуждать давать оценку исполненному танцу, хороводу, а также игре, упражнению, этюду; учить сравнивать их с другими; находить в них общее, различное; побуждать выражать свои впечатления в эстетических суждениях, рисунках.

III. Приобщать дошкольников к азбуке шестой ступени детского музыкально-игрового и танцевального творчества:

• Побуждать проявлять творчество в выразительности исполнения действий игровых персонажей в постановочной пли танцах с зафиксированными движениями.

• Побуждать передавать в игровых импровизациях выразительность взаимодействия двух контрастных персонажей (например, игривого, задорного козлика и мягкого, ласкового котики или мягкой, нежной кошки и озорных, шустрых котят).

• Побуждать инсценировать простые песенки, в которых есть развитие сюжета.

• Развивать чувство партнера в танцевальных импровизациях и свободных плясках.

• Придумывать несложные танцы на предложенную музыку.

 

 

Репертуар

Упражнения

Основные:

«Маршируй и бегай». Музыка П. Чайковского.

«Имена». Музыка П. Чайковского, А. Гречанинова, И. Лабади.

«Сужение и расширение круга». Музыка Ф. Шуберта.

 

Образные:

«Спортсмены и клоуны». Музыка Д. Кабалевского.

«Как гуси летать учились». Музыка С. Затеплинского.

«Мячики». Музыка Л. Шитте.

«Коршуны и птичка». Музыка Е. Тиличеевой.

«Мыши и мышеловка». Музыка Ф. Шуберта.

«Заводные игрушки». Музыка Р Петерсона, А. Гедике.

 

Подготовительные:

Серия упражнений «Танцевальная мозаика», для освоения детьми танцевальных шагов и движений народного, детского бального и игрового современного танцев.

 

Игры

С пением:

«Пусть делают все так, как я». Английская народная мелодия.

«Цветы». Музыка Н. Бахутовой.

«Каравай». Музыка М. Красева.

«Ежик и мыши». Украинская народная мелодия в обр. М. Красева,

«Хоровод в лесу». Музыка М. Иорданского.

«Веселые гуси». Украинская народная мелодия.

 

Под инструментальную музыку:

«Карусель». Музыка И. Брамса.

«Зайцы и лиса». Музыка А. Майкапара.

«Жмурки со звоночками». Музыка Т. Вилькорейской.

«Трусливый козленок». Музыка И. Штрауса, Ю. Рожавского, А. Инсен, С. Затеплинского.

 

Музыкально-дидактические игры:

«Громко-тихо запоем». Музыка Е. Тиличеевой.

«Кулачки и ладошки». Музыка Е. Тиличеевой.

«Два барабана». Музыка Е. Тиличеевой.

«Бубен или погремушка». Музыка Е. Тиличеевой.

 

Танцы

 

Общие парные:

«Русский шуточный танец». Русская народная мелодия.

«Русский танец». Русская народная мелодия.

«Марийский танец». Марийская народная мелодия.

«Полька «Олечка». Музыка Т. Ломовой.

«Полька». Музыка Ю. Юкомена.

«Веселые дети». Литовская народная мелодия в обр. Т. Ломовой.

«Танец дружбы». Немецкая народная мелодия в обр. В. Попова.

«Краковяк». Музыка Ю. Чичкова.

«Падеграс». Музыка Т. Ломовой.

«Микки Маус». Музыка М. Шмитц.

«Смотри в окошко». Музыка Л. Маркелова.

 

Хороводные:

«Сеяли ребята разные цветы». Русская народная мелодия.

«Как на тоненький ледок». Русская народная мелодия.

«Хоровод с веночками». Музыка А. Филиппенко.

«Ай, да береза». Музыка Т. Попатенко.

 

Подгрупповые:

«Большая стирка». Польская народная мелодия в обр. Ф. Лещинской.

«Матрешки». Музыка Ю. Слонова.

«Чебурашки». Музыка В. Шаинского.

«Танец с осенними ветками». Вальс «Осенний сон».

«Танец с цветами». Итальянская народная мелодия «Весна в Неаполе».

«Чеботуха». Русская народная мелодия.

 

Игровое творчество

Инсценирование песен:

«А воробьи чирикают». Музыка Н. Елисеева.

«Котик и козлик». Музыка Е. Тиличеевой.

«Помогите». Музыка Е. Тиличеевой.

«Веселые лягушата». Музыка Ю. Литовко.

 

Этюды:

«Наташа». Музыка Т. Ломовой.

«С котенком». Музыка Т. Ломовой.

 

Игровые композиции:

«Наши кони чисты». Музыка Е. Тиличеевой.

 

Танцевальное творчество

Танцевальные композиции:

«Танец лягушки». Музыка В. Витлина.

«Вальс кошки». Музыка В. Золотарева.

 

Этюды:

«В новогоднюю ночь». Музыка Ф. Гершовой.

«На лугу». Музыка Ф. Гершовой.

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:

1. Освоена азбука шестой ступени детской музыкально-ритмической культуры; заложены основы восприятия игр, хороводов, танцев и т. п. различного содержания и характера, прежде всего связанного с жизнедеятельностью детей и взрослых в родню крае; сформирован первичный опыт ценностных ориентаций:

• Ребенок помнит, называет большинство знакомых игр, танцев, хороводов.

• Сформированы основы музыкально-эстетического сознания средствами музыкально-ритмической деятельности.

• Достаточно развито целостное восприятие музыкально-ритмического репертуара; ребенок получает в процессе восприятия эстетическое удовольствие: понимает, сравнивает характер и содержание различных игр, танцев и т. д., находит в них общее и различное.

• достаточно развито дифференцированное восприятие более сложного музыкально-ритмического репертуара; ребенок различает, сравнивает выразительные средства (музыкальные, внемузыкальные), на которые опирались исполнители танцев, хороводов, игр; различает, понимает форму танца, композицию игры и т. п.

• Развито довольно тонкое музыкально-сенсорное восприятие, прежде всего чувство ритма: ритм суммирования, дробления, пунктирный (передает хлопками, шагами и т. п.); может соотносить увеличение (уменьшение) амплитуды движения с усилением (ослаблением) звучания музыки.

• Развито восприятие азбуки шестой ступени музыкально-ритмических движений и оценка (правильность, неправильность) способов выполнения знакомых движений под музыку в играх, хороводах, танцах, упражнениях, этюдах.

• Дети могут довольно обоснованно высказывать свои впечатления о просмотренном репертуаре в эмоциональных рассуждениях и рисунке, способны моделировать форму танца, игры, а также содержание и характер музыки.

II. Ребенок освоил азбуку шестой ступени музыкально - ритмической деятельности:

• Помнит, называет, исполняет многое из исполняемого музыкально-ритмического репертуара.

• Любит двигаться под музыку, способен выразительно передать в движениях характер, настроение музыки, а также смену его в контрастных частях, фразах.

• Умеет в своей музыкально-игровой, танцевальной деятельности ориентироваться на смену средств выразительности (музыкальных, внемузыкальных) для передачи формы танца, композиции игры, а также характера и содержания музыки.

• Владеет основами азбуки шестой ступени музыкально-ритмических движений (основными, сюжетно-образными, танцевальными), ориентировкой в пространстве; понимает красоту и способы их выполнения, стремится к этому.

• Умеет оценивать свое исполнительство, эмоционально высказываться о нем; может анализировать способы выполнения движений, отличает верное их исполнение от неверного; может свои музыкально-двигательные представления передать в рисунке, моделировать форму танца, композицию игры, содержание, характер музыки.

III. Освоена азбука шестой ступени детского музыкально-игрового и танцевального творчества; оно проявляется:

• в яркой выразительности действий игрового персонажа, движений в хороводе, танце, упражнении, этюде;

• в выразительности взаимодействия двух игровых персонажей в сюжетно -игровых импровизациях, этюдах;

• в инсценировке песен, имеющих, как правило, два художественных музыкальных образа;

• в свободных плясках в появлении согласованности движений с партнером, в решении с ним одной творческой задачи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: