• Самостоятельность:
побуждать:
— к самостоятельным действиям в процессе освоения разучиваемого репертуара;
— к самостоятельности исполнения несложного репертуара всех видов музыкальной деятельности;
—к самостоятельности в импровизации (песенной, танцевальной и игровой);
— к самостоятельности моделирования содержания, характера и формы музыкальных произведений.
• Инициативность
побуждать:
— задавать вопросы взрослому (возможно, в специально созданной игровой ситуации);
— проявлять инициативу в выборе песен (для дальнейшего разучивания), в определенных играх.
• Креативность:
— побуждать творчески передавать развитие образа, нарисованного на карточке (рыбак с удочкой, девочка, играющая с мячом), в песенной, пластической деятельности;
— развивать песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество, импровизацию на детских музыкальных инструментах (прежде всего на металлофоне);
— побуждать к самостоятельности в выборе атрибутов для передачи игрового образа в музыкальной деятельности.
Азбука шестой ступени
Музыкального образования
СЛУШАНИЕ (ВОСПРИЯТИЕ) МУЗЫКИ
Характеристика возрастных возможностей
На шестом году слушание музыки у ребенка остается по-прежнему одним из наиболее привлекательных видов детской музыкальной деятельности.
В этом возрасте продолжается дальнейшее становление его личности; расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанной с обслуживанием детей в детском саду; о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с ребенком. Ребенок шестого года жизни любит фантазировать, поэтому при слушании музыки, опираясь на имеющийся запас жизненных впечатлений, а также на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на нее.
|
При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее любимые произведения. Легко различают только первичные жанры музыки, но и их виды, а также эмоционально-образное содержание музыки. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамики развития музыкального образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, отдельные интонационные ходы.
Кроме того, интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей, дети могут довольно тонко слышать различать выразительные отношения музыкальных звуков.
Далее развиваются такие музыкальные способности, как высотный слух, дошкольники начинают различать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.
Развитие умственных способностей влияет на дальнейшее появление музыкального мышления ребенка. Он уже способен к анализу музыкального произведения, его оценке: может сравнивать, обобщать, выделять отдельные музыкальные произведения по кому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т. п.).
Таким образом, дети шестого года жизни обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных стилей, жанров, видов и т. д. Однако необходимо помнить, что имеющиеся у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой прочностью и в какой-либо период могут временно утрачиваться.
|
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
1. Приобщать детей к азбуке шестой ступени музыкальной культуры, доступной для ребенка, накапливать опыт музыкальных впечатлений в процессе слушания более сложных произведений народной, классической (А. Гречанинов, С. Майкапар, П. Чайковский, А. Лядов, Р. Шуман и др.), современной (Г. Свиридов, С Прокофьев, д. Кабалевский и др.) музыки; знакомить с некоторыми моментами жизни композиторов, с отдельными их произведениями; содействовать социализации ребенка, воспитывать любовь к родному краю.
• Развивать основы музыкально - эстетического сознания в процессе слушания (восприятия) музыки:
— музыкально-эстетическую потребность в ознакомлении с миром музыки;
эстетические эмоции, чувства, переживания в процессе слушания музыки, передающей взаимодействие двух довольно контрастных музыкальных образов;
— основы музыкального мышления, учить различать и сравнивать яркие образцы народной и классической, а также вокальной и инструментальной музыки, находить в них общее и различное;
— творческое воображение с опорой на внемузыкальные компоненты;
основы эстетической оценки прослушанных произведений.
• Продолжать формировать представления об образной природе музыки в процессе ознакомления с музыкальными произведениями, имеющими один - два музыкальных образа, передающих их развитие и взаимодействие.
|
• Продолжать развивать представления:
— о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш) и их видах:
виды народной песни: колыбельная, плясовая, хороводная, игровая;
виды танцев: народная пляска, полька, вальс;
виды маршей: марш для игрушек, солдатский марш;
— о жанре вокальной и инструментальной музыки.
• Продолжать знакомить с новыми (для детей) музыкальными инструментами: духовыми, струнными, ударными (по усмотрению педагога), с детскими музыкальными инструментами,
II. Приобщать детей к азбуке шестой ступени деятельности восприятия музыки, доступной для дошкольников.
• Продолжать развивать целостное музыкально - эстетическое восприятие произведений, передающих развитие одного или взаимодействие двух контрастных образов; учить различать выразительность музыки: отличать смену характеров (в том числе торжественный и шуточный); сравнивать чувства эмоции, переданные в музыке; сравнивать контрастные музыкальные образы.
• Продолжать развивать дифференцированное музыкальное восприятие:
— понимать форму произведения (одно-, двухчастную);
— учить различать изменения промежуточных, довольно контрастных средств музыкальной выразительности, создающих музыкальный образ, сравнивать их (ладовая окрашенность, ритмические и динамические особенности, темп, тембровая окраска), а также средств внемузыкальной выразительности (манера исполнения музыки, внешний вид исполнителя, его движения и поза);
— развивать способности элементарного анализа музыкального произведения, видение разницы в передаче одного и того же образа, явления в разных произведениях или определение различий характеров музыкальных произведений одного названия.
• Продолжать развивать музыкально-сенсорное восприятие (Развитие музыкально-сенсорного восприятия осуществляется с третьей ступени; все слуховые дифференцировки, различаемые ребенком, повторяются ежегодно и совершенствуются) основных отношений музыкальных звуков:
— звуковысотных (последовательно взятые звуки интервалов кварты, терции, секунды, примы);
— ритмических (ритмы суммирования, дробление, пунктирный);
— тембровых (тембры духовых медных, струнных щипковых, ударных звенящих инструментов);
— динамических (f, mf, р, рр);
— темповых (быстрый, умеренно быстрый, медленный темп).
• Развивать умение выражать свои музыкальные впечатления, свое отношение к эмоционально-образному содержанию музыкального произведения в эстетических суждениях, а также в творческой художественной исполнительской деятельности — в музыкальных движениях и рисунке; кроме того, побуждать моделировать форму музыкального произведения, его характер, настроение музыки.
III. Приобщать детей к азбуке развития музыкального воображения в процессе творческого слушания музыки.
• Побуждать в процессе слушания музыки через пластику рук передавать особенности характера музыки и ярких средств музыкальной выразительности: метроритм, темп, регистр, динамику.
• Побуждать в процессе слушания программной музыки к пластическим музыкально-ритмическим импровизациям, передающим эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
• Побуждать после слушания музыки к совместному художественному моделированию содержания музыкального произведения (на фланелеграфе или заранее заготовленном живописном панно с прорезями).
Репертуар
Упражнения для развития представлений об основных жанрах музыки (Упражнения, игры даны в учебном пособии Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников, (М., 1986).:
Об основных жанрах музыки:
!Песня — танец — марш». Русская народная мелодия в обр. В. Агафонникова «Две тетери». Русская народная мелодия в обр. Р. Рустамова «Под яблоней зеленой»; «Марш», Т Ломовой.
«Чей это марш?» «Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» Г. Левкодимова.
О характере музыки:
«Солнышко и тучка». Рондо-марш, Д. Кабалевского; «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева; «Зима», М. Крутицкого.
«Узнай сказку». «Красная Шапочка и Серый Волк». Е Левкодимова.
Об изобразительных возможностях музыки:
«Выбери инструмент». «Белка» Н. Римского-Корсакова.
«Парень играет на гармошке» Г. Свиридова.
«Лесенка». «Лесенка». Е. Тиличеевой.
«Кто поет?». «Рассказ папы», «Колыбельная песня», «Карусель» Г. Левкодимова.
«Ритмические кубики». Русские народные потешки «Андрей-воробей», «Сорока», «Звенящие колокольчики». Г. Левкодимова.
«Музыкальный домик». Музыка знакомых детских песен.
«Сложи песенку». Русская народная песня «Пойду ль я...».
«Песенка друзей». «Песенка друзей» В. Герчика.