Характеристика возрастных возможностей




На пятом году продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменяется внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в развитии музыкально-ритмических движений у него появляются новые возможности:

— движения под музыку становятся более легкими и ритмичными;

—отдельные действия под музыку выполняются более осознанно, ребенок может менять их самостоятельно в связи с изменением контрастных характера, регистра, ритма, темпа, динамики звучания двух-, трехчастного музыкального произведения;

— он способен выполнить довольно сложные движения, построенные на чередовании рук и ног или на одновременном выполнении движений руками и ногами;

— танцевальные шаги и движения ребенок легко выполняет с правой ноги (после показа и указаний взрослого), повышается качество исполнения движений;

— танец может исполнять самостоятельно (при наличии не более трех движений).

Вместе с тем возможности ребенка в музыкально-ритмической деятельности по-прежнему остаются сравнительно небольшими:

— легкость движений остается относительной;

— синхронность движений в паре, а подгруппе у многих детей вызывает затруднения;

— выразительность движений недостаточна;

— условно-рефлекторные связи при обучении детей музыкально - ритмическим движениям закладываются легко — после двух - трех повторений со словесным подкреплением, но устойчивость они приобретают лишь после 30 повторений и не всегда отличаются прочностью;

— длительность игры и пляски остается непродолжительной, так как у дошкольника пятого года возбуждение преобладает над торможением.

Однако все это, безусловно, не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр, танцев, хороводов и т. д.

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

 

1. Продолжать приобщать детей к азбуке пятой ступени музыкально-ритмической культуры; продолжать развивать восприятие согласованности музыки и движений упражнений, игр, танцев, хороводов народного, классического и современного репертуара разнообразного характера и содержания, связанного с жизнедеятельностью детей:

• Продолжать формировать музыкально-двигательные представления.

• Развивать потребность в восприятии музыкальных игр, упражнений, танцев, хороводов.

• Развивать целостное восприятие музыки и движений:

— учить детей различать основные виды музыкально-ритмической деятельности (танец, игра, хоровод);

— воспринимать выразительность музыки и движений:

различать контрастный характер музыки (бодрый, спокойный) и соответствующие ему движения;

воспринимать сюжетно-игровое содержание танца, хоровода, игры, упражнения, этюда, их форму, композицию, развитие художественного музыкального образа (при его наличии).

• Развивать дифференцированное восприятие музыки и движений:

— учить воспринимать, сравнивать средства выразительности (изобразительности), используемые для развития музыкального образа игры, танца или побуждающие к смене движений:

музыкальные (промежуточные оттенки) — темп (быстрый, умеренно медленный, медленный), регистр (высокий, средний, низкий), динамику (громкое, умеренно громкое, тихое звучание), тембр (нежный, звучный, резкий), ритм (контрастные ритмические рисунки);

внемузыкальные — выразительные мимику, позу, осанку, движения.

• Обращать внимание на форму танца, композицию игры, хоровода; отмечать значение костюмов исполнителей, атрибутов декорации (если они присутствуют) для передачи содержания игры, танца.

• Побуждать осваивать восприятие азбуки пятой ступени музыкально-ритмических движений, продолжать развивать восприятие способов их исполнения; обращать внимание на смену движений в связи с изменением характера музыки и средств музыкальной выразительности (промежуточных):

— основные движения:

Основные движения Учить воспринимать их согласованность
  Ходьба высоким шагом. Ходьба спокойная.   Ходьба на четвереньках (как медведь). Ходьба на носочках. Бег легкий,   Бег легкий (как птичка). Галоп прямой (как лошадка). Прыжки на двух ногах (как лягушка).   Подскоки (как клоун). Бег высокий (как лошадка). Бег легкий (как бабочка).   с характером музыки: энергичным; спокойным; со средствами музыкальной выразительности: темпом – медленным, умеренно медленным, быстрым; регистрами — высоким, средним, низким; динамикой звучания — громким звучанием, умеренно громким звучанием, тихим звучанием.

 

— сюжетно-образные движения: воспринимать, выделять особенности характера образа и его изменение в связи со сменой характера второй части музыки, а также изменение особенностей образа в связи со сменой средств музыкальной выразительности (например, сначала зайчик смелый, потом трусливый; кошка ласковая, потом сердитая);

— танцевальные шаги и движения;

 

русский народный танец: танцевальные шаги — русский простой хороводный шаг, дробный шаг (топочущий), русский переменный шаг с пятки на носок; танцевальные движения — тройные дроби, ковырялочка без подскока и фиксирования рук (девочки), присядка (мальчики), хлопки с разведением рук в стороны и т. п.;

 

детский бальный танец: танцевальные шаги — легкий бег на носочках; танцевальные движения — выставление на носочек правой, затем левой ноги; легкие повороты вправо, влево (на легком полуприседании); два скользящих хлопка руками, затем три притопа правой — левой — правой ногой и т. п.;

 

современный детский танец: танцевальные движения — повороты корпуса вправо, влево с согнутыми в локтях руками; выставление правой ноги (на всю ступню) в сторону и приставление к ней левой, затем то же движение влево с левой ноги (то же самое можно делать вперед и назад), разнообразные ритмические прыжки, хлопки и т. п.;

— побуждать воспринимать и осознавать ориентировку детей в пространстве: ходьбу по прямой друг за другом (по одному и в парах), перестроение звеньями в три колонны, ходьбу змейкой, бег друг за другом по кругу и затем разбегаясь врассыпную.

• Учить выражать свои впечатления, выразительно высказывать собственное суждение о просмотренной игре, пляске, находить сходство, различие; побуждать передавать характер и содержание в музыкально-творческих импровизациях, в рисунке; моделировать (на карточках) содержание, характер (условно-образно), форму танца, игры и т. п. (условно-схематически - условно-схематическое моделирование танцев (игр, упражнений) предполагает наличие у детей карточек с условным изображением фигур танца) карточками, ребенок выкладывает последовательность фигур (движений) танца.

II. Обучать детей азбуке пятой ступени музыкально-ритмической деятельности:

• Побуждать к выразительной передаче:

— характера музыки (спокойный, бодрый);

— игрового образа в развитии (сюжет игры, композиция танца).

• Побуждать эмоционально изображать в пластичных движениях свое отношение к музыкальному образу, осознавая форму танца, композицию игры и используя средства выразительности:

музыкальные — темп (быстрый, умеренно быстрый, медленный), регистр (высокий, средний, низкий), динамику (громкое, умеренно громкое, тихое звучание), ритм (контрастные ритмические рисунки), тембр (нежный, звучный, резкий);

внемузыкальные — выразительные мимику, позу, осанку, движения.

• Приобщать к азбуке пятой ступени музыкально-риагмических движений, обучать способам их выполнения; учить смене движений в соответствии с изменением характера и средств музыкальной выразительности двух-, трехчастного музыкального произведения:

— основные движения:

Основные движения Учить воспринимать их согласованность
  Ходьба высоким шагом. Ходьба спокойная.   Ходьба на четвереньках (как медведь). Ходьба на носочках. Бег легкий,   Бег легкий (как птичка). Галоп прямой (как лошадка). Прыжки на двух ногах (как лягушка).   Подскоки (как клоун). Бег высокий (как лошадка). Бег легкий (как бабочка).   с характером музыки: энергичным; спокойным; со средствами музыкальной выразительности: темпом – медленным, умеренно медленным, быстрым; регистрами — высоким, средним, низким; динамикой звучания — громким звучанием, умеренно громким звучанием, тихим звучанием.

 

— сюжетно-образные движения: побуждать передавать особенности образа игрового персонажа и его изменение в связи со сменой характера в двухчастной музыке, а также изменение образа в связи со сменой средств музыкальной выразительности (например, высокий регистр — птичка летает, средний регистр — птичка на веточке чистит перышки, низкий регистр — птичка на земле клюет зернышки);

— танцевальные шаги и движения:

русский народный танец: танцевальные шаги — русский простой хороводный шаг, дробный шаг (топочущий), русский переменный шаг с пятки на носок; танцевальные движения — тройные дроби, ковырялочка без подскока и фиксирования рук (девочки), присядка (мальчики), хлопки с разведением рук в стороны и т. п.;

 

детский бальный танец: танцевальные шаги — легкий бег на носочках; танцевальные движения — выставление на носочек правой ноги, затем левой; легкие повороты вправо, влево (на легком полуприседании); два скользящих хлопка руками, затем три притопа правой — левой — правой ногой и т. п.;

 

современный детский танец: танцевальные движения — повороты корпуса вправо, влево с согнутыми в локтях руками; выставление правой ноги (на всю ступню) в сторону и приставление к ней левой, затем то же движение влево с левой ноги (то же самое можно делать вперед и назад), разнообразные ритмические прыжки, хлопки и т. п.;

— учить детей ориентировке в пространстве: ходить друг за другом по прямой, перестраиваться звеньями в три колонны, ходить змейкой, бегать друг за другом по кругу и затем разбегаться врассыпную и т. п.

• Учить выполнять движения под музыку непринужденно и пластично, слаженно и ритмично в общем, подгрупповом и индивидуальном танце, а также в игре; все движения начинать с правой ноги (на вступление к танцу ноги ставить «елочкой» — в шестую позицию).

• Ориентировать детей на самостоятельное исполнение выученного репертуара.

• Побуждать использовать музыкальные игры, танцы, хороводы в повседневной жизни.

• Побуждать детей высказывать свои впечатления в эстетических суждениях о любимой игре или танце, а также передавать характер, содержание музыки в рисунке; побуждать моделировать с помощью карточек форму, содержание и характер танца.

III. Приобщать детей к азбуке пятой ступени музыкально-игрового и танцевального творчества:

• Побуждать выразительно выполнять игровые и танцевальные движения в играх, танцах, хороводах.

• Побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ в развитии (спокойный, затем бодрый).

• В свободной пляске содействовать осознанному изменению движений в связи с изменением контрастных частей музыки.

 

 

Репертуар

Упражнения

Основные:

«Маршируем-отдыхаем». Музыка Ж. Бизе.

«В деревне». Музыка В. Витлина, И. Дунаевского.

«На полянке». Музыка Б. Можжевелова, М. Красева.

«В цирке». Музыка Д. Кабалевского, А. Гречанинова.

 

Образные:

«Добрый зайчик». Музыка А. Гречанинова.

«Поезд». Музыка Л. Банниковой.

«Полоскание». Музыка Л. Олиас.

 

Подготовительные:

«Лесная танцевальная школа» (серия упражнений для обучения детей танцевальным шагам и движениям).

«Танцующие зайчики». Музыка Ю. Рожавской.

«Дудочка», «Полянка». Русская народная мелодия.

«Карусель». Русская народная мелодия.

«Красная Шапочка». Музыка М. Глинки.

 

 

Игры

С пением:

«День рождения Петрушки». Музыка А. Филиппенко.

«Ты куда, серый зайчик?» Музыка А. Филиппенко.

«Колобок». Русская народная мелодия.

«Котята и барбос». Музыка Е. Макшанцевой.

 

Под инструментальную музыку:

«Лови». Музыка И. Гайдна.

«Кто быстрее займет стул?». Русская народная песня «Ах, вы, сени...».

Музыкально-дидактические:

«Тише, громче в бубен бей». Музыка Е. Тиличеевой.

«Угадай по голосу». Музыка Е. Тиличеевой.

«Музыкальные молоточки». Музыка Е. Тиличеевой.

 

 

Танцы

Общие парные:

«Русский шуточный танец». Музыка К. Листова.

«Веселый танец». Немецкая народная мелодия.

«Ритмический танец». Музыка Г. Гладкова.

«Шуточный танец». «Детская полька». М. Глинки.

«В траве сидел кузнечик». Музыка Г. Гладкова.

 

Хороводные:

«Мы на луг ходили». Музыка А. Филиппенко.

«Весенний хоровод». Музыка З. Люзинской.

«К детям елочка пришла». Музыка А. Филиппенко.

«Новогодний хоровод». Музыка А. Филиппенко.

«Рябинушка». Музыка М. Михайленко.

 

Подгрупповые:

«Помощники». Музыка Т. Шутенко.

«Танец капелек». Музыка Е. Гомоновой.

«Пляска с цветами» (для мамы). Музыка Е. Гомоновой.

«Зонтик мой расписной». Музыка Е. Вихаревой.

«Воробей». Музыка А. Вересокиной.

«Солнечная шутка». Музыка Л. Лядовой.

«Зима пришла». Музыка Л. Олиферовой.

 

Игровое творчество

«Веселые музыканты». Музыка А. Филиппенко.

«Зайцы в огороде». Музыка Ф. Гершовой.

«Цветочки». Музыка Ф. Гершовой.

«Баиньки». Музыка М. Ройтерштейна.

«Я полю, полю лук». Музыка Е. Тиличеевой.

«Выйду за ворота». Музыка Е. Тиличеевой.

 

Танцевальное творчество

«Я с Маринкой запляшу». Музыка И. Кишко.

«Ну-ка, зайка, попляши». Музыка А. Филиппенко.

«Плясовая». Музыка Ф. Гершовой.

 

Музыкальные разминки

«Резвые ножки». Музыка Е. Макшанцевой.

«Пальчики шагают». Музыка Е. Макшанцевой.

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:

 

I. Ребенок освоил азбуку пятой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для детей; развито восприятие музыки и движений:

• Имеет музыкально-двигательные представления.

• Помнит, различает, называет репертуар, просмотренный и выученный в течение года.

• С интересом, внимательно воспринимает движения под музыку.

• Различает характер музыки и движений, развитие игрового образа или сюжета игры, танца и т. д.

• Воспринимает, выделяет, сравнивает средства выразительности (музыкальные и внемузыкальные).

• Воспринимает, различает способы выполнения музыкально-ритмических движений:

— основных;

— сюжетно-образных;

— танцевальных.

• Воспринимает, понимает правильность ориентировки детей в пространстве.

• Выражает свои впечатления и отношение к воспринятому репертуару в эстетических суждениях и рисунках; моделирует форму танца, композицию игры, характер и содержание музыки.

II. Ребенок освоил азбуку пятой ступени детской музыкально-ритмической деятельности:

• Может выразительно передавать в движениях характер музыки и развитие игрового образа, используя средства выразительности (музыкальные и внемузыкальные).

• Освоил азбуку пятой ступени способов выполнения музыкально-ритмических движений: основных, сюжетно-образных, танцевальных.

• Умеет ориентироваться в пространстве.

• Может самостоятельно участвовать в играх и исполнять танцы.

• Выражает свои впечатления и отношение к исполненному танцу, упражнению, хороводу в эстетических суждениях и рисунках; моделирует форму танца, композицию игры, характер и содержание музыки.

III. Ребенок освоил азбуку пятой ступени детского музыкально-игрового и танцевального творчества:

• Может творчески проявлять себя в выразительности движений постановочных игр и танцев.

• Способен в музыкально-игровых импровизациях творчески передать игровой образ в развитии.

• В свободной пляске движения выполняет непринужденно, естественно, самостоятельно их меняет в связи с изменением характера музыки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: