IV. Развивать личностные новообразования.




• Самостоятельность:

— побуждать детей к самостоятельным действиям, суждениям в процессе освоения ими музыкальной деятельности;

— ориентировать каждого ребенка на самостоятельное художественное исполнение выученного музыкального репертуара.

• Инициативность, активность:

— продолжать развивать инициативность ребенка в небольших группах детей, в коллективе сверстников;

— побуждать к нравственному деловому комфорту в процессе организованной и самостоятельной музыкальной деятельности;

— побуждать ребенка учитывать правила поведения в коллективе сверстников при проявлении своей активности и инициативности.

• Креативность:

— побуждать к поиску средств выразительной передачи взаимодействия образов в художественной деятельности: в исполнительских музыкальной, изобразительной и художественно-речевой;

— побуждать к поиску выразительной передачи настроения, характера и содержания музыки в различных импровизациях: песенных, пластических, инструментальных, а также в рисунках по замыслу и в поэтическом словотворчестве.

Азбука седьмой ступени

Музыкального образования

 

СЛУШАНИЕ (ВОСПРИЯТИЕ) МУЗЫКИ

 

Характеристика возрастных возможностей

На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т. е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов. Ребенок избирательно относится к музыке, мотивируя свой выбор.

В этом возрасте дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ музыкального произведения, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Он желает и может осваивать элементы музыкальной грамоты, а также хочет получать новые знания, поскольку в этом возрасте дети очень любознательны.

Успешность ребенка в данном виде музыкальной деятельности объясняется тем, что к этому возрасту достаточно развит психологический механизм восприятия музыки:

— эмоциональная отзывчивость на музыку;

— развитый музыкальный слух;

— память;

— музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия;

— способности к творчеству.

Кроме того, при системном подходе к педагогическому процессу музыкального образования на седьмом году у большинства детей прекрасно развиты музыкально- сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой — постоянным упражнением органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время музыкально-дидактических игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений.

Таким образом, у детей этого возраста имеются большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох. Однако необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его большим количеством различных музыкальных впечатлений (барабанные перепонки еще очень нежны и легко ранимы, не закончилось окостенение слухового канала и височной кости).

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

 

1. Приобщить детей к азбуке седьмой ступени музыкальной культуры дошкольника на основе восприятия лучших произведений народной, классической (М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Л. Лядов, Ц. Кюи, Э. Григ, И. Гайдн, Л. Бетховен и др.), современной (Г. Свиридов, д. Шостакович, Л. Хачатурян и др.) музыки различной тематики и характера, большая часть которых представляет национальную музыкальную культуру России; формировать опыт ценностных ориентаций, прежде всего к миру национального музыкального искусства; воспитывать любовь к Родине:

• Развить основы музыкально-эстетического сознания ребенка дошкольного возраста в процессе слушания (восприятия) музыки:

— музыкально-эстетическую потребность в ознакомлении с прекрасными образцами народной, классической и зарубежной музыки;

— эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость, чувства сопереживания в процессе слушания двух-, трехчастных произведений, доступных детям по характеру и музыкальному содержанию;

— музыкальное мышление, позволяющее отслеживать форму произведения, контрастные темы произведения, отдельные его интонации, а также сопоставления характера музыки и комплекса средств музыкальной выразительности в различных ее частях;

— творческое воображение, являющееся основой творческого слышания музыки;

— эстетическую оценку, которую ребенок дает прослушанным музыкальным произведениям, где проявляется его музыкальный вкус.

• Формировать представления об образной природе музыки в процессе ознакомления с музыкальными произведениями, имеющими два-три музыкальных образа и передающими их развитие и взаимодействие.

• Развить представление о различных жанрах музыки, в том числе театрально-драматических (опера, оперетта, балет).

• Познакомить с названиями, внешним видом, способами звукоизвлечения и тембром звучания следующих музыкальных инструментов:

— симфонического оркестра:

духовые: деревянные (флейта, кларнет), медные (труба, тромбон);

струнные: смычковые (скрипка, виолончель, контрабас);

клавишные (рояль, пианино);

—оркестра народных инструментов:

струнные (щипковые): гусли, домра, балалайка, гитара; духовые деревянные: свирель, рожок;

клавишно-язычковые: гармонь, баян;

ударные (шумовые): колотушки, коробочки, трещотки и т. д.

ударные (барабан, бубен, тарелки, ксилофон, треугольник, кастаньеты);

II. Освоить азбуку седьмой ступени деятельности слушания музыки, доступной для дошкольников:

• Развить музыкально-эстетическое восприятие в процессе слушания более сложных произведений, доступных для детей дошкольного возраста.

• Развить целостное музыкально-эстетическое восприятие произведений двух-, трехчастной формы, в которых имеется развитие и взаимодействие трех контрастных образов; развить умение воспринимать, чувствовать выразительность музыки:

— смену настроения различного характера музыки (в том числе мужественного и таинственного) как в разных частях, так и в отдельных фразах;

— смену чувств, эмоций, интонаций, отраженных в музыке (в том числе грозных, пугливых);

— понимать процесс развития образов, их взаимодействие.

• Развить дифференцированное музыкальное восприятие:

— воспринимать форму музыкального произведения, освоить понятия одночастной, двухчастной, трехчастной музыки;

— совершенствовать умение воспринимать и осознавать изобразительные особенности музыки: воспринимать комплекс выразительных музыкальных средств, обеспечивающих создание и развитие определенных музыкальных образов, характера музыки (ладо вые, ритмические, темповые особенности, динамические оттенки и т.д.);

— совершенствовать умение воспринимать (слышать, видеть внемузыкальные средства выразительного исполнения музыки: обращать внимание на манеру игры исполнителя, его позу, движения, мимику, а также на его внешний вид; обращать внимание на музыкальный инструмент, на котором играет исполнитель, называть его;

— знакомить с различными способами исполнения одного музыкального произведения (на одном инструменте и в исполнении симфонического оркестра); различать богатства музыкальных нюансов;

— знакомить с несколькими произведениями одного названия, но имеющими разное эмоционально - образное содержание, находить в них общее и различное;

— учить сравнивать, обобщать, различать не только музыки, но и их виды;

— сравнивать песни, разные по видам (хороводные, игровые, трудовые, плясовые), но одинаковые по характеру, находить в них общее и различное;

— различать, сравнивать, выделять характерные особенности танцев: бальных (менуэт, краковяк), народных (русская кадриль, украинский гопак, белорусская «Бульба»).

• Развить тонкое музыкально-сенсорное восприятие (все слуховые дифференцировки, которые дети различали д предыдущие годы, повторяются) основных отношений музыкальных звуков:

звуковысотных (три звука, различные по высоте,— звуки трезвучия, поступенные звуки лада в 3, 4, 5, 7 ступеней);

— ритмических (различать по ритмическим рисункам русские народные песни, а также польку, вальс, марш);

—тембровых (различать смену тембров инструментов различных оркестров — симфонического и народных инструментов);

— динамических (различать смену силы звучания музыкальных звуков, различных по динамике (ff, f, р, рр), а также усиление и ослабление звучания силы звука);

темповые изменения (от очень медленного до очень быстрого, а также замедление и ускорение темпа).

• Развить умение давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развернуто и доказательно, опираясь в своем рассказе на особенности звучания музыки произведения; проявляя свое личное отношение к эмоционально-образному содержанию произведения или выражая его в творческой музыкальной деятельности — в пении, движениях или рисунке.

• Побуждать моделировать форму музыкального произведения и содержание, характер, настроение музыки.

III. Освоить азбуку седьмой ступени развития музыкального воображения в процессе слушания музыки:

• Побуждать творчески передавать движениями рук особенности музыкальной ткани произведения: характера, интонаций, смену музыкальной выразительности.

• Побуждать художественными движениями индивидуально передавать эмоционально-образное содержание программной музыки, менять их в соответствии со сменой характера, ярких интонаций, ритмов в частях и фразах.

• Побуждать коллективно составлять творческую композицию по эмоционально-образному содержанию музыкальной пьесы (возможно, это коллективный рисунок или аппликация, выполненная на заранее заготовленном фоне).

• Побуждать самостоятельно, индивидуально или по подгруппам придумать (сочинить) танец или танцевальную композицию на прослушанную инструментальную танцевальную музыку.

Репертуар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: