• Самостоятельность:
— побуждать детей к самостоятельным действиям, суждениям в процессе освоения ими музыкальной деятельности;
— ориентировать каждого ребенка на самостоятельное художественное исполнение выученного музыкального репертуара.
• Инициативность, активность:
— продолжать развивать инициативность ребенка в небольших группах детей, в коллективе сверстников;
— побуждать к нравственному деловому комфорту в процессе организованной и самостоятельной музыкальной деятельности;
— побуждать ребенка учитывать правила поведения в коллективе сверстников при проявлении своей активности и инициативности.
• Креативность:
— побуждать к поиску средств выразительной передачи взаимодействия образов в художественной деятельности: в исполнительских музыкальной, изобразительной и художественно-речевой;
— побуждать к поиску выразительной передачи настроения, характера и содержания музыки в различных импровизациях: песенных, пластических, инструментальных, а также в рисунках по замыслу и в поэтическом словотворчестве.
Азбука седьмой ступени
Музыкального образования
СЛУШАНИЕ (ВОСПРИЯТИЕ) МУЗЫКИ
Характеристика возрастных возможностей
На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т. е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов. Ребенок избирательно относится к музыке, мотивируя свой выбор.
В этом возрасте дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ музыкального произведения, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Он желает и может осваивать элементы музыкальной грамоты, а также хочет получать новые знания, поскольку в этом возрасте дети очень любознательны.
|
Успешность ребенка в данном виде музыкальной деятельности объясняется тем, что к этому возрасту достаточно развит психологический механизм восприятия музыки:
— эмоциональная отзывчивость на музыку;
— развитый музыкальный слух;
— память;
— музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия;
— способности к творчеству.
Кроме того, при системном подходе к педагогическому процессу музыкального образования на седьмом году у большинства детей прекрасно развиты музыкально- сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой — постоянным упражнением органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время музыкально-дидактических игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений.
Таким образом, у детей этого возраста имеются большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох. Однако необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его большим количеством различных музыкальных впечатлений (барабанные перепонки еще очень нежны и легко ранимы, не закончилось окостенение слухового канала и височной кости).
|
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
1. Приобщить детей к азбуке седьмой ступени музыкальной культуры дошкольника на основе восприятия лучших произведений народной, классической (М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Л. Лядов, Ц. Кюи, Э. Григ, И. Гайдн, Л. Бетховен и др.), современной (Г. Свиридов, д. Шостакович, Л. Хачатурян и др.) музыки различной тематики и характера, большая часть которых представляет национальную музыкальную культуру России; формировать опыт ценностных ориентаций, прежде всего к миру национального музыкального искусства; воспитывать любовь к Родине:
• Развить основы музыкально-эстетического сознания ребенка дошкольного возраста в процессе слушания (восприятия) музыки:
— музыкально-эстетическую потребность в ознакомлении с прекрасными образцами народной, классической и зарубежной музыки;
— эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость, чувства сопереживания в процессе слушания двух-, трехчастных произведений, доступных детям по характеру и музыкальному содержанию;
— музыкальное мышление, позволяющее отслеживать форму произведения, контрастные темы произведения, отдельные его интонации, а также сопоставления характера музыки и комплекса средств музыкальной выразительности в различных ее частях;
|
— творческое воображение, являющееся основой творческого слышания музыки;
— эстетическую оценку, которую ребенок дает прослушанным музыкальным произведениям, где проявляется его музыкальный вкус.
• Формировать представления об образной природе музыки в процессе ознакомления с музыкальными произведениями, имеющими два-три музыкальных образа и передающими их развитие и взаимодействие.
• Развить представление о различных жанрах музыки, в том числе театрально-драматических (опера, оперетта, балет).
• Познакомить с названиями, внешним видом, способами звукоизвлечения и тембром звучания следующих музыкальных инструментов:
— симфонического оркестра:
духовые: деревянные (флейта, кларнет), медные (труба, тромбон);
струнные: смычковые (скрипка, виолончель, контрабас);
клавишные (рояль, пианино);
—оркестра народных инструментов:
струнные (щипковые): гусли, домра, балалайка, гитара; духовые деревянные: свирель, рожок;
клавишно-язычковые: гармонь, баян;
ударные (шумовые): колотушки, коробочки, трещотки и т. д.
ударные (барабан, бубен, тарелки, ксилофон, треугольник, кастаньеты);
II. Освоить азбуку седьмой ступени деятельности слушания музыки, доступной для дошкольников:
• Развить музыкально-эстетическое восприятие в процессе слушания более сложных произведений, доступных для детей дошкольного возраста.
• Развить целостное музыкально-эстетическое восприятие произведений двух-, трехчастной формы, в которых имеется развитие и взаимодействие трех контрастных образов; развить умение воспринимать, чувствовать выразительность музыки:
— смену настроения различного характера музыки (в том числе мужественного и таинственного) как в разных частях, так и в отдельных фразах;
— смену чувств, эмоций, интонаций, отраженных в музыке (в том числе грозных, пугливых);
— понимать процесс развития образов, их взаимодействие.
• Развить дифференцированное музыкальное восприятие:
— воспринимать форму музыкального произведения, освоить понятия одночастной, двухчастной, трехчастной музыки;
— совершенствовать умение воспринимать и осознавать изобразительные особенности музыки: воспринимать комплекс выразительных музыкальных средств, обеспечивающих создание и развитие определенных музыкальных образов, характера музыки (ладо вые, ритмические, темповые особенности, динамические оттенки и т.д.);
— совершенствовать умение воспринимать (слышать, видеть внемузыкальные средства выразительного исполнения музыки: обращать внимание на манеру игры исполнителя, его позу, движения, мимику, а также на его внешний вид; обращать внимание на музыкальный инструмент, на котором играет исполнитель, называть его;
— знакомить с различными способами исполнения одного музыкального произведения (на одном инструменте и в исполнении симфонического оркестра); различать богатства музыкальных нюансов;
— знакомить с несколькими произведениями одного названия, но имеющими разное эмоционально - образное содержание, находить в них общее и различное;
— учить сравнивать, обобщать, различать не только музыки, но и их виды;
— сравнивать песни, разные по видам (хороводные, игровые, трудовые, плясовые), но одинаковые по характеру, находить в них общее и различное;
— различать, сравнивать, выделять характерные особенности танцев: бальных (менуэт, краковяк), народных (русская кадриль, украинский гопак, белорусская «Бульба»).
• Развить тонкое музыкально-сенсорное восприятие (все слуховые дифференцировки, которые дети различали д предыдущие годы, повторяются) основных отношений музыкальных звуков:
— звуковысотных (три звука, различные по высоте,— звуки трезвучия, поступенные звуки лада в 3, 4, 5, 7 ступеней);
— ритмических (различать по ритмическим рисункам русские народные песни, а также польку, вальс, марш);
—тембровых (различать смену тембров инструментов различных оркестров — симфонического и народных инструментов);
— динамических (различать смену силы звучания музыкальных звуков, различных по динамике (ff, f, р, рр), а также усиление и ослабление звучания силы звука);
— темповые изменения (от очень медленного до очень быстрого, а также замедление и ускорение темпа).
• Развить умение давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развернуто и доказательно, опираясь в своем рассказе на особенности звучания музыки произведения; проявляя свое личное отношение к эмоционально-образному содержанию произведения или выражая его в творческой музыкальной деятельности — в пении, движениях или рисунке.
• Побуждать моделировать форму музыкального произведения и содержание, характер, настроение музыки.
III. Освоить азбуку седьмой ступени развития музыкального воображения в процессе слушания музыки:
• Побуждать творчески передавать движениями рук особенности музыкальной ткани произведения: характера, интонаций, смену музыкальной выразительности.
• Побуждать художественными движениями индивидуально передавать эмоционально-образное содержание программной музыки, менять их в соответствии со сменой характера, ярких интонаций, ритмов в частях и фразах.
• Побуждать коллективно составлять творческую композицию по эмоционально-образному содержанию музыкальной пьесы (возможно, это коллективный рисунок или аппликация, выполненная на заранее заготовленном фоне).
• Побуждать самостоятельно, индивидуально или по подгруппам придумать (сочинить) танец или танцевальную композицию на прослушанную инструментальную танцевальную музыку.
Репертуар