Характеристика возрастных возможностей




На седьмом году жизни у детей, как уже известно, интенсивно осуществляется физическое и психическое развитие; должное развитие получили музыкальные способности, поэтому дошкольники имеют гораздо большие возможности для освоения самых различных детских инструментов.

В этом возрасте дети достигают вершины совершенства игры на том инструменте, на котором они играют второй-третий год. Они могут с удовольствием осваивать пьесы, где необходимо играть на рядом расположенных пластинках.

Дети, достигшие наибольших успехов в игре на металлофоне, легко осваивают игру на других инструментах: триоле, «Мелодии-26», цитре, детском аккордеоне, электромузыкальных инструментах и т. п., а также на новых для них различных ударных инструментах.

Дети с желанием участвуют в выступлениях оркестра, могут самостоятельно (с косвенной помощью взрослого) разбираться и обсуждать партитуру музыкальных пьес дня оркестра, рассуждать о последовательности включения в исполнение различных групп инструментов. Они легко разбираются в мелодических и ритмических особенностях простых по музыкальной ткани пьес.

Ребенок может проявлять завидное усердие при освоении музыкального произведения, большое удовольствие он получает от выразительной, слаженной игры в оркестре.

Дошкольники также с удовольствием импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в мелодии, однако подбирать на слух знакомые мелодии могут лишь отдельные, музыкально одаренные дети.

За неимением детских музыкальных инструментов ребята могут исполнять довольно сложные ритмические рисунки на ударных инструментах, на ритмических самодельных игрушках; могут достаточно тонко вслушиваться в музыкально-ритмические, мелодические особенности музыкального произведения, тем самым далее успешно развивая свои музыкальные способности.

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

 

Приобщать ребенка к азбуке седьмой ступени музыкальной культуры дошкольников; развить музыкально-эстетическое восприятие произведений народной, классической современной музыки, исполненной на детских музыкальных инструментах, пополняя запас музыкальных впечатлений:

• Развить музыкально-эстетическое сознание в процессе слушания музыкальных произведений, сыгранных на детских музыкальных инструментах:

— музыкально-эстетическую потребность в слушании музыки, исполняемой оркестром детских музыкальных инструментов;

— эстетические эмоции, чувства, переживания в процессе слушания инструментальных пьес;

— музыкальное мышление: учить различать, сравнивать, обобщать характер трех частей музыки;

— творческое воображение при слушании ярких музыкальных произведений;

— эстетическую оценку, вкус.

• Развить целостное музыкально-эстетическое восприятие произведений двух-, трехчастной музыки, в которых может передаваться развитие и взаимодействие музыкальных образов; развивать умение при слушании пьес воспринимать, чувствовать выразительность музыки, сыгранной на детских музыкальных инструментах, различать смену характера, понимать процесс развития музыкальных образов.

• Развить дифференцированное музыкальное восприятие:

— формы музыкального произведения;

— изменения различных средств музыкальной выразительности, рассматриваемых в комплексе;

— внемузыкальных средств выразительности: способы звукоизвлечения, манера игры исполнителя, внешний вид инструментов, их тембры.

• Знакомить с исполнением музыкальной пьесы на одно инструменте и в исполнении оркестра детских музыкальных инструментов.

• Развить тонкое музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков (все слуховые дифференцировки, различаемые в предыдущие годы, совершенствовать):

звуковысотных (три звука, различные по высоте,— трезвучия), поступенные звуки л;

ритмических (различать по ритмическим рисункам знакомые русские народные песни, польку, вальс, марш);

тембровых (различать смену тембров инструментов оркестра детских музыкальных инструментов);

динамических (f, mf, р, рр), а также усиление и ослабление звуков;

темповых изменений (от очень медленного до очень быстрого, а также замедление и ускорение темпа).

• Развить восприятие седьмой ступени способов игры на различных детских музыкальных инструментах.

• Развить умение давать оценку, выражать свои музыкальные впечатления в эстетических суждениях, в творческой исполнительской деятельности — в движении, пении, рисунке; моделировать форму, характер, содержание музыкальной пьесы.

II. Освоить азбуку седьмой ступени детской исполнительской деятельности на различных детских музыкальных инструментах:

• Сформировать репертуар из музыкальных произведений, исполняемых оркестром.

• Побуждать выразительно передавать в оркестре различный характер музыки двух-, трехчастной пьесы, взаимодействие двух-трех музыкальных образов произведения.

• При разучивании пьесы побуждать детей самостоятельно продумывать варианты последовательности игры на различных инструментах; осознавать, какие инструменты могут лучше выразить характер той или иной части музыкального произведения; продумывать темп, динамические оттенки; выбирать лучший вариант исполнения пьесы.

• Освоить азбуку седьмой ступени игры на детских музыкальных инструментах:

— обучить способам игры на различных инструментах детского оркестра (на металлофоне и каком-либо другом инструменте);

— отработать слаженность и выразительность исполнения простых пьес в оркестре.

• Побуждать играть на инструментах в самостоятельной деятельности в детском саду, в семье.

• Побуждать эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях; выражать свое отношение к эмоционально-образному содержанию музыки, исполненной оркестром, в художественной творческой деятельности — в движениях, пении, рисунке; научить моделировать форму, характер, содержание музыкальной пьесы.

III. Освоить азбуку седьмой ступени инструментальной импровизации на различных детских музыкальных инструментах:

— импровизировать мелодии таинственного, мужественного и других характеров;

— подбирать на слух знакомые мелодии;

— импровизировать на различных детских музыкальных инструментах в играх-драматизациях;

— импровизировать мелодии на стихотворные тексты контрастного содержания.

 

Репертуар

 

«Часики». С. Вольфензон.

«Турецкий марш». В. Моцарт.

«Наш оркестр». Е. Тиличеева.

«Танец маленьких лебедей». П. Чайковский.

«Весенний вальс». А. Филиппенко.

«Во саду ли, в огороде...». Русская народная песня в обр. В. Агафонникова.

«Ах, вы сени...». Русская народная песня в обр. В. Агафонникова.

«Кап-кап». Румынская народная песня.

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:

I. Ребенок освоил азбуку седьмой ступени музыкальной культуры слушания музыки доступной для дошкольников

• Знает многие музыкальные произведения прослушанные или исполненные в течение года оркестром детских музыкальных инструментов ребенок помнит, знает, называет музыкальные пьесы и написавших их композиторов.

• У него сформировано музыкально - эстетическое сознание.

• Развито целостное восприятие музыкальных пьес, исполненных оркестром детских музыкальных инструментов; ребенок понимает характер пьесы, его изменения и контрастных двух-трех частях; сравнивает их, находит в них различия.

• Отмечается тонкое дифференцированное музыкальное восприятие понимает форму произведения, развитие и взаимодействие музыкальных образов; в комплексе воспринимает средства музыкальной выразительности; соотносит их с эмоционально-образным содержанием музыки; выделяет звучание определенных инструментов, характеризует их тембр.

• Развито тонкое музыкально-сенсорное восприятие; различает многие слуховые дифференцировки, освоенные за четыре года.

• Развито восприятие азбуки седьмой ступени способов игры на различных детских музыкальных инструментах.

• Развито умение высказывать свои музыкальные впечатления, выражать их в художественных движениях, рисунках.

II. Освоил азбуку седьмой ступени исполнительской деятельности на различных детских музыкальных инструментах:

• Играет небольшие пьесы, освоенные в течение года, как индивидуально, так и в оркестре.

• При исполнении выразительно передает смену различных характеров музыки, эмоционально передает развитие и взаимодействие музыкальных образов пьесы в двух-, трехчастной пьесе

• Умеет уверенно и правильно играть на одном - двух детских музыкальных инструментах; владеет чувством ансамбля.

• Выражает свои музыкальные впечатления о музыкальном произведении доказательно, сравнивая их с впечатлениями, полученными при исполнении других произведений; передает характер и содержание пьесы в творческой исполнительской деятельности, моделирует форму, характер и содержание трехчастной музыкальной пьесы.

III. Освоил азбуку седьмой ступени музыкальных импровизаций на различных детских музыкальных инструментах:

• Импровизирует мелодии таинственного характера.

• Импровизирует мелодии на стихотворные тексты контрастного содержания.

• Импровизирует на разных детских музыкальных инструментах в игровых ситуациях, в играх-драматизациях.

 

 

ОРИЕНТИРЫРАЗВИТИЯ

 

I. Развивать способности.

• Музыкальные способности:

— общие:

способности восприятия музыки: развивать музыкально-эстетическое восприятие трехчастной музыки; понимать форму произведения, наличие повторных частей, часто меняющийся характер музыки, средства музыкальной выразительности, а также взаимодействующие между собой два-три музыкальных образа, т. е. развивать способности восприятия и понимания выразительности и изобразительности музыки; развивать далее музыкально-сенсорное восприятие, совершенствовать музыкально-сенсорный опыт, приобретенный ранее;

эмоциональную отзывчивость: побуждать отзываться на музыку трехчастной формы, на ее меняющийся характер и средства музыкальной выразительности, способствующие передаче двух-трех музыкальных образов;

ладовысотный слух и чувство ритма развивать во всех видах музыкальной деятельности; ладовысотный слух развивать прежде всего в пении, обращая внимание на ладовую окрашенность музыки (мажор, минор), на мелодическую линию песни, на поступенное движение мелодии вверх-вниз и т. п.; чувство ритма лучше всего развивать в художественной музыкально-ритмической деятельности, в которой точное ритмическое исполнение движений является одним из условий правильности ее исполнения;

музыкальную память развивать в процессе запоминания и повторения различного музыкального репертуара, также необходимо развивать ее в упражнениях «эхо»;

музыкальное воображение развивать во всех видах музыкальной деятельности, но лучше всего его совершенствовать в процессе восприятия музыки, художественные образы которой связаны с жизнедеятельностью детей;

музыкальное мышление (репродуктивное и творческое): развивать способности репродуктивного мышления в исполнительской деятельности, поскольку именно на седьмом году жизни дети способны точно выполнять способы исполнения действий; в пении — верно интонировать мелодию, правильно выполнять певческие умения и т. п.; в движениях — точно передавать способы выполнения танцевальных шагов, ритмический рисунок; способности творческого мышления можно также развивать в исполнительской деятельности, но они необходимы прежде всего для творческой передачи выразительности исполнения умений и навыков; творческое мышление развивать в процессе детских импровизаций;

— специальные:

координацию слуха и голоса развивать в процессе певческих упражнений по ручным знакам, по руке — «нотный стан», упражнений для развития музыкального слуха и певческого голоса и, безусловно, при разучивании песен;

координацию движений: макродвижения: развивать в процессе различных видов упражнений, музыкальных игр, хороводов и различных видов танцев, в процессе которых дети осваивают разнонаправленные движения и циклические танцевальные шаги; микродвижения (кистей и пальцев рук) развивать в процессе игры на различных детских музыкальных инструментах, поскольку в процессе игры у детей совершенствуется точность способов звукоизвлечения на инструментах, а также слаженность ритмической игры в оркестре;

— музыкально-творческие способности развивать в процессе образных упражнений, этюдов, сюжетных игр, игр с пением, танцевальных и песенных импровизаций, в которых формируется песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество детей; кроме того, музыкальное творчество продолжать развивать в выразительности исполнительской деятельности.

• Художественные способности:

— общие:

развивать способности целостного восприятия художественных произведений (музыки, живописи, поэтического творчества, театрального спектакля); понимать переданные в них общее настроение и различные два-три художественных образа, также развивать способности дифференцированного восприятия; побуждать воспринимать средства художественной выразительности образов, их разнообразие, нюансы их настроений и т. п.;

— специальные:

обучать способам передачи развития и взаимодействия двух - трех различных образов, подчеркивать специфику их в отдельных видах художественной деятельности;

развивать творчество в различных видах художественной деятельности.

 

• Интеллектуальные способности развивать в процессе совершенствования сенсорной базы музыкального восприятия (на основе приобретенного 4—5-летнего опыта); развивать в процессе обучения песням, различным видам музыкально-ритмической деятельности, при разучивании инструментальных пьес в исполнении детского оркестра: в процессе овладения данными видами детской музыкальной исполнительской деятельности детям предлагается сравнивать и выбирать песню, танец, игру, которую они хотят

исполнять; активно участвовать при обсуждении партитуры пьесы, исполняемой оркестром, т. е. необходимо постоянно побуждать детей мыслить, думать; можно успешно развивать способности при моделировании детьми довольно сложных, трехчастных музыкальных произведений: пьес, песен, музыки для движений.

• Физические способности: развивать и совершенствовать все движения, освоенные в системе за предшествующие четыре года: стремиться к легкости, изяществу, грациозности движений, поскольку в этом возрасте дети находятся на верхней ступени физического и музыкального совершенства дошкольника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: