Уровень высокий
I. Ребенок воспринимает азбуку четвертой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для дошкольников:
— у него имеется довольно стойкий интерес к восприятию музыкально-ритмических движений;
— помнит, называет в основном все знакомые танцы, игры; узнает их музыку;
— может внимательно, сосредоточенно воспринимать танец, игру и т. п., доступные для данного возраста;
— способен вслушиваться в музыку и воспринимать в общих чертах характер музыки и движений танца, хоровода и игры (веселый, грустный);
— с интересом воспринимает и легко различает музыкальные средства выразительности: темп (медленный, быстрый), ритм (постоянный, простой), динамику (тихо, громко), регистры (высокий или низкий), а также обращает внимание на выразительность мимики, движений исполнителя;
— воспринимает смену движений в связи с изменением средств музыкальной выразительности;
— обладает развитым восприятием азбуки музыкально-ритмических движений: воспринимает и легко различает все знакомые виды движений (основные, сюжетно-образные, танцевальные);
— при восприятии ориентировки в пространстве может понимать правильность ходьбы под музыку друг за другом, ведение хоровода, движение парами по кругу;
охотно в элементарной форме высказывается о просмотренной игре, пляске, может подобрать картинку, отображающую содержание и характер игры, танца.
II. Ребенок освоил полностью азбуку четвертой ступени музыкально-ритмической деятельности:
— проявляет ярко выраженный интерес к освоению нового и к исполнению знакомого репертуара;
— помнит и с удовольствием исполняет почти весь репертуар, выученный за год;
—выразительно передает в движениях характер музыки (веселый, грустный);
|
— у ребенка отмечается индивидуальность в передаче образа;
— может оригинально изобразить образ, используя средства выразительности: музыкальные (темп, ритм), внемузыкальные (выразительные мимика, движения);
— самостоятельно меняет движения в связи с изменением средств музыкальной выразительности: регистров (высокий, низкий), темпов (медленный, быстрый), динамических оттенков (громкое, тихое звучание), тембра (звонкий, глухой);
— освоил азбуку основных видов музыкально-ритмических движений:
может выполнять основные движения: вместе с другими детьми ритмично ходить под музыку друг за другом, координируя движения рук и ног; легко бегать на носочках под музыку как друг за другом, так и врассыпную; может прыгать на двух ногах;
в сюжетно-образных движениях под музыку может выразительно передавать характер игрового образа (веселый или грустный), его особенности (трусливый, неуклюжий) и т. п.;
умеет под музыку, в основном выразительно, выполнять некоторые движения танцев:
русского народного танца:
ходить простым хороводным шагом, на этом шаге кружиться (вправо);
выставлять ногу (правую) на пятку, притопывать ногой (правой), делать простые дроби (мальчики), «выбрасывать ноги» (девочки);
детского бального танца:
под музыку может легко бежать на носочках, кружиться в паре (руки «лодочкой» — руки девочек лежат в ладонях мальчиков), может выставлять ногу на носочек (правую), двигаться с атрибутами;
современного детского игрового танца:
под музыку ритмично выполнять его простые движения;
|
— может свободно ориентироваться в помещении: ритмично ходить по прямой линии друг за другом, двигаться парами по кругу, легко бежать по кругу и врассыпную;
— умеет под музыку самостоятельно выполнять движения в подгруппе, со всей группой детей; начинает движение после вступления и заканчивает вместе с окончанием музыки;
— самостоятельно эмоционально (в элементарной форме) высказывает свои суждения об исполненном танце, игре, а также может подобрать картинку, соответствующую характеру и содержанию исполненной игры, танца; может элементарно моделировать (условно-образно) содержание музыки и движений.
III. Ребенок постиг азбуку четвертой ступени музыкально-игровых и танцевальных творческих проявлений:
— самостоятельно проявляет творчество в выразительности исполнения движений игр и плясок;
— самостоятельно легко перевоплощается и передает игровой образ, придумывая однотипные движения, выражающие его характер (веселый, грустный), особенности игрового персонажа (неуклюжий медведь, хитрая лиса, трусливый заяц и т. д.);
— в свободной пляске самостоятельно и выразительно исполняет однотипные движения, придуманные (или выбранные) им.
Уровень средний
1. Ребенок в достаточной мере освоил азбуку четвертой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для дошкольников:
— имеет достаточный интерес к восприятию музыкально-ритмического репертуара;
— помнит, называет некоторые наиболее яркие знакомые танцы, игры; узнает их музыку;
— пытается воспринимать танец или игру и т. п., но вскоре отвлекается и не может досмотреть до конца;
|
— вслушивается поверхностно и с трудом различает в общих чертах характер музыки и движений (веселый, грустный), игровое содержание (убегать — догонять, спрятаться — найти);
— довольно поверхностно воспринимает и различает (медленный, быстрый), ритм (постоянный, простой), динамику хо, громко), регистр (высокий, низкий);
— не всегда обращает внимание на выразительность мимики движений исполнителя;
— после оказания словесной помощи воспринимает смену движения в связи с изменением темпа (медленного, быстрого), регистров (высокого, низкого), силы звучания музыки (тихое, громко тембра (двух контрастно звучащих инструментов);
— довольно развито восприятие азбуки четвертой ступени музыкально-ритмических движений: в основном различает все виды движения (основные, сюжетно-образные, танцевальные);
— при оказании словесной помощи высказывается о просмотренной игре, пляске, хороводе.
II. Ребенок достаточно освоил азбуку четвертой ступени детской музыкально-ритмической деятельности:
— проявляет неустойчивый интерес к освоению нового и к исполнению знакомого репертуара;
— помнит и исполняет многое из репертуара, выученного за год;
— недостаточно выразительно передает в движениях характер музыки;
— часто затрудняется в передаче своего отношения к музыкальному образу;
— может довольно точно передать музыкальный игровой образ (по показу или при оказании словесной помощи);
— при оказании словесной помощи может менять движения в связи с изменением средств музыкальной выразительности регистров (высокий, низкий), темпа (медленный быстрый), динамических оттенков (громкое, тихое звучание), тембра (звонкий, глухой);
— в основном освоил азбуку четвертой ступени музыкально ритмических движений:
способен выполнять (при словесной помощи) основные движения:
вместе с другими детьми ходить под музыку друг за другом, в основном координируя движения рук и ног; может бегать как друг за другом, так и разбегаясь врассыпную;
в сюжетно-образных движениях не всегда в соответствии с музыкой передает характер игрового образа (веселый или грустный), его особенности (трусливый, неуклюжий) и т. п.;
при оказании словесной помощи может выполнять танцевальные движения:
русской народной пляски:
ходить простым хороводным шагом, на этом шаге кружиться вправо;
выставлять ногу (правую) на пятку, притоптывать ногой (правой), делать простые дроби (мальчики), «выбрасывать ноги» (девочки);
детского бального танца:
легко бежать на носочках, кружиться в паре (руки «лодочкой» — руки девочек лежат в ладонях мальчиков), может выставлять ногу на носочек (правую), двигаться с атрибутами;
современного детского игрового танца:
может недостаточно ритмично выполнять простые движения:
— не всегда ритмично ходит по прямой линии, двигается в парах и бежит на носочках по кругу;
— старается, во не всегда умеет согласовывать свои движения ‚ движениями других детей; начинает движение после вступления, а заканчивает вместе с окончанием музыки;
— при оказании словесной помощи высказывает свои суждения об исполненном танце, игре, а также может подобрать картинку, соответствующую характеру и содержанию исполненной игры, танца; может элементарно моделировать (условно-образно) вместе со взрослым содержание музыки и движений.
III. Ребенок вполне освоил азбуку четвертой ступени музыкально-игровых и танцевальных творческих проявлений:
— при оказании словесной помощи проявляет творчество в выразительности исполнения движений игр и плясок;
— после оказания словесной помощи передает игровой образ, придумывая однотипные движения, выражающие его характер (веселый, грустный), особенности игрового персонажа (неуклюжий медведь, хитрая лиса, трусливый заяц и т. д.);
— после оказания словесной помощи ребенок может активно включиться в свободную пляску, исполняя однотипные движения.
Уровень ниже среднего
1. Ребенок в недостаточной мере освоил азбуку четвертой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для дошкольников:
— в основном у него отсутствует интерес к восприятию движений под музыку;
— помнит, называет один - два знакомых танца или игру, музыку их не узнает;
— обладает недостаточной культурой восприятия танца, музыкальной игры и т. п.;
— в основном не способен воспринимать характер музыки и движений, игровое содержание танцев, хороводов и т. п.;
— не различает, как правило, средства музыкальной и внемузыкальной выразительности исполнения;
— при оказании любой помощи не воспринимает различия в темпе, тембре, регистре, силе звучания музыки;
— при восприятии азбуки четвертой ступени музыкально-ритмических движений:
в основном различает бег и ходьбу;
не различает особенностей игрового образа;
не может различать многие танцевальные движения;
— не может оценить правильность ориентировки других детей в помещении;
— при оказании любой помощи ребенок не может выразить свои впечатления о просмотренном танце, игре, но может подобрать картинку соответствующего содержания.
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку четвертой ступени детской музыкально -ритмической деятельности:
— не проявляет, как правило, интереса к освоению нового и исполнению знакомого репертуара;
— помнит и исполняет один - два танца (игры), выученные в последнее время;
— в основном не может передать правильно и выразительно характер музыки в движениях;
— не может передать в движении свое отношение к музыкальному образу;
— при оказании любой помощи не способен передать хотя бы в общих чертах музыкальный образ;
— в основном меняет движения в связи с изменением средств музыкальной выразительности;
— недостаточно освоил азбуку четвертой ступени музыкально-ритмических движений;
вместе с другими детьми может ходить друг за другом, не согласуя движения с музыкой и не всегда координируя движения рук и ног, не может бегать под музыку друг за другом;
не всегда может передать верно характер игрового образа (веселый или грустный), его особенности (трусливый, неуклюжий) и т. п.;
при оказании любой помощи в основном не выполняет точно под музыку движения различных игр, упражнений, танцев;
— не может ритмично ходить, затрудняется в движениях по кругу;
— при оказании любой помощи ребенок не всегда может выражать свои впечатления об исполненном танце, игре, упражнении.
III. Ребёнок достаточно слабо освоил азбуку четвертой ступени музыкально-игровых и танцевальных творческих проявлений:
— при оказании любой помощи не всегда способен к творческим проявлениям в выразительности движений;
— не всегда может передать выразительность движений игрового персонажа;
— не всегда включается активно в свободную пляску движения скованные, неестественные