Уровень высокий
1. Ребенок освоил в полном объеме азбуку пятой ступени музыкальной культуры слушания музыки, доступную дошкольникам, сформирован опыт ценностных ориентаций к своему детскому саду:
— у него сформирован устойчивый интерес к слушанию музыки;
— узнает и различает почти все произведения, прослушанные течение года, выделяет любимые;
— обладает основами культуры слушания: внимательно, сосредоточенно, эмоционально слушает музыку до конца;
— знает и различает малые жанры музыки и некоторые их виды: песню (колыбельная, плясовая), марш, танец (хоровод, пляска).
II. Ребенок успешно освоил азбуку пятой ступени деятельности слушания музыки;
— различает выразительные особенности музыки: характер (задорный, спокойный), некоторые интонации (просящая, грозная); слышит смену характера в двухчастной форме;
— воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: художественный музыкальный образ (в развитии), средства музыкальной выразительности (промежуточные оттенки), темп ленный, умеренно медленный, быстрый), регистры (высокий, средний, низкий), динамику (тихо, умеренно громко, громко), тембр: нежный, звучный, резкий);
— уверенно различает основные отношения музыкальных звуков, контрастных по высоте (септима, секста, квинта), длительности (половинные, четвертные), тембру (металлофон, дудочка, бубен, балалайка), динамике (тихое, громкое, очень громкое звучание);
— эмоционально воспринимает музыкальное произведение и адекватно реагирует на прослушанную музыку;
— дает оценку прослушанной музыке, высказывает эмоционально свои эстетические суждения о прослушанной или знакомой музыке; может отобразить характер, содержание музыки в рисунке, выразительном движении, моделировать характер и содержание музыки.
|
III. Освоил азбуку пятой ступени музыкального творчества; способен передать характер и содержание музыки в пластических импровизациях.
Уровень средний
I. Ребенок освоил в достаточной мере азбуку пятой ступени музыкальной культуры слушания музыки:
— имеет интерес к слушанию музыки, узнает и различает многие любимые музыкальные произведения;
— желает слушать музыку, проявляет заинтересованность, часто отвлекается;
— знает и различает малые жанры музыки, но называет их при оказании словесной помощи взрослого.
II. Ребенок достаточно освоил азбуку пятой ступени деятельности слушания музыки:
— при небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки: характер (задорный, спокойный); слышит смену характера в двухчастной форме;
— как правило, при оказании словесной помощи в основном различает изобразительные особенности музыки: художественный музыкальный образ (в развитии), средства музыкальной выразительности;
— в основном различает основные контрастные отношения музыкальных звуков, различные по высоте (октава, септима), длительности (половинные, четвертные), тембру (металлофон, дудочка, бубен, балалайка), динамике (тихое, громкое, очень громкое звучание);
— эмоционально реагирует на прослушанную музыку, но эмоции не всегда соответствуют характеру музыки, художественному музыкальному образу (в развитии);
— с помощью взрослого высказывается о прослушанной музыке; может в общих чертах отобразить характер, содержание музыкального произведения в рисунке, движении; может моделировать характер и содержание музыки.
|
III. Достаточно освоил азбуку пятой ступени музыкального творчества: при небольшой словесной помощи может передать в пластических импровизациях характер и содержание музыки.
Уровень ниже среднего
1. Ребенок недостаточно освоил азбуку пятой ступени музыкальной культуры слушания музыки:
— у него часто отсутствует интерес к слушанию музыки;
— при оказании помощи взрослого называет лишь некоторые из знакомых музыкальных произведений;
— не умеет сосредоточенно слушать музыку, часто не дослушивает до конца, отвлекается;
— неуверенно различает, путает малые жанры музыки (при любой помощи взрослого).
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку пятой ступени деятельности слушания музыки:
— затрудняется различать характер музыки (при оказании любой помощи взрослого), смену частей и их характеров;
— при оказании любой помощи, как правило, воспринимает, но с трудом различает изобразительные особенности музыки;
— почти не различает основные отношения музыкальных звуков;
— при содействии взрослого слабоэмоционально реагирует на прослушанную музыку;
— с помощью взрослого начинает высказываться о прослушанной музыке либо отображать ее содержание, характер в движениях или рисунке.
III. Недостаточно освоил азбуку пятой ступени музыкального творчества:
— при оказании любой помощи затрудняется в пластических импровизациях содержания музыки, но способен передать характер.
|
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уровень высокий
1. Ребенок в полном объеме овладел азбукой пятой ступени певческой культуры, доступной для дошкольников:
— слушает с интересом песни в исполнении взрослых или детей;
— узнает все песни, прослушанные или выученные в течение года, легко различает плясовую, колыбельную, маршевую;
— заинтересованно, сосредоточенно слушает всю песню, не отвлекаясь;
— легко различает смену характера (задорный, спокойный), интонации (просящая, грозная);
— воспринимает и следит за развитием (динамикой) художественного музыкального образа;
— у ребенка развито восприятие азбуки пятой ступени певческих умений: легко воспринимает и успешно различает смену темпа (медленный, умеренно медленный, быстрый), высоты звучания (высокий, средний, низкий регистр), динамики (тихое, умеренно громкое, громкое звучание), ритма (контрастные ритмические отношения);
— при восприятии песни обращает внимание на смену мимики и жестов исполнителя;
— различает куплет, вступление;
— легко воспринимает, понимает и различает смену звуковедения (напевного и отрывистого), дикции (изменение выразительности дикции), а также ансамбль — слаженность пения исполнителей (по темпу, динамике);
— самостоятельно различает пение по одному, со всеми вместе, с сопровождением инструмента, без него;
— сопереживает и ярко эмоционально реагирует на характер, содержание песни, адекватно реагирует на динамику музыкального образа песни;
— высказывается охотно, легко и эмоционально о характере музыки, о развитии музыкального образа песни; выражает их изменения в движениях, рисунке; может моделировать форму, характер и содержание песни.
II. Ребенок в полном объеме освоил азбуку пятой ступени детской певческой деятельности:
— всегда проявляет устойчивый интерес и потребность к освоению новой песни;
— помнит, с удовольствием исполняет почти все песни, выученные в течение года, выделяет любимые;
— выразительно, эмоционально передает в пении изменение характера (задорный, спокойный), интонаций (просящая, грозная);
— выразительно передает в пении свое отношение к динамике музыкального образа, используя средства выразительности;
— освоил естественное, ненапряженное пение в удобном диапазоне;
— способен вникать в смену настроения музыки и менять в соответствии с этим темп (умеренно быстрый и медленный);
— чисто интонирует отдельные фразы песни, иногда песню полностью;
— правильно пропевает ритм песни, замечает его смену в связи с динамикой образа;
— уверенно меняет динамические оттенки в песне в связи с динамикой развития образа песни;
— верно использует мимику и жест для передачи динамики музыкального образа песни;
— владеет полностью азбукой пятой ступени певческих умений:
умеет петь напевно, отрывисто; может менять звуковедение в связи с динамикой содержания песни;
слова пропевает внятно, правильно;
рационально использует дыхание;
умеет петь слаженно по темпу, ритму, динамическим оттенкам; может их менять в связи с динамикой развития художественного музыкального образа;
может качественно интонировать всю мелодию песни или большую ее часть, воспроизводит нюансы песни;
— уверенно поет один, в хоре, с сопровождением и без него;
— эмоционально и с удовольствием рассказывает о характере и содержании, развитии образа песни; способен выразительно передать их в движениях под музыку, в рисунке; может моделировать форму, характер и содержание песни.
III. Ребенок в достаточной мере освоил азбуку пятой ступени песенного творчества:
— в пении эмоционально проявляет свое отношение к содержанию песни, выразительно показывая развитие музыкального образа;
— успешно импровизирует различные виды песен, свое имя (в различных вариациях), вопросно-ответную форму (придумывает мелодию ответа);
— импровизирует грустную и веселую мелодии.
Уровень средний
1. Ребенок в достаточной мере овладел азбукой пятой ступени певческой культуры:
— проявляет интерес к слушанию, сам не высказывает просьбу послушать или повторить песню;
— узнает, различает песни (в том числе плясовую, колыбельную), наиболее простые и яркие по характеру и содержанию;
— начинает слушать песню внимательно, но до конца не дослушивает;
— слушает песню поверхностно, не всегда адекватно отзывается на смену характера (задорный, спокойный), интонации (просящая, грозная);
— в общих чертах воспринимает развитие музыкального образа; с затруднениями различает смену темпа (медленный, умеренно медленный, быстрый), высоты звучания (высокий, средний, низкий регистр), динамики (тихое, умеренно громкое, громкое звучание), ритма (контрастные ритмические отношения);
— при восприятии песни недостаточно обращает внимание на смену мимики и жестов исполнителя;
— при восприятии азбуки пятой ступени певческих умений не всегда обращает внимание на звуковедение (напевное и отрывистое), дикцию (изменение выразительности дикции), а также ансамбль — слаженность пения исполнителей (по темпу, динамике);
— может различать пение по одному, в хоре, с сопровождением, без поддержки инструмента;
— чаще всего эмоционально реагирует на наиболее полюбившиеся песни;
— высказывает свои впечатления о характере и содержании песни, их динамике, испытывая при этом некоторые трудности; в общих чертах изображает песню в движении, рисунке; может моделировать форму, характер и содержание песни.
II. Ребенок вполне достаточно освоил азбуку пятой ступени детской певческой деятельности:
— проявляет неустойчивый интерес к освоению новой песни;
— помнит и исполняет многие песни, выученные ранее в течение года;
— в пении не проявляет яркой эмоциональности, хотя в любимых песнях может передавать характер песни (задорный или спокойный), интонации (просящая, грозная);
— старается передать свое отношение к художественному музыкальному образу, хотя это получается недостаточно выразительно;
— не всегда поет естественным звуком;
— поверхностно вслушивается в смену характера, интонации песни;
— осваивает чистое интонирование, хотя осознанно, даже после словесной помощи, интонирует чаще всего нечисто;
— не всегда верно использует смену динамических оттенков в связи с развитием образа песни;
— не всегда верно использует мимику, жест для передачи динамики образа песни;
— в основном освоил азбуку пятой ступени певческих умений:
умеет петь напевно, но не имеет устойчивых навыков в отрывистом пении;
дикция ребенка внятная, но недостаточно чистая;
не всегда точно пропевает ритмический рисунок песни;
не всегда рационально использует дыхание;
в основном умеет петь слаженно, но испытывает трудности в связи с динамикой развития образа песни;
иногда поет чисто отдельные фразы, чаще передает лишь общее направление мелодии;
— затрудняется петь самостоятельно, без сопровождения, поет в хоре с сопровождением и без него;
— затрудняется в высказываниях о характере и развитии музыкального образа, но может выразительно передать их в движениях, рисунке;
— не умеет правильно высказаться о содержании и характере музыки песни, однако может передать их в движениях или рисунке; может моделировать их.
III. Ребенок недостаточно освоил азбуку пятой ступени детского песенного творчества:
— его творческое самовыражение проявляется в выразительности исполнения наиболее любимых песен;
— импровизирует виды песен, имя, вопросно-ответную форму, но испытывает при этом затруднения.
Уровень ниже среднего
1. Ребенок в недостаточной мере освоил азбуку пятой ступени певческой культуры, доступную дошкольникам:
— у него отсутствует какой-либо интерес к слушанию песни;
— после оказания словесной помощи узнает, различает одну-две песни;
недостаточно обладает культурой слушания;
— с затруднением воспринимает смену характера (задорный, спокойный), интонации (просящая, грозная);
— затрудняется в восприятии и понимании развития музыкального образа;
— даже при оказании помощи взрослым, как правило, не различает смену характера (задорный, спокойный), интонации (просящая, грозная);
— при восприятии песни почти не обращает внимания на смену мимики и жестов исполнителя;
— при восприятии азбуки пятой ступени певческих умений затрудняется воспринимать, осознавать следующие певческие умения:
звуковедения (напевное и отрывистое), дикции (изменение выразительности дикции), а также ансамбль — слаженность пения исполнителей (по темпу, динамике);
— после словесной помощи может различать пение по одному, в хоре, с сопровождением, без поддержки инструмента;
— почти не проявляет эмоций при слушании песни;
— не способен высказаться о характере и содержании песни хотя бы в общих чертах, но может выразить свои впечатления в движениях или рисунке.
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку пятой ступени детской певческой деятельности:
— обычно не проявляет интереса к освоению новой песни;
— исполняет одну — три песни, выученные, как правило, в последнее время;
— в пении в основном не передает выразительно характер песни, наиболее яркие ее интонации;
— в пении не выражает чувств, эмоций по отношению к художественному музыкальному образу;
— поет неестественно, напряженно;
— затрудняется изменять темп в сольном исполнении, может менять его в хоре вместе с другими исполнителями;
— не всегда умеет чисто интонировать;
не всегда передает верно ритмические особенности песни;
— не пользуется изменением динамических оттенков для передачи развития образа песни;
— не использует в пении мимику и жест;
— недостаточно освоил азбуку пятой ступени певческих умений:
не владеет напевным и отрывистым звуковедением;
дикция часто неправильная, невнятная;
дыхание нерационально;
не владеет ритмическим, динамическим ансамблем;
как правило, неверно пропевает мелодию песни;
— не испытывает удовольствия в индивидуальном пении;
— не умеет правильно высказываться о содержании и характере музыки песни, однако может передать их в движениях или рисунке.
III. Ребенок слабо освоил азбуку пятой ступени детского песенного творчества:
— затрудняется в творческом самовыражении в выразительном исполнительстве;
— как правило, не способен к музыкально-творческим песенным импровизациям.