СЛУШАНИЕ (ВОСПРИЯТИЕ) МУЗЫКИ




Уровень высокий

1. Ребенок освоил в полном объеме азбуку пятой ступени музыкальной культуры слушания музыки, доступную дошкольникам, сформирован опыт ценностных ориентаций к своему детскому саду:

— у него сформирован устойчивый интерес к слушанию музыки;

— узнает и различает почти все произведения, прослушанные течение года, выделяет любимые;

— обладает основами культуры слушания: внимательно, сосредоточенно, эмоционально слушает музыку до конца;

— знает и различает малые жанры музыки и некоторые их виды: песню (колыбельная, плясовая), марш, танец (хоровод, пляска).

II. Ребенок успешно освоил азбуку пятой ступени деятельности слушания музыки;

— различает выразительные особенности музыки: характер (задорный, спокойный), некоторые интонации (просящая, грозная); слышит смену характера в двухчастной форме;

— воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: художественный музыкальный образ (в развитии), средства музыкальной выразительности (промежуточные оттенки), темп ленный, умеренно медленный, быстрый), регистры (высокий, средний, низкий), динамику (тихо, умеренно громко, громко), тембр: нежный, звучный, резкий);

— уверенно различает основные отношения музыкальных звуков, контрастных по высоте (септима, секста, квинта), длительности (половинные, четвертные), тембру (металлофон, дудочка, бубен, балалайка), динамике (тихое, громкое, очень громкое звучание);

— эмоционально воспринимает музыкальное произведение и адекватно реагирует на прослушанную музыку;

— дает оценку прослушанной музыке, высказывает эмоционально свои эстетические суждения о прослушанной или знакомой музыке; может отобразить характер, содержание музыки в рисунке, выразительном движении, моделировать характер и содержание музыки.

III. Освоил азбуку пятой ступени музыкального творчества; способен передать характер и содержание музыки в пластических импровизациях.

 

 

Уровень средний

I. Ребенок освоил в достаточной мере азбуку пятой ступени музыкальной культуры слушания музыки:

— имеет интерес к слушанию музыки, узнает и различает многие любимые музыкальные произведения;

— желает слушать музыку, проявляет заинтересованность, часто отвлекается;

— знает и различает малые жанры музыки, но называет их при оказании словесной помощи взрослого.

II. Ребенок достаточно освоил азбуку пятой ступени деятельности слушания музыки:

— при небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки: характер (задорный, спокойный); слышит смену характера в двухчастной форме;

— как правило, при оказании словесной помощи в основном различает изобразительные особенности музыки: художественный музыкальный образ (в развитии), средства музыкальной выразительности;

— в основном различает основные контрастные отношения музыкальных звуков, различные по высоте (октава, септима), длительности (половинные, четвертные), тембру (металлофон, дудочка, бубен, балалайка), динамике (тихое, громкое, очень громкое звучание);

— эмоционально реагирует на прослушанную музыку, но эмоции не всегда соответствуют характеру музыки, художественному музыкальному образу (в развитии);

— с помощью взрослого высказывается о прослушанной музыке; может в общих чертах отобразить характер, содержание музыкального произведения в рисунке, движении; может моделировать характер и содержание музыки.

III. Достаточно освоил азбуку пятой ступени музыкального творчества: при небольшой словесной помощи может передать в пластических импровизациях характер и содержание музыки.

 

Уровень ниже среднего

1. Ребенок недостаточно освоил азбуку пятой ступени музыкальной культуры слушания музыки:

— у него часто отсутствует интерес к слушанию музыки;

— при оказании помощи взрослого называет лишь некоторые из знакомых музыкальных произведений;

— не умеет сосредоточенно слушать музыку, часто не дослушивает до конца, отвлекается;

— неуверенно различает, путает малые жанры музыки (при любой помощи взрослого).

II. Ребенок недостаточно освоил азбуку пятой ступени деятельности слушания музыки:

— затрудняется различать характер музыки (при оказании любой помощи взрослого), смену частей и их характеров;

— при оказании любой помощи, как правило, воспринимает, но с трудом различает изобразительные особенности музыки;

— почти не различает основные отношения музыкальных звуков;

— при содействии взрослого слабоэмоционально реагирует на прослушанную музыку;

— с помощью взрослого начинает высказываться о прослушанной музыке либо отображать ее содержание, характер в движениях или рисунке.

III. Недостаточно освоил азбуку пятой ступени музыкального творчества:

— при оказании любой помощи затрудняется в пластических импровизациях содержания музыки, но способен передать характер.

 

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Уровень высокий

1. Ребенок в полном объеме овладел азбукой пятой ступени певческой культуры, доступной для дошкольников:

— слушает с интересом песни в исполнении взрослых или детей;

— узнает все песни, прослушанные или выученные в течение года, легко различает плясовую, колыбельную, маршевую;

— заинтересованно, сосредоточенно слушает всю песню, не отвлекаясь;

— легко различает смену характера (задорный, спокойный), интонации (просящая, грозная);

— воспринимает и следит за развитием (динамикой) художественного музыкального образа;

— у ребенка развито восприятие азбуки пятой ступени певческих умений: легко воспринимает и успешно различает смену темпа (медленный, умеренно медленный, быстрый), высоты звучания (высокий, средний, низкий регистр), динамики (тихое, умеренно громкое, громкое звучание), ритма (контрастные ритмические отношения);

— при восприятии песни обращает внимание на смену мимики и жестов исполнителя;

— различает куплет, вступление;

— легко воспринимает, понимает и различает смену звуковедения (напевного и отрывистого), дикции (изменение выразительности дикции), а также ансамбль — слаженность пения исполнителей (по темпу, динамике);

— самостоятельно различает пение по одному, со всеми вместе, с сопровождением инструмента, без него;

— сопереживает и ярко эмоционально реагирует на характер, содержание песни, адекватно реагирует на динамику музыкального образа песни;

— высказывается охотно, легко и эмоционально о характере музыки, о развитии музыкального образа песни; выражает их изменения в движениях, рисунке; может моделировать форму, характер и содержание песни.

II. Ребенок в полном объеме освоил азбуку пятой ступени детской певческой деятельности:

— всегда проявляет устойчивый интерес и потребность к освоению новой песни;

— помнит, с удовольствием исполняет почти все песни, выученные в течение года, выделяет любимые;

— выразительно, эмоционально передает в пении изменение характера (задорный, спокойный), интонаций (просящая, грозная);

— выразительно передает в пении свое отношение к динамике музыкального образа, используя средства выразительности;

— освоил естественное, ненапряженное пение в удобном диапазоне;

— способен вникать в смену настроения музыки и менять в соответствии с этим темп (умеренно быстрый и медленный);

— чисто интонирует отдельные фразы песни, иногда песню полностью;

— правильно пропевает ритм песни, замечает его смену в связи с динамикой образа;

— уверенно меняет динамические оттенки в песне в связи с динамикой развития образа песни;

— верно использует мимику и жест для передачи динамики музыкального образа песни;

— владеет полностью азбукой пятой ступени певческих умений:

умеет петь напевно, отрывисто; может менять звуковедение в связи с динамикой содержания песни;

слова пропевает внятно, правильно;

рационально использует дыхание;

умеет петь слаженно по темпу, ритму, динамическим оттенкам; может их менять в связи с динамикой развития художественного музыкального образа;

может качественно интонировать всю мелодию песни или большую ее часть, воспроизводит нюансы песни;

— уверенно поет один, в хоре, с сопровождением и без него;

— эмоционально и с удовольствием рассказывает о характере и содержании, развитии образа песни; способен выразительно передать их в движениях под музыку, в рисунке; может моделировать форму, характер и содержание песни.

III. Ребенок в достаточной мере освоил азбуку пятой ступени песенного творчества:

— в пении эмоционально проявляет свое отношение к содержанию песни, выразительно показывая развитие музыкального образа;

— успешно импровизирует различные виды песен, свое имя (в различных вариациях), вопросно-ответную форму (придумывает мелодию ответа);

— импровизирует грустную и веселую мелодии.

 

Уровень средний

1. Ребенок в достаточной мере овладел азбукой пятой ступени певческой культуры:

— проявляет интерес к слушанию, сам не высказывает просьбу послушать или повторить песню;

— узнает, различает песни (в том числе плясовую, колыбельную), наиболее простые и яркие по характеру и содержанию;

— начинает слушать песню внимательно, но до конца не дослушивает;

— слушает песню поверхностно, не всегда адекватно отзывается на смену характера (задорный, спокойный), интонации (просящая, грозная);

— в общих чертах воспринимает развитие музыкального образа; с затруднениями различает смену темпа (медленный, умеренно медленный, быстрый), высоты звучания (высокий, средний, низкий регистр), динамики (тихое, умеренно громкое, громкое звучание), ритма (контрастные ритмические отношения);

— при восприятии песни недостаточно обращает внимание на смену мимики и жестов исполнителя;

— при восприятии азбуки пятой ступени певческих умений не всегда обращает внимание на звуковедение (напевное и отрывистое), дикцию (изменение выразительности дикции), а также ансамбль — слаженность пения исполнителей (по темпу, динамике);

— может различать пение по одному, в хоре, с сопровождением, без поддержки инструмента;

— чаще всего эмоционально реагирует на наиболее полюбившиеся песни;

— высказывает свои впечатления о характере и содержании песни, их динамике, испытывая при этом некоторые трудности; в общих чертах изображает песню в движении, рисунке; может моделировать форму, характер и содержание песни.

II. Ребенок вполне достаточно освоил азбуку пятой ступени детской певческой деятельности:

— проявляет неустойчивый интерес к освоению новой песни;

— помнит и исполняет многие песни, выученные ранее в течение года;

— в пении не проявляет яркой эмоциональности, хотя в любимых песнях может передавать характер песни (задорный или спокойный), интонации (просящая, грозная);

— старается передать свое отношение к художественному музыкальному образу, хотя это получается недостаточно выразительно;

— не всегда поет естественным звуком;

— поверхностно вслушивается в смену характера, интонации песни;

— осваивает чистое интонирование, хотя осознанно, даже после словесной помощи, интонирует чаще всего нечисто;

— не всегда верно использует смену динамических оттенков в связи с развитием образа песни;

— не всегда верно использует мимику, жест для передачи динамики образа песни;

— в основном освоил азбуку пятой ступени певческих умений:

умеет петь напевно, но не имеет устойчивых навыков в отрывистом пении;

дикция ребенка внятная, но недостаточно чистая;

не всегда точно пропевает ритмический рисунок песни;

не всегда рационально использует дыхание;

в основном умеет петь слаженно, но испытывает трудности в связи с динамикой развития образа песни;

иногда поет чисто отдельные фразы, чаще передает лишь общее направление мелодии;

— затрудняется петь самостоятельно, без сопровождения, поет в хоре с сопровождением и без него;

— затрудняется в высказываниях о характере и развитии музыкального образа, но может выразительно передать их в движениях, рисунке;

— не умеет правильно высказаться о содержании и характере музыки песни, однако может передать их в движениях или рисунке; может моделировать их.

III. Ребенок недостаточно освоил азбуку пятой ступени детского песенного творчества:

— его творческое самовыражение проявляется в выразительности исполнения наиболее любимых песен;

— импровизирует виды песен, имя, вопросно-ответную форму, но испытывает при этом затруднения.

 

Уровень ниже среднего

1. Ребенок в недостаточной мере освоил азбуку пятой ступени певческой культуры, доступную дошкольникам:

— у него отсутствует какой-либо интерес к слушанию песни;

— после оказания словесной помощи узнает, различает одну-две песни;

недостаточно обладает культурой слушания;

— с затруднением воспринимает смену характера (задорный, спокойный), интонации (просящая, грозная);

— затрудняется в восприятии и понимании развития музыкального образа;

— даже при оказании помощи взрослым, как правило, не различает смену характера (задорный, спокойный), интонации (просящая, грозная);

— при восприятии песни почти не обращает внимания на смену мимики и жестов исполнителя;

— при восприятии азбуки пятой ступени певческих умений затрудняется воспринимать, осознавать следующие певческие умения:

звуковедения (напевное и отрывистое), дикции (изменение выразительности дикции), а также ансамбль — слаженность пения исполнителей (по темпу, динамике);

— после словесной помощи может различать пение по одному, в хоре, с сопровождением, без поддержки инструмента;

— почти не проявляет эмоций при слушании песни;

— не способен высказаться о характере и содержании песни хотя бы в общих чертах, но может выразить свои впечатления в движениях или рисунке.

II. Ребенок недостаточно освоил азбуку пятой ступени детской певческой деятельности:

— обычно не проявляет интереса к освоению новой песни;

— исполняет одну — три песни, выученные, как правило, в последнее время;

— в пении в основном не передает выразительно характер песни, наиболее яркие ее интонации;

— в пении не выражает чувств, эмоций по отношению к художественному музыкальному образу;

— поет неестественно, напряженно;

— затрудняется изменять темп в сольном исполнении, может менять его в хоре вместе с другими исполнителями;

— не всегда умеет чисто интонировать;

не всегда передает верно ритмические особенности песни;

— не пользуется изменением динамических оттенков для передачи развития образа песни;

— не использует в пении мимику и жест;

— недостаточно освоил азбуку пятой ступени певческих умений:

не владеет напевным и отрывистым звуковедением;

дикция часто неправильная, невнятная;

дыхание нерационально;

не владеет ритмическим, динамическим ансамблем;

как правило, неверно пропевает мелодию песни;

— не испытывает удовольствия в индивидуальном пении;

— не умеет правильно высказываться о содержании и характере музыки песни, однако может передать их в движениях или рисунке.

III. Ребенок слабо освоил азбуку пятой ступени детского песенного творчества:

— затрудняется в творческом самовыражении в выразительном исполнительстве;

— как правило, не способен к музыкально-творческим песенным импровизациям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: