Уровень высокий
I. Успешно освоена азбука шестой ступени детской музыкальной культуры слушания произведений народной, авторской, классической, современной музыки; сформирован опыт ценностных ориентаций к родному краю:
— развиты основы музыкально-эстетического сознания;
— сформированы представления об образной основе музыки, имеющей не только один, но и два музыкальных образа;
— достаточно хорошо развито представление о первичных жанрах музыки и их видах; различает, сравнивает, обобщает их;
— ребенок знает, помнит, самостоятельно и легко различает большинство музыкальных произведений, прослушанных в течение года, называет их авторов.
II. Успешно освоена азбука шестой ступени деятельности слушания (восприятия) музыки:
— дальнейшее развитие получило целостное восприятие музыкальных произведений, передающих взаимодействие двух контрастных образов: самостоятельно отмечает смену характеров (в том числе торжественного и шуточного), смену различных эмоций;
—более совершенным стало дифференцированное музыкальное восприятие;
— ребенок различает изменение средств музыкальной выразительности (промежуточных) и понимает их роль в передаче изменения музыкальных образов;
— у ребенка более тонким стало музыкально-сенсорное восприятие: самостоятельно различает, сравнивает, обобщает довольно большое количество звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических отношений музыкальных звуков;
— легко и эмоционально выражает свои музыкальные впечатления и отношение к эмоционально-образному содержанию произведения в эстетических суждениях, в движениях под музыку, в рисунках; спокойно моделирует с помощью карточек форму, характер и содержание произведения (двухчастного).
|
III. Освоена азбука шестой ступени музыкального творчества:
— ребенок способен в процессе слушания музыкального произведения через пластику рук легко передавать изменение характера музыки и ярких средств музыкальной выразительности;
— в процессе слушания программной музыки он легко передает особенности ее эмоционально-образного содержания через пластические импровизации.
Уровень средний
1. Освоена в достаточной мере азбука шестой ступени детской музыкальной культуры слушания музыки и сформирован опыт ценностных ориентаций к родному краю:
— дальнейшее развитие получило музыкально-эстетическое сознание, хотя, когда ребенку требуется сравнивать, выделять, обобщать что-либо, ему часто требуется словесная помощь взрослого;
— имеет представление об образной основе музыки, передающей взаимодействие двух музыкальных образов;
— разбирается в различных жанрах музыки и некоторых их видах;
— знает, помнит, в основном различает многие музыкальные произведения, прослушанные за год.
II. В достаточно полной мёре освоена азбука шестой ступени детской музыкальной деятельности слушания (восприятия) музыки:
— у ребенка развито целостное восприятие музыкального произведения; он самостоятельно воспринимает настроение, характер музыки, содержание программной музыки, но для осознания смены их ему необходима словесная помощь взрослого;
— достаточно развито дифференцированное восприятие:
при словесной помощи ребенок воспринимает и понимает смену изобразительных особенностей музыки: музыкальных образов, средств музыкальной выразительности;
|
—музыкально-сенсорное восприятие получило дальнейшее развитие; как правило, ребенок самостоятельно различает основные отношения музыкальных звуков, когда необходимо сравнивать или обобщать, но ему иногда необходима словесная помощь;
— ребенок достаточно эмоционально и логично выражает свои музыкальные впечатления в эстетических суждениях, после словесной помощи также и в движениях под музыку или рисунке; моделирует самостоятельно форму, характер и содержание наиболее простых музыкальных произведений.
III. Не в полной мере освоена азбука шестой ступени музыкального творчества:
— ребенок несколько затрудняется в проявлении музыкального воображения; после словесного пояснения взрослого он старается через пластику рук, пластические импровизации передать особенности эмоционально-образного содержания музыки.
Уровень ниже среднего
1. Ребенок недостаточно освоил азбуку шестой ступени детской музыкальной культуры слушания (восприятия) музыки; опыт ценностных ориентаций к родному краю сформирован в достаточной мере:
— имеет недостаточно развитое музыкально-эстетическое сознание, даже после оказания любой помощи слабо проявляет музыкальное воображение, мышление, эмоции и т. д.;
— слабо разбирается в образной основе музыки, с трудом различает музыкальные образы более сложных произведений;
— в первичных жанрах музыки разбирается самостоятельно, в их видах — с помощью взрослого;
— помнит, знает, различает некоторые музыкальные произведения, в основном из прослушанных последними.
|
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку шестой ступени деятельности слушания (восприятия) музыки:
— при целостном восприятии музыки нуждается в словесной помощи взрослого (поэтический текст, возможна зрительная наглядность), в данном случае ребенок более успешен в понимании эмоционально-образного содержания музыки, самостоятельно понимает лишнюю несложные музыкальные произведения с одним музыкальным образом;
— при дифференцированном музыкальном восприятии ребенку в основном необходима помощь взрослого, и даже после ее оказания он часто не слышит смены средств музыкальной выразительности;
— при восприятии слуховых дифференцировок частично сам различает основные отношения музыкальных звуков, иногда требуется помощь взрослого;
— затрудняется в высказываниях о своих музыкальных впечатлениях, даже при помощи взрослого слабо проявляет себя в творческой исполнительской деятельности — в движениях, рисунках.
III. Ребенок не овладел достаточно азбукой шестой ступени музыкального творчества: при оказании любой помощи он не способен к пластическим импровизациям под музыку.
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уровень высокий
I. Освоена в полном объеме азбука шестой ступени певческой культуры, сформирован опыт ценностных ориентаций к миру родного края:
— развито восприятие песен народного, авторского классического и современного репертуара различного содержания и характера;
— развиты музыкально слуховые певческие представления; помнит все песни, прослушанные за год, сравнивает их, находит в них общее и различное, называет композиторов песен;
— сформированы в полной мере основы музыкально-эстетического сознания;
— развито целостно восприятие песен; различает смену характера музыки в различных куплетах или в куплете и запеве, находит в них различие;
— хорошо развито дифференцированно восприятие песни:
различает взаимодействие двух музыкальных образов, помнит значение того или иного музыкального средства для передачи в музыке образа; понимает форму песни;
— развита высокая при восприятии основных отношений музыкальным звуков, правильно и самостоятельно различает все слуховые дифференцировки, предусмотренные азбукой шестой ступени;
— прекрасно развито восприятие азбуки шестой ступени певческих умений: может самостоятельно оценить правильность их выполнения (в отличие от неправильного), понимает особенности пения по ручным знакам (первая — седьмая ступени) и по руке — «нотный стан» (первая — пятая ступени);
— свои переживания, свое отношение к содержанию, характеру песни ребенок охотно, эмоционально передает в эстетических суждениях, в выразительных пластических импровизациях в рисунке; самостоятельно моделирует с помощью карточек эмоционально-образное содержание песни, а также ее форму.
II. Ребенок в полном объеме освоил азбуку шестой ступени детской певческой деятельности:
— освоил достаточно большое количество исполняемых песен различного содержания и характера, в том числе связанных с родным краем, выделяет наиболее любимые;
— любит петь выразительно, с чувством передавая смену характера песни, наиболее яркие интонации, связанные с развитием, взаимодействием музыкальных образов;
— при исполнении песни чувствует и передает средства музыкальной и внемузыкальной выразительности;
— владеет азбукой шестой ступени певческих умений, качественно их выполняет, понимает способы их выполнения;
— умеет оценивать свое пение и пение другого ребенка;
—все знакомые песни поет верно и самостоятельно, может петь сам, с другими детьми, умеет петь без поддержки музыкального инструмента;
— любит петь в группе, в домашней обстановке;
— охотно высказывается об исполняемых песнях; поясняет, почему необходимо петь так, как он поет; высказывает свое отношение к образу песни, может передать его в пластической импровизации или рисунке; с удовольствием моделирует форму песни, а также характер и содержание.
III. Освоена азбука шестой ступени песенного творчества:
— проявляется творческая самореализация в выразительности песенного исполнительства, соответствующей эмоционально-образному содержанию песни;
—развито песенное творчество, ребенок самостоятельно импровизирует окончание мелодии, начатой взрослым;
— ребенок может импровизировать различные песенные интонации, связанные с игровым образом;
— сформированы первоначальные творческие проявления в самостоятельном поиске песенных интонаций.
Уровень средний
1. Освоена в достаточной мере азбука шестой ступени детской певческой культуры:
—развиты музыкально-слуховые певческие представления, ребенок помнит большинство песен, прослушанных за год, знает отдельных композиторов, написавших песни;
—вполне развито музыкально-эстетическое восприятие песен различного направления и эмоционально-образного содержания, а также вполне достаточно сформирован опыт ценностных ориентаций к родному краю;
— в допустимой мере сформированы основы музыкально-эстетического сознания, чаще недостаточно развито музыкальное мышление;
—довольно развито целостное музыкально-эстетическое восприятие, ребенок различает разный характер в куплетах, но лишь со словесной помощью взрослого может объяснить их смену и понимает форму песни;
— развито дифференцированное восприятие песни, ребенок лучше понимает образ в развитии, чем взаимодействие двух образов, и лишь со словесной помощью взрослого может понять их особенности, разбирается в средствах выразительности (музыкальных и внемузыкальных), может соотносить их с художественным музыкальным образом;
— достаточно развито музыкально-сенсорное восприятие, часто ребенок сам справляется с различением слуховых дифференцировок, в наиболее трудных ситуациях взрослый оказывает ему словесную помощь;
— вполне развито восприятие азбуки шестой ступени певческих умений и способов их выполнения: ребенок дает оценку правильности певческих умений у других детей;
— ребенок высказывает свое отношение к прослушанной песне, хотя речь довольно скованная, неэмоциональная, характер и содержание песни оценивает адекватно, может передать свои певческие музыкально-слуховые представления в пластических импровизациях под музыку песни; со словесной помощью взрослого моделирует форму песни, ее характер и содержание.
II. Ребенок в достаточной мере освоил азбуку шестой ступени детской певческой деятельности:
— исполняет достаточно верно многие песни, выученные в течение года; выделяет любимые, среди них песни о родном крае;
— любит петь наиболее привлекательные по характеру и содержанию песни, в эмоциях довольно сдержан, в пении недостаточно верно передает средства музыкальной и внемузыкальной выразительности —- требуется словесная помощь взрослого;
— в достаточной мере владеет азбукой шестой ступени певческих умений, чаще всего испытывает трудности в чистоте интонирования мелодии и передаче ритмических особенностей музыки песни;
— затрудняется самостоятельно исполнять песни без поддержки инструмента;
любит петь вне занятий, но исполняет песни часто неверно;
— выражает свое отношение к исполненной песне при словесной помощи взрослого, суждения его адекватны характеру и содержанию песни, может передать их в рисунке или пластической импровизации; моделирует содержание и характер песни с помощью взрослого.
III. достаточно освоена азбука шестой ступени песенного творчества:
— ребенок творчески самореализуется в выразительности песни, имеющей привлекательный сюжет, яркий характер и т. п.
— в достаточной мере развито песенное творчество, хотя иногда ребенок прибегает к словесной помощи взрослого.
Уровень ниже среднего
1. Освоена в недостаточной мере азбука шестой ступени детской певческой культуры, хотя достаточно сформирован опыт ценностных ориентаций к миру родного края:
— недостаточно развито музыкально-эстетическое восприятие песен различного эмоционально-образного содержания;
— слабо развиты музыкально-слуховые певческие представления; ребенок знает, помнит лишь некоторые песни, чаще всего из прослушанных последними;
— слабо развиты основы музыкально-эстетического сознания, не сформирована достаточная потребность к слушанию песен: даже при оказании любой помощи взрослым он почти не отзывается эмоционально на песню;
— недостаточно развито целостное музыкально-эстетическое восприятие, даже при оказании любой помощи ребенок неуверенно различает смену характера музыки, интонаций;
— дифференцированное восприятие также развито недостаточно, ребенок слабо разбирается в смене средств музыкальной выразительности и при оказании помощи не всегда соотносит их с музыкальным образом;
—при восприятии слуховых дифференцировок ребенок частично сам их различает, иногда требуется помощь взрослого, в некоторых случаях с заданием справляется;
— слабо развито восприятие азбуки шестой ступени певческих умений, иногда даже при оказании помощи взрослого ребенок не понимает способы их выполнения;
— ребенок затрудняется в выражении своего отношения к эмоционально-образному содержанию песни.
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку шестой ступени детской певческой деятельности:
— исполняет правильно некоторые песни, наиболее простые, привлекательные по содержанию и характеру;
— поет довольно выразительно наиболее любимые песни, передавая их характер;
— из средств музыкальной изобразительности правильно исполняет наиболее простые;
— слабо владеет азбукой шестой ступени певческих умений, при оказании помощи качество их несколько улучшается;
— отказывается петь индивидуально;
— в повседневной жизни почти не поет песни;
— с неохотой поддерживает разговор об исполняемых песнях, свои музыкально-слуховые певческие представления лучше передает в пластических импровизациях, рисунке; моделирует форму, характер, содержание только с помощью взрослого.
III. У ребенка почти не развита азбука шестой ступени песенного творчества, хотя иногда в определенных условиях у него могут наблюдаться некоторые творческие проявления в песенных импровизациях.