Уровень высокий
I. Ребенок в полном объеме освоил азбуку седьмой ступени детской музыкальной культуры слушания произведений народной, классической и современной музыки различной тематики и характера, доступных для дошкольников; у него сформирован опыт ценностных ориентаций к национальному музыкальному искусству, прежде всего России:
—имеет прекрасно развитое музыкально-эстетическое сознание;
—имеет сформированные представления об образной природе музыки, имеющей два-три музыкальных образа;
— у ребенка хорошо развиты представления о жанрах музыки, в том числе и театрально-драматическом (опера, балет);
—знает названия, внешний вид, тембр и способы звукоизвлечения почти всех симфонических инструментов и оркестра народных инструментов;
— знает название, самостоятельно различает большинство музыкальных произведений, прослушанных в течение года, и некоторые наиболее любимые из прошлого опыта, может обобщить их по какому-либо признаку или сравнить.
II. Ребенок успешно освоил азбуку седьмой ступени деятельности слушания музыки:
—у него развито целостное восприятие музыкальных произведений, в которых разворачивается взаимодействие и происходит развитие трех музыкальных образов;
— обладает развитым дифференцированным музыкальным восприятием;
— освоил понятия одночастной, двухчастной, трехчастной музыки, различает и сравнивает части музыкальных произведений;
— различает комплекс выразительных музыкальных средств;
— умеет находить общее и различное при исполнении произведения на одном инструменте и в симфоническом оркестре, а также при слушании различных по характеру произведений, имеющих одно название;
|
— различает самостоятельно виды не только песен, но и танцев;
— имеет развитое тонкое музыкально-сенсорное восприятие — как итог его четырехлетнего развития;
— умеет давать оценку прослушанным произведениям, высказывать личное мнение развернуто и доказательно; моделирует легко и быстро форму, характер, содержание прослушанной музыки.
III. Ребенок освоил азбуку седьмой ступени музыкального творчества:
— может в сотрудничестве с другими детьми составлять какую- либо творческую композицию по эмоциональному - образному содержанию прослушанной музыки;
— может самостоятельно придумать танец под музыку.
Уровень средний
I. Ребенок освоил в достаточной мере азбуку седьмой ступени детской музыкальной культуры слушания музыки, у него сформирован опыт ценностных ориентаций к миру Родины — России:
— имеет музыкальные впечатления;
— обладает достаточно развитым музыкально-эстетическим сознанием;
— имеет представления об образной природе музыки, передающей два-три и более художественных музыкальных образов;
— разбирается в жанрах музыки, в том числе и в театрально-драматическом (опера, балет), в некоторых случаях при словесной помощи взрослого;
— знает многие музыкальные инструменты, различает и сравнивает их звучание.
II. Ребенок в достаточной мере освоил азбуку седьмой ступени деятельности слушания музыки:
—имеет довольно развитое целостное восприятие музыкальных произведений трехчастной формы; различает характер частей, их смену, а также взаимодействие образов, хотя в некоторых случаях нуждается в словесной помощи;
|
—обладает достаточно развитым дифференцированным восприятием;
— различает и сравнивает одночастную и трехчастную музыку;
— довольно хорошо слышит изменение средств музыкальной выразительности;
— при слушании произведений, имеющих одно название, но разный характер, легче указывает на различие их;
— различает виды песен и танцев, чаще с помощью взрослого;
— довольно хорошо различает слуховые дифференцировки, хотя иногда необходима словесная помощь взрослого;
— достаточно хорошо рассказывает о прослушанном произведении, но иногда уходит от содержания музыкального произведения и тогда необходима помощь взрослого; моделирует форму, характер содержания не спеша, долго думает над своими действиями,
III. В достаточной мере освоена азбука седьмой ступени детского музыкального творчества:
— при коллективном составлении какой-либо творческой композиции на прослушанную музыку (аппликация, мозаика, рисунок) ребенок, как правило, не проявляет собственной инициативы, а чаще является исполнителем.
Уровень ниже среднего
I. Ребенок недостаточно освоил азбуку седьмой ступени детской музыкальной культуры слушания музыки, опыт ценностных ориентаций к миру Родины вполне достаточно сформирован:
— имеет развитое музыкально-эстетическое сознание, хотя не всегда проявляет интерес к слушанию музыки, не в полной мере развита память, музыкальное мышление и т. д.;
— не всегда успешно разбирается в образной основе музыки;
— лучше различает изобразительные особенности музыки, чем выразительные;
|
— различает, чаще с помощью взрослого, жанры музыки;
— имеет небольшой запас музыкальных впечатлений, в основном помнит произведения, прослушанные последними.
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку седьмой ступени деятельности слушания музыки:
—при целостном восприятии музыки довольно часто нуждается в помощи взрослого; при ее оказании более раскрепощен, разговорчив, причем может высказываться по существу;
— при дифференцированном восприятии музыки различает наиболее контрастные средства музыкальной выразительности, слышит их изменения, но часто затрудняется в понимании трехчастной формы произведения и т. п.;
—самостоятельно различает слуховые дифференцировки, лучше те, которые осваивал в предшествующие годы;
—затрудняется в высказывании своих музыкальных впечатлений; лучше передает их в музыкально-ритмических движениях, рисунке.
III. Ребенок не в полной мере овладел азбукой седьмой ступени музыкального творчества:
— при побуждении к творческим проявлениям при слушании (или после него) слабо проявляет себя в индивидуальном или коллективном творчестве.
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уровень высокий
1. Ребенок в полном объеме освоил азбуку седьмой ступени детской певческой культуры, у него сформирован опыт ценностных ориентаций по отношению к песенному национальному искусству России:
—имеет развитое музыкально - эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара различной тематики и характера;
— имеет богатый опыт музыкально - слуховых певческих представлений; помнит, называет песни, наиболее часто исполняемые для детей; сравнивает их по тематике, характеру;
— у ребенка сформировано музыкально-эстетическое сознание, проявляет эстетический вкус в выборе любимых песен;
— обладает прекрасно развитым целостным музыкально-эстетическим восприятием песен различной тематики — самостоятельно и легко различает разнообразный характер музыки, его смену; отмечает богатство интонаций песни, сравнивает их, обобщает по какому-либо признаку;
— отличается тонким дифференцированным восприятием песен, которое проявляется в умении одновременно воспринимать комплекс средств певческой деятельности (музыкальных и внемузыкальных), отмечать самостоятельно их богатство и разнообразие, их оттенки и полутона; может их сравнивать и обобщать;
—имеет развитый музыкально-сенсорный слух, богатый сенсорный опыт, позволяющий легко и самостоятельно различать многочисленные и разнообразные слуховые дифференцировки;
— обладает прекрасно развитым восприятием азбуки седьмой ступени певческих умений; самостоятельно и быстро ориентируется в правильности, точности и красоте их исполнения;
—самостоятельно и аргументировано передает свои впечатления о прослушанной песне в эмоциональной речи, возможно, в пластических импровизациях или рисунке; моделирует любую песню свободно и легко, точно передавая форму, характер, содержание.
II. Ребенок в полном объеме освоил азбуку седьмой ступени детской певческой деятельности:
— самостоятельно и качественно исполняет достаточно большой объем песен разнообразной тематики и характера, прежде всего связанных с миром Родины; выделяет наиболее любимые;
—выразительно, творчески передает в песнях яркость или приглушенность характера, его смену, отмечая тона и полутона отдельных интонаций, необходимых для передачи взаимодействия различных образов;
— понимает значимость разнообразных изобразительных средств и использует их в пенни, придает большое значение использованию средств внемузыкальной выразительности;
— самостоятельно использует в своей певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт; при разучивании песни узнает некоторые звуковысотные или ритмические интонации, подобные интонациям знакомых музыкально-слуховых дифференцировок;
—владеет азбукой седьмой ступени певческих умений; понимает способы их выполнения, выполняет их точно, правильно;
— любит петь песни в любых жизненных ситуациях — игровых, трудовых, в свободное время;
—разученные песни исполняет самостоятельно;
— дает правильную оценку своему исполнению, а также пению другого ребенка;
—с удовольствием рассуждает об исполняемой им песне, отмечает привлекательность музыки и текста песни; свои музыкальные впечатления с удовольствием и творчески передает в пластической импровизации, рисунке; легко моделирует все особенности песни самостоятельно.
III. Ребенок освоил азбуку седьмой ступени музыкального творчества:
—довольно качественно импровизирует в выразительности пения;
—легко и самостоятельно импровизирует мелодии на заданный поэтический текст;
— любит импровизировать в игровых ситуациях или в определенные моменты повседневной жизни;
— легко импровизирует мелодии в ритме польки, вальса и марша.
Уровень средний
I. Освоена в достаточной мере азбука седьмой ступени детской певческой культуры, сформирован опыт ценностных ориентаций к певческому национальному искусству России:
— вполне развито музыкально-эстетическое восприятие песен различной тематики и характера относительно сложного музыкального содержания;
— имеются музыкально-слуховые певческие представления, ребенок помнит многие песни, наиболее часто исполняемые;
— сформировано музыкально-эстетическое сознание;
— имеющийся уровень целостного музыкально-эстетического восприятия позволяет ребенку воспринимать смену характера музыки в куплетах, отмечать их схожесть и различие, но в некоторых случаях требуется словесная помощь взрослого;
— вполне развито дифференцированное восприятие: ребенок в основном самостоятельно разбирается в средствах выразительности, изобразительности песни — музыкальных и внемузыкальных, слышит их смену;
— достаточно развит музыкально-сенсорный слух; ребенок в основном самостоятельно определяет слуховые дифференцировки, освоенные за все предшествующие годы;
— развито восприятие азбуки седьмой ступени певческих умений: в основном самостоятельно оценивает певческие умения, может с частичной помощью взрослого пояснить способы их выполнения;
— ребенок высказывает свое отношение к прослушанной песне, хотя это мнение не всегда соответствует характеру и содержанию ее; может передавать свои музыкальные впечатления в пластических движениях, рисунке; моделирует форму, содержание, характер песни с небольшой словесной помощью взрослого.
II. Ребенок вполне достаточно освоил азбуку седьмой ступени детской певческой деятельности:
— исполняет довольно правильно многие песни, выученные в течение года, выделяет наиболее любимые из них;
— достаточно развито музыкально-эстетическое сознание; как правило, развит эстетический вкус;
— выразительно и самостоятельно исполняет наиболее яркие, доступные по содержанию и характеру песни; при исполнении более сложных песен ребенку требуется дополнительная словесная помощь взрослого;
— при разучивании песни воспринимает и понимает средства выразительности, но осваивает их иногда с помощью взрослого, затем правильно их исполняет;
— владеет вполне достаточно азбукой седьмой ступени певческих умений, хотя часто ему перед исполнением необходимо дать словесную установку, т. е. пояснить способы выполнения;
— выученные песни самостоятельно исполняет с поддержкой музыкального инструмента, без сопровождения поет песни, предназначенные в основном для повседневной жизни, т. е. менее сложные;
— любит петь в свободное время, хотя иногда интонирует не совсем верно;
— высказывает достаточно эмоционально свои впечатления об исполненной песне, вступает в диалог с другими; с большим удовольствием передает свои впечатления в рисунке или пластической импровизации.
III. Ребенок вполне достаточно освоил азбуку седьмой ступени песенного творчества:
— творчески самореализуется в выразительности исполнения песни, имеющей привлекательный яркий сюжет и характер;
— импровизирует на заданный поэтический текст лучше в игровой ситуации;
— любит импровизировать, напевать в соответствующих ситуациях в детском саду или домашней обстановке.
Уровень ниже среднего
I. В недостаточной мере освоена азбука седьмой ступени детской певческой культуры, однако сформирован опыт ценностных ориентаций к миру Родины:
— не вполне достаточно развито музыкально-эстетическое восприятие песен различного эмоционально-образного содержания;
ребенок имеет музыкально-слуховые певческие представления; знает, помнит лишь некоторые песни, чаще всего прослушанные в последнее время;
— слабо развиты основы музыкально-эстетического сознания, не сформированы достаточно основы музыкально-эстетического вкуса;
— недостаточно развито целостное музыкально-эстетическое восприятие; в целом ребенок понимает характер музыки песни, но даже при оказании помощи не может различить смену характера в отдельных фразах, частях куплета и т. п.;
— дифференцированное восприятие также развито не вполне достаточно, ребенок не всегда соотносит изменение средств музыкальной изобразительности с изменением музыкальных образов;
— при восприятии слуховых дифференцировок ребенок в основном различает их, но иногда со словесной помощью взрослого;
— не в полной мере развито восприятие и понимание азбуки седьмой ступени певческих умений, даже после оказания любой помощи ребенок не всегда понимает отдельные нюансы способов их выполнения;
— ребенок часто затрудняется в выражении своего отношения к эмоционально-образному содержанию песни; лучше это получается у него в пластической импровизации или рисунке; моделирует форму, характер, содержание песни только с помощью взрослого.
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку седьмой ступени детской певческой деятельности:
— знает небольшое количество исполняемых песен; любит исполнять самостоятельно песни яркие и привлекательные по содержанию, характеру, несложные по форме;
— пение ребенка не отличается особой выразительностью; из средств музыкальной изобразительности правильно исполняет наиболее простые; внемузыкальная выразительность также почти отсутствует
— слабо владеет азбукой седьмой ступени певческих умений: недостаточно развито звукообразование, не развито в должной мере певческое дыхание и т. п.
—самостоятельно поет очень редко, с другими детьми поет чаще, любит петь под сопровождение музыкального инструмента;
— в основном неохотно высказывается об исполняемой песне; свои музыкально-слуховые певческие представления лучше передает в пластических импровизациях, рисунке; моделирует форму, характер, содержание песни чаще с помощью взрослого
III. Ребенок слабо освоил азбуку седьмой ступени детского певческого творчества:
— в игровой ситуации импровизирует мелодии на заданный поэтический текст
— любит петь, импровизируя мелодии различных знакомых песен.