Уровень высокий
I. Ребенок полностью освоил азбуку седьмой ступени детской музыкальной культуры слушания музыки в исполнении оркестра (ансамбля) детских музыкальных инструментов:
— знает, помнит, называет почти все знакомые музыкальные пьесы и композиторов, их написавших;
— имеет развитое музыкально-эстетическое сознание;
— в процессе целостного восприятия музыки прекрасно чувствует характер трехчастной музыки, эмоционально реагирует на его изменение; сравнивает с характером другой пьесы, находит в них общее и различное по какому-либо признаку;
— хороший уровень развития дифференцированного восприятия музыки позволяет ребенку различать такие формы музыкальных пьес, как одночастная, двухчастная, трехчастная; воспринимать тонко комплекс средств музыкальной выразительности; уметь находить общее и различное при исполнении музыкального произведения на разных инструментах;
— имеет прекрасно развитый музыкальный слух;
— воспринимает и понимает азбуку седьмой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах, прежде всего способов звукоизвлечения;
— самостоятельно и свободно высказывается о своих музыкальных впечатлениях; может их легко и эмоционально передать в пластических импровизациях, возможно, в рисунке; быстро и самостоятельно справляется с моделированием двух-, трехчастной формы музыкальных произведений, их характера, содержания.
II. Ребенок освоил в полном объеме азбуку седьмой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах:
— свободно исполняет на металлофоне и еще на каком-либо инструменте, имеющем звукоряд, музыкальные произведения; знает, помнит данные пьесы, называет композиторов, написавших их;
— уверенно освоил азбуку седьмой ступени способов игры на двух музыкальных инструментах; играет на них легко; знает расположение низких и высоких звуков, движение мелодии, а также владеет элементами нотной грамоты;
— уверенно играет на инструментах в оркестре, соблюдая ансамбль (ритмический, темповый, динамический);
— абсолютно точно передает характер музыки, изменения музыкальных образов, а также все необходимые средства музыкальной выразительности;
— разбирается в партитуре произведения (иногда с небольшой словесной помощью взрослого);
— самостоятельно высказывает свое отношение к исполняемой музыке; охотно обсуждает нюансы музыкального произведения; может успешно передать особенности музыкального звучания в пластических импровизациях, рисунке; моделирует самостоятельно и с удовольствием форму, характер и содержание музыки.
III. Ребенок прекрасно владеет азбукой седьмой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах:
— может подбирать на слух несложные мелодии;
— может сочинять свои мелодии, передавая в них определенный характер;
— может импровизировать вместе с другими детьми в небольшом ансамбле;
— способен к импровизации мелодии на заданный поэтический текст.
Уровень средний
I. Вполне достаточно освоена азбука седьмой ступени детской музыкальной культуры слушания музыки в исполнении на детских музыкальных инструментах:
— сформирован определенный запас музыкальных впечатлений на основе произведений, прослушанных в течение года; ребенок помнит многие из тех, которые наиболее часто звучали в течение года, знает их названия, называет композиторов некоторых из этих музыкальных пьес;
— в достаточной мере развито музыкально-эстетическое сознание;
— в процессе целостного восприятия музыки ребенок различает смену характера музыки в трехчастном произведении, достаточно эмоционально реагирует на изменение частей; может их сравнивать и находить общее и различное по какому-либо признаку;
— дифференцированное восприятие достаточно развито, чтобы слышать и различать разнообразные средства музыкальной выразительности, сравнивать их, находить общее и различное по какому- либо признаку;
— развито музыкально-сенсорное восприятие; ребенок в основном различает большинство слуховых дифференцировок;
— освоена азбука седьмой ступени восприятия игры на детских музыкальных инструментах и способы звукоизвлечения на отдельных детских музыкальных инструментах;
— ребенок выражает свои музыкальные впечатления в эстетических суждениях, пластических импровизациях, рисунке; моделирует форму, характер, содержание, чаще со словесной помощью взрослого.
II. Ребенок достаточно освоил азбуку седьмой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах:
— освоенные музыкальные произведения уверенно исполняет на металлофоне (возможно, еще на ударном инструменте);
— освоил способы игры на двух инструментах, вполне достаточно владеет элементами нотной грамоты;
— при игре в оркестре соблюдает ансамбль;
— старается передавать характер произведения и его изменения в трехчастной форме, отображает в игре яркие средства музыкальной выразительности;
— выражает свои впечатления о сыгранной пьесе охотно, однако высказывания не всегда соответствуют характеру и содержанию пьесы; свои музыкальные впечатления передает в пластических импровизациях, возможно, в рисунке; моделирует форму, характер, содержание пьесы, чаще с помощью взрослого.
III. Ребенок в недостаточной мере владеет азбукой седьмой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах:
—охотно импровизирует на заданный поэтический текст и достигает какого-либо результата;
— может импровизировать польку, вальс, марш;
— пробует подбирать на слух, но не достигает результата.
Уровень ниже среднего
I. Ребенок в недостаточной степени освоил азбуку седьмой ступени слушания музыки в исполнении на детских музыкальных инструментах:
—помнит некоторые произведения (два-три), прослушанные в течение года;
— имеет не в полной мере сформированное музыкально-эстетическое сознание;
— обладает недостаточно развитым целостным восприятием — не воспринимает богатство характеров, настроения двух-, трехчастного произведения; при словесной помощи взрослого вслушивается более детально;
— недостаточно развитое дифференцированное восприятие усложняет работу ребенка над партитурой, когда ему необходима опора на ритмические или звуковысотные представления;
— обладать вполне развитым музыкально-сенсорным слухом ребенку мешает неуверенность в своих возможностях;
— освоил азбуку седьмой ступени восприятия способов игры на детских музыкальных инструментах, прежде всего способов звукоизвлечения на них;
— в основном не любит высказываться о прослушанной музыке, с неохотой передает свои музыкальные впечатления об эмоционально-образном содержании произведений в пластических импровизациях или рисунке.
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку седьмой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах:
— играет несколько музыкальных произведений, выученных в течение года (два-три);
— освоил способы игры на двух инструментах (металлофоне и ударном инструменте);
— в оркестре более уверенно и свободно играет на ударных, с удовольствием передает на них довольно сложные ритмические рисунки, на металлофоне играет в ансамбле;
— для ребенка более затруднительно передавать мелодическую линию произведения, чем ритмические его особенности; слабо владеет элементами нотной грамоты;
— при игре в оркестре или ансамбле передает характер и понятные ему средства музыкальной выразительности;
— как правило, не проявляет особого желания высказать свои впечатления о сыгранной им музыке; также с небольшим желанием передает их в пластических импровизациях, возможно, в рисунке.
III. Ребенок в полной мере владеет азбукой седьмой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах:
— пытается импровизировать на заданный поэтический текст;
— хорошо импровизирует плясовую, колыбельную.