Уровень высокий
1. Ребенок полностью освоил азбуку четвертой ступени музыкальной культуры слушания музыки в исполнении детских музыкальных инструментов, доступной для дошкольников:
— проявляет устойчивый интерес к музыкальным произведениям, исполненным на детских музыкальных инструментах;
— помнит, узнает, называет почти все ранее прослушанные произведения;
— внимательно, сосредоточенно прослушивает музыку до конца; с интересом вслушивается в музыку, в звучание инструмента, различает характер музыки (веселый, грустный);
— воспринимает и различает конкретный художественный музыкальный образ;
— воспринимает, понимает средства музыкальной выразительности: темп (медленный быстрый), динамические оттенки (тихо, громко);
— у ребенка хорошо развито восприятие азбуки четвертой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах: воспринимает, понимает правильное звукоизвлечение на бубне, барабане, треугольнике, колокольчике дудочке, металлофоне; называет данные инструменты;
— сопереживает и эмоционально отзывается на музыку, исполненную на детских музыкальных инструментах;
— охотно высказывается о характере, содержании музыки, особенностях звучания инструментов; может выразить свое отношение к эмоционально-образному содержанию музыки в творческой исполнительской деятельности — в движениях или рисунке.
II. Ребенок освоил в полном объеме азбуку четвертой ступени игры на детских музыкальных инструментах:
— проявляет ярко выраженный интерес к овладению игрой на бубне, барабане, колокольчике, ложках, дудочке, металлофоне;
самостоятельно эмоционально передает характер музыки (веселый, грустный);
— самостоятельно пытается передать в игре на детском музыкальном инструменте свое отношение к музыкальному образу;
— может элементарно ориентироваться в своем исполнении на средства музыкальной выразительности: темп (медленный, быстрый), высоту регистра (низкий, высокий), равномерную метрическую пульсацию, динамические оттенки (тихо, громко);
— освоил азбуку четвертой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах: способы звукоизвлечения, самостоятельно и правильно может играть на бубне, барабане, треугольнике, колокольчике, деревянных ложках, а также на ритмично звучащих игрушках-самоделках;
— слаженно может играть в небольших ансамблях;
— самостоятельно охотно высказывает свои музыкальные впечатления о своей игре на музыкальных инструментах и игрушках и отображает их (по возможности) в творческой исполнительской деятельности — в движении или рисунке.
III. Ребенок овладел азбукой четвертой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах: активно проявляет себя в музыкально-творческих импровизациях.
Уровень средний
1. Ребенок достаточно освоил азбуку четвертой ступени музыкальной культуры слушания произведений в исполнении на детских музыкальных инструментах и игрушках, доступных дошкольникам:
у него отмечается неустойчивый интерес к музыкальным произведениям, исполненным на детских музыкальных инструментах;
— помнит, узнает наиболее яркие и простые произведения;
— начинает слушать сосредоточенно, но затем отвлекается, может не дослушать произведение до конца;
— при оказании словесной помощи поверхностно воспринимает характер музыки (веселый, грустный);
— воспринимает конкретный музыкальный образ в общих чертах;
— поверхностно воспринимает, понимает средства музыкальной выразительности: темп (медленный, быстрый), динамические оттенки (тихо, громко);
— у ребенка достаточно развито восприятие азбуки четвертой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах: в общих чертах воспринимает способы звукоизвлечения на бубне, барабане, треугольнике, колокольчике, дудочке, металлофоне; называет данные инструменты;
— для ребенка характерна слабая эмоциональная отзывчивость на музыку в исполнении детских музыкальных инструментов;
— испытывает некоторые трудности при высказывании о характере содержания музыки, об особенностях звучания инструментов, может передать свое отношение к характеру и содержанию музыки в творческой исполнительской деятельности — в движениях или рисунке.
II. Ребенок достаточно освоил азбуку четвертой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах:
— проявляет интерес к овладению игрой на бубне, барабане, колокольчике, ложках, дудочке, металлофоне;
— выразительно, но не всегда адекватно передает характер музыки (веселый, грустный);
— старается передать свое отношение к музыкальному образу;
— чаще успешно использует средства музыкальной выразительности: темп (медленный, быстрый), высоту регистра (низкий, высокий), равномерную метрическую пульсацию, динамические оттенки (тихо, громко);
— в основном освоил азбуку четвертой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах: в основном правильно играет на бубне, барабане, треугольнике, колокольчике, деревянных ложках, а также на ритмично звучащих игрушках-самоделках;
— не всегда слаженно играет даже в небольших группах;
— в общих чертах высказывается о своей игре на музыкальных инструментах и игрушках либо отображает в творческой исполнительской деятельности — в движениях или рисунке.
III. Ребенок в достаточной мере владеет азбукой четвертой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах: иногда очень осторожно импровизирует на музыкальных инструментах.
Уровень ниже среднего
1. Ребенок недостаточно освоил азбуку четвертой ступени музыкальной культуры слушания музыки в исполнении на детских музыкальных инструментах, доступной для дошкольников:
— в основном не проявляет интерес к музыкальным произведениям, исполненным на детских музыкальных инструментах;
— даже при оказании помощи не всегда называет музыкальное произведение;
— во время слушания музыки не может сосредоточиться, отвлекается;
— при оказании любой помощи в основном не воспринимает характер и содержание музыки, не обращает внимания на звучание инструментов;
— чаще всего не понимает художественный образ музыкального произведения;
— с трудом воспринимает средства музыкальной выразительности: темп (медленный, быстрый), динамические оттенки (тихо, громко);
— при восприятии азбуки четвертой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах, как правило, не разбирается в способах звукоизвлечения на отдельных инструментах;
— не всегда эмоционально отзывается на прослушанное музыкальное произведение;
— иногда может выразить свои впечатления о музыке в слонах, движениях или рисунке.
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку четвертой ступени игры на детских музыкальных инструментах:
— чаще не проявляет интереса к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках;
—в основном передает веселый характер музыки;
— затрудняется передать свое отношение к музыкальному образу;
— не всегда использует в игре средства музыкальной выразительности;
— недостаточно освоил азбуку четвертой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах, недостаточно правильно играет на детских музыкальных инструментах;
не может выразить впечатления об игре на музыкальных инструментах и игрушках либо отобразить их в творческой исполнительской деятельности — в движениях или рисунке.
III. Ребенок слабо владеет азбукой четвертой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах, иногда способен к музыкально-творческим проявлениям.
Пятая ступень