Музыкального образования




ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Общее развитие

Процесс музыкального развития и воспитания детей второго года жизни строится также с учетом особенностей их нервно-психического развития.

В процессе общения с взрослыми и действий с предметами продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка. На втором году малыш начинает много двигаться, руки, как правило, заняты игрушкой. Ходьба до 1 года 3—4 месяцев еще очень несовершенна, но к двум годам она становится более координированной. Дети этого возраста быстро устают от однообразных движений, не могут долго сохранять одну и ту же позу. Свои движения они уже способны подчинять внешним сигналам: слуховым и зрительным.

На втором году продолжается дальнейшее умственное развитие малыша. Он начинает различать и сравнивать предметы, устанавливать сходство по их признакам, выделяя наиболее яркие из них, но воспринимая их поверхностно.

Характер восприятия значительно изменяется под влиянием речи взрослого. Слово помогает обобщить однородные предметы не по признаку, а по значению предмета. Продолжается развитие способности сосредоточения. Малыш может в течение 6—8 минут рассматривать или следить за чем-либо

Интенсивно развивается память. Ребенок начинает не только узнавать ранее виденное, но и вспоминать о предметах и явлениях, отсутствующих в данный момент, но которые являлись сильным раздражителем ранее.

В развитии речи можно выделить два этапа: первый — до полутора лет, второй — до двух. От одного года до полутора лет происходит быстрое развитие понимания речи, ребенок начинает улавливать большое количество названий предметов и действий, которые ему неоднократно показывались и назывались. Развивается способность подражать слышимым звукам и словам. Малыш подражает даже вновь услышанным простым звукосочетаниям. За полгода он осваивает 30—40 слов.

Во втором полугодии запас слов значительно расширяется, к двум годам малыш употребляет около 300 слов.

Изменяется самостоятельная деятельность. Если в первом полугодии большое место занимали действия с предметами, то во втором полугодии действия имеют целенаправленный характер. Действия с предметами в начале второго года являются лишь подражанием тому, что много раз показывал взрослый. Воспроизведение того, что ребенок видел, является началом отобразительной игры. Он отражает в игре только то, что многократно наблюдал, и то, что являлось ярким впечатлением.

Если в первом полугодии дети играли тем, что попадало под руку, и действия их были кратковременными, но многократно повторяющимися, то во втором полугодии игра становится более устойчивой и может даже возникать по словесным предложениям взрослого.

К концу второго года дети в игре начинают проявлять интерес друг к другу. Часто они вступают в игровое эмоциональное общение, ходят и бегают друг за другом и громко смеются. Но они еще не могут словами объясняться и согласовывать свои действия, поэтому между ними часто бывают недоразумения.

 

Музыкальное развитие

В данный возрастной период продолжается развитие основ музыкальных способностей ребенка. Особенно интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего при слушании музыки, а также в элементарной детской исполнительской деятельности.

Развивается сенсорная основа музыкальности: дети начинают реагировать на выразительные отношения музыкальных звуков, различных по тембру, динамике, высоте.

Происходит развитие основ музыкального мышления и памяти, К концу второго года ребенок имеет запас музыкальных впечатлений, связанных с окружающим миром. Он узнает знакомые произведения, выделяет отдельные части в музыке, слышит выразительные интонации и т. п.

Музыкальные способности ребенка развиваются успешно при восприятии им музыки как вокальной, так и инструментальной, Дети проявляют искренний интерес к музыке, способны самостоятельно находить источник звука, садиться рядом с ним и с удовольствием слушать музыку, хотя длительность непрерывного восприятия остается небольшой. В этом возрасте малыши в течение 3—4 минут могут слушать несколько песен (или пьес), но между ними детям необходимо менять деятельность, например можно выполнять музыкально-ритмические действия, содержательно связанные с музыкальным образом песни (после слушания песни о зайчике попрыгать как зайчик и т. п.). В музыке дети чувствуют настроение, общий характер, отдельные интонации, эмоционально откликаются на нее.

На втором году вследствие интенсивного физического и психического развития развивается музыкальная активность малышей в процессе приобщения их к элементарным основам детской исполнительской деятельности. Ребенок все больше проявляет себя в певческой деятельности: развивается подражательность в пении, не только отмечаются импульсивные вокализации в ответ на пение взрослых, но и наблюдается подпевание им в виде отдельных слогов («да-да-да»), слов («дом», «Катя»), звукоподражания («мяу-мяу», «гав-гав»).

В движениях под музыку дети также становятся все более активны, поскольку в этом возрасте уже развита подражательность. Появляются новые движения, перенятые у взрослых; определяются любимые, которыми они откликаются на знакомую плясовую. У одних детей это могут быть пружинки, у других — притопы ногой, у третьих — покачивание на ногах и т. п. Малыши становятся настолько активны, что показывают взрослому, как надо плясать под знакомую им музыку. Любят пляски под песни, в музыке которых ярко выражен контраст между частями музыки (например, пляска «Ай-да»), кроме того, к концу года дети выполняют элементарные движения с атрибутами (листочком, платочком и т. п.). Во второй половине года пляшут по одному, в паре со взрослым или сверстником.

В сюжетных играх под музыку также активизируется деятельность детей, особенно нравятся им игры, в которых роль игрового образа выполняет игрушка, управляемая первоначально взрослым, а затем ребенком. Особенно нравятся малышам игры, в которых они убегают от игрушки, догоняют ее; любят искать кого-либо, будить; передают в играх несложные образы: летают как птички, прыгают как зайчики.

В деятельности детей появляются первичные музыкально-творческие проявления. Так, после исполнения взрослым песни «Кукла Катя» на вторую часть песни ребенок сам выполняет с игрушкой соответствующие музыке движения: кукла пляшет, если звучит плясовая, или кукла спит, если он слышит колыбельную.

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

• Развивать эстетическое восприятие музыки:

— вызывать у ребенка восхищение и удовольствие от музыки, формировать устойчивый интерес к ней;

— знакомить с окружающим миром в процессе пения:

разными знакомыми людьми (взрослые и сверстники);

домашними животными и птицами (корова, лошадь, петух, курица, цыпленок и т. п.);

игрушками (аналогичные домашним животным и птицам);

музыкальными инструментами (гармошка и др.);

— развивать основы музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ);

— развивать слуховую сосредоточенность, побуждая вслушиваться и различать выразительные отношения музыкальных звуков, контрастных по тембру, динамике, высоте;

— развивать музыкальную память, побуждая запоминать небольшое количество музыкальных инструментальных произведений, песен, танцев и пр.

• Развивать активность детей в музыкальной деятельности:

— в слушании музыки: побуждать показывать свое эмоциональное отношение к музыкальному образу и характеру музыки, используя эмоциональные возгласы, мимику, жесты, реагировать на содержание музыки соответствующими движениями;

— в пении: побуждать к элементарным проявлениям певческой деятельности (подпеванию отдельных слогов — «да-да», «ля-ля», повторяющихся звукоподражаний — «гав-гав», «мяу-мяу», простых повторяющихся слов — «Маша», «дом» и т. п.);

— в танцевальной деятельности: побуждать к выполнению простых танцевальных движений в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу); побуждать к пляске по одному, в паре со взрослым или сверстником;

— в игровой деятельности: побуждать выполнять простые игровые действия (искать мишку, убегать от матрешки, летать как птички и т. п.).

• Побуждать детей к элементарным музыкально-творческим проявлениям.

 

Репертуар

Слушание

Мир ребенка:

«Песенка друзей». Н. Бордюг.

«Баю, баюшки, баю». А. Филиппенко.

«Кто у нас хороший». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

«Дети и цыплята», Т. Шубенко.

«Умывальная песенка». М. Раухвергер.

«Варись, варись, кашка». Е. Тиличеева.

«Доброе утро». Н. Бордюг.

«Баю-баю». М. Красев.

«Как у наших у ворот». Русская народная мелодия.

 

Мир природы:

Осень

«Осеняя песенка». Ан. Александров.

«Дождик». Русская народная мелодия в обр. Вл. Фере.

 

Зима

«Пришла зима». М. Раухвергер.

«Санки». М. Красев.

«Песенка о елке». Н. Граник.

Весна

«Зима проходит». Русская народная мелодия в обр. П. Чайковского.

«Дождь идет». И. Арсеев.

 

Животные и птицы:

«Прилетела птичка». Е. Тиличеева.

«Собачка». И. Арсеев.

«Собачка». М. Раухвергер.

«Кошка». М. Раухвергер.

«Про мишку». А. Филиппенко.

«Кукушка». В. Шубинская.

 

Мир игрушек:

«Куколка Маша». С. Невельштейн.

 

 

Подпевание песен

Мир ребенка:

«Помощники». Н. Бордюг.

«В гости». Н. Бордюг.

«Все запели песенку». А. Филиппенко.

«Как на елке у ребят». В. Петрова.

 

Животные и птицы:

«Гав». Украинская народная мелодия «0й, лонвув обруч...».

«Мяу». Русская народная мелодия «Я на горку шла…»

«Кошечка». Н. Бордюг.

«Песенка о зверятах». А. Филиппенко.

«Птичка». М. Раухвергер.

«Петушки». В. Герчик.

 

Мир игрушек:

«Кукла Катя». Н. Бордюг.

«Игра с мишкой». Н. Бордюг.

«Дом». Н. Бордюг.

 

Игры под пение

«Игра с погремушкой». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с колокольчиком». Музыка А. Филиппенко.

«Жмурки с бубном». Русская народная мелодия.

«Перекати мяч». Музыка А. Филиппенко

«Птичка маленькая». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с зайчиком». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с мишкой». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с мишкой возле елки». Музыка А. Филиппенко.

«Идет мишка». Украинская народная мелодия.

«Козлятки». Украинская народная мелодия «Дробушечки».

«Птичка». Музыка Г. Фрида.

«Догони зайчика». Музыка Е. Тиличеевой.

«Зайка, мой серый». Музыка А. Филиппенко.

«Возьмем мишку на прогулку». Музыка А. Филиппенко.

«Мишка пришел с прогулки». Музыка А. Филиппенко.

«Купание Наташи». Автор И. Плакида.

«Прятки». Украинская народная мелодия.

«Подсказки». Русская народная мелодия «Как у наших у ворот».

«Шлеп». Украинская народная мелодия.

«Карусель». Музыка Е. Тиличеевой.

«Колечки». Русская народная мелодия.

«0й, что за народ». Украинская народная мелодия «0й, лопнув обруч...».

«Помирились». Музыка А. Филиппенко.

«Игра в прятки». Музыка А. Филиппенко.

«Прогулка и дождь». Музыка М. Раухвергера.

«Догонялки». Русская народная мелодия «Из-под дуба...». Автор И. Плакида.

«Прятки». Русская народная мелодия «Лен». Автор Т. Бабаджан.

«Игра в догонялки». Автор И. Кругляк.

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

Года

К полутора годам у малыша:

• достаточно развито восприятие музыки, при слове «музыка» он подбегает к взрослому, садится и ждет, может слушать музыку около 20 секунд, после смены видов деятельности готов снова внимательно ее слушать;

• развита эмоциональная отзывчивость на музыку контрастного характера, динамики, тембра, на выразительные интонации в пении взрослого (грустная, радостная и т. п.);

• проявляется музыкальная активность:

— в слушании-восприятии музыки: отдельными проявлениями показывает свое отношение к музыке;

— в пении: подражает отдельным интонациям взрослого в пении, подпевает отдельные стогн: «ай», «ух», «ля-ля» и т. п.;

— в движениях под музыку: начинает плясать, услышав веселую плясовую музыку, появляются любимые плясовые движения, исполняемые под текст пляски: топание ногой, ножками, покачивание на ногах, кружение и т. п.; движение выполняет по показу или совместно со взрослым, иногда самостоятельно; движения начинают регулироваться слуховыми впечатлениями (речь взрослого, музыка);

— игровые действия становятся более разнообразными: ищет, бегает, прыгает, прячется и т. п.

 

Года

К двум годам у ребенка:

• достаточно развито музыкальное восприятие, имеется устойчивый интерес к музыке и некоторая культура слушания ее (может слушать около 20 секунд);

• знает небольшое количество музыкальных произведений, выделяет любимые, очень доволен, если взрослый исполняет песню (музыку) по его желанию;

• заинтересованно слушает пение взрослого, а также мелодию этой песни, сыгранной на детском музыкальном инструменте;

• эмоционально откликается на различный характер музыки и отдельные певческие интонации (радостный, грустный, вопроса, ответа), а также на различные игровые сценки под музыку;

• различает наиболее яркие, выразительные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте (лай маленькой и большой собаки), по тембру (колокольчик и барабан);

• развита музыкальная активность:

— включается в пение песен с повторяющимися простыми по звуковому составу словами («заинька-зайка») или с куплетами слогового нения («баю-бай»);

— с удовольствием включается в пляски (особенно под пение взрослого и по показу), может самостоятельно выполнять простые танцевальные движения: «фонарики», хлопки в ладоши, по коленям, прыжки, притопы ногами, покачивание с ноги на ногу, легкие пружинки; движения могут выполняться по кругу, в паре; приглашают друг друга плясать, пытаются сами сделать круг, с помощью взрослого сужают и расширяют круг;

— легко вовлекаются в игровые ситуации, испытывают при этом большое удовольствие, понимают многие игровые действия (пожалеть кошечку, покормить птичку), меняют игровые действия под двухчастную музыку контрастного характера (первая часть

спят, вторая часть — пляшут, догоняют и т. п.), эмоционально реагируют на понятные игровые ситуации, проявляют потребность в звучании музыки во время игр;

• появляются элементарные творческие проявления (подбирает сам движения с игрушкой под музыку разного характера и т. п.).

 

 

Азбука третьей ступени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: