Какая модель педагогического процесса необходима для реализации программы?




Общеизвестно, что успешное освоение детьми содержания программы во многом зависит не только от ее качества, но также и от профессионализма педагогов и управленцев, продумывающих эффективность музыкально-педагогического процесса ДОУ.

Наиболее продуктивной настоящее время является личностно-ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка.

Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным формам организации музыкальной деятельности детей. Так, например, для того чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию, в группе часто возникают занимательные для детей игровые ситуации (принесли письмо, влетел листочек с дерева и т. п.), в процессе разрешения которых формируется мотивация к предстоящему занятию. Заинтересованные в разрешении своих «проблем» дети приходят в зал, и музыкальный руководитель, удовлетворяя их интересы, непринужденно вступает с ними в диалог и начинает музыкальное занятие. Далее на протяжении всего занятия взрослые (музыкальный руководитель и воспитатель) также постоянно в своей музыкально-педагогической деятельности, поддерживают интерес детей к занятию.

Педагогам это легко удается осуществить на таком занятии, как сюжетное в течение которого ход игрового действия разворачиваются на основе сквозной сюжетной линии (например, прогулка в лес и т. п.), объединяющей логично различные виды детской деятельности. Такие занятия по содержанию являются музыкальными, а по форме организации — игровыми.

Игровые занятия стали наиболее любимыми для малышей 2—3 лет, и ведущей линией в таких занятиях проходит музыкальное воспитание и развитие. Они нравятся также и детям младшего дошкольного возраста, но теперь в канву занятий постоянно вплетаются (чаще всего дети и не осознают этого) обучающие системные задачи, направленные на овладение детьми различными видами музыкальной деятельности.

К разновидности сюжетных занятий более старших детей логично относятся доминантные занятия «Музыкальная гостиная» («Музыкальная филармония»), на которых решаются задачи раздела «Слушание музыки». У детей в нестандартной для них обстановке в процессе слушания музыкальных произведений системно формируется музыкально-эстетическое сознание.

С целью формирования у детей целостного впечатления о раз-

личных направлениях музыкального искусства — народном, классическом

и современном — в практику ДОУ вводятся новые виды занятий музыкой: фольклорные (с четвертой ступени), занятия современной музыкой (с пятой ступени), занятия классической музыкой (с шестой ступени). Репертуар, освоенный на данных музыкальны занятиях, затем используется на фольклорных праздниках, утренниках с элементами дискотеки, а также на детских балах.

На различных музыкальных занятиях, непременно интересных для детей, происходит системное освоение ими видов музыкальной деятельности, в процессе которых дети овладевают умениями, совершенствуют имеющиеся навыки, что положительно влияет на развитие их музыкальных способностей,

В процессе субъектного взаимодействия взрослые постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей детей. Педагогу важно также выполнять золотое правило при проведении занятий музыкой: необходимо не только дать детям новое содержание (из мира людей, природы, рукотворного мира), но и формировать у них опыт ценностных ориентаций (например, разучивая песню о кошке, вызвать восхищение девочкой, которая ухаживает за своей кошкой, или, исполняя песню о березке, побудить к заботе о ней). Все это проходит через чувства, эмоции детей и успешно развивает нравственную сферу ребенка.

Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на положительном эмоциональном фоне и дети не «учили музыку», а увлеченно занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это необходимо для успешного развития личности каждого ребенка.

Кроме того, для реализации программы необходимы также некоторые другие изменения в традиционном музыкально-педагогическом процессе ДОУ, прежде всего в организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни. Непременным условием для ее успешности является музыкальная предметно-развивающая среда, и в первую очередь наличие в группе магнитофона. Так, например, для системного усвоения новой песни, с которой дети познакомились на занятии, необходимо, чтобы они потом слышали эту песню в группе каждый день (в записи, которую сделал музыкальный руководитель). Это хорошо закрепляет у детей музыкально-слуховые певческие представления о данной песне и помогает им быстрее усваивать ее.

Или, например, другим новшеством в музыкально-педагогическом процессе ДОУ являются регулярно проводимые концерты «Дети для детей», на которых встречаются дети разных возрастных групп. На таких концертах младшие дети с удовольствием воспринимают выступления старших детей, а взрослые дают комментарии к этим концертным номерам. Умения старших детей являются образцом для подражания малышам.

Для реализации программы также предусматривается иной, не-

насильственный подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых — педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности и с удовольствием участвуют в празднике, радуясь непринужденной атмосфере.

У каждого ребенка и взрослого есть своя игровая роль, и, что особенно важно, зрители, как таковые, отсутствуют.

Программа «Камертон» дает возможность педагогу вносить

и некоторые другие изменения в музыкально-педагогический процесс ДОУ.

Но самое главное — программа может успешно реализовываться лишь взрослыми, любящими детей и заинтересованными в их музыкальном образовании. Она, безусловно, должна быть ими в первую очередь принята, осознана на профессиональном уровне и лишь затем внедрена в собственную музыкально-образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста.

 

РАННИЙ ВОЗРАСТ

 

Азбука первой ступени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: