Музыкального образования




ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Общее развитие

В процессе музыкального развития необходимо учитывать особенности нервно-психического развития младенца, которое интенсивно начинается буквально с первого месяца жизни. Так, в конце первого — начале второго месяца у него наблюдается проявление радости, он улыбается на разговор, пение взрослого.

На третьем-четвертом месяце у малыша развиваются различные дифференцировки (слуховые, зрительные, тактильные). Младенец различает звуки колокольчика, дудочки, интонации голоса (ласковый, грубый), отыскивает взглядом звучащий предмет. В конце этого же периода ребенок откликается на общение с взрослым раз личными звуками и общим оживлением: улыбается, двигает руками, ногами, а в шесть месяцев начинает лепетать («ба», «ма»; «па» и т. п.).

Во второй половине года у младенца уже более четко проявляется подражание взрослому: звукам, движениям, мимике, жестам и др.

На первом году развивается слуховое и зрительное сосредоточение, оно имеет в отдельные возрастные периоды различную интенсивность развития. Наиболее интенсивно оно развивается в периоды с 1-го по 3-й, с 4-го по 6-й, с 9-го по 11-й месяцы. Эти периоды являются сенситивными периодами для развития музыкального слуха ребенка.

К 6—8 месяцам возникает понимание речи взрослого. По словесной просьбе ребенок может сделать такие простые движения, как подать руку, помахать «до свидания» и т. п. В этом возрасте ребенок может садиться, а в 8—9 месяцев он уже встает, держась за бортик кровати, манежа.

К концу года малыш реагирует на действия других детей не просто как на объект, а как на субъект действия (что делает другой ребенок). Все больше возрастает интерес к окружающему. Развивается восприятие младенца: его привлекает все, что звучит, двигается, появляется и исчезает. Сам он может выполнять несложные действия по просьбе взрослого: «покачай Катю», «пожалей Мишку» и т. п. И наконец, дети овладевают к концу года самостоятельной ходьбой.

О восприятии музыки младенцем мы судим опосредованно по его поведению, его эмоциональным реакциям и состоянию, предполагая, каким образом происходит восприятие ребенком музыкальной ткани произведения. Однако при слушании музыки происходит общение взрослого с ребенком и ребенка с взрослым, так как ведущим видом деятельности с первой половины года является эмоциональное общение. Поэтому разведение музыкального и коммуникативного развития (развитие речи и речевого общения) весьма условно. Эти два процесса взаимосвязаны, они обогащают и насыщают друг друга.

 

Музыкальное развитие

З месяца

С самого рождения, попадая в мир разнообразных звуков, в том числе и музыкальных, младенец вслушивается в этот окружающий его мир. Его первые жизненные, очень важные, музыкальные впечатления связаны не со звучанием музыкальных игрушек, а с пением самого близкого для него человека, с ощущением счастья, любви и нежности.

Постепенно младенец начинает улавливать в пении отдельные интонации, которые впоследствии становятся средством интонационно-эмоционального контакта с взрослым. Проходят недели, и малыш начинает реагировать на пение взрослого «комплексом оживления». Небезразлично для него и звучание детских музыкальных инструментов, издающих приятные музыкальные звуки.

 

Месяцев

Постепенно малыш все более вслушивается в музыкальные звуки, в пение; внимание его становится более устойчивым, а восприятие музыки более избирательным. Он поворачивает голову в сторону источника музыкального звучания, смотрит на него. Если слушание музыки вошло в жизнь ребенка, то он может слушать ее 20—30 секунд без перерыва.

Все больший интерес младенец проявляет к пению близкого ему человека, улавливает отдельные интонации.

Наряду со слушанием музыки малыш начинает проявлять двигательную активность. Большую радость доставляют ему игровые двигательные упражнения, когда взрослый берет кисти рук маленького ребенка и под музыку (или пение) попеременно сгибает и разгибает его руки.

 

7—9 месяцев

К этому возрастному периоду ребенок научился сам садиться, и, естественно, окружающий мир для него становится более разнообразным и интересным. Малыш довольно направленно и с интересом следит за действиями взрослого, играющего на детском музыкальном инструменте, реагирует на перемещение взрослого или на исчезновение инструмента; проявляет радость, когда вновь видит его.

На пение взрослых младенец реагирует первичными элементарными вокальными импровизациями (гулением). В пении взрослого выделяет интонации радости, грусти. Ребенок с удовольствием включается в движения под музыку: гимнастику, пляску, игровые движения.

 

Месяцев

Наконец малыш начинает ходить по комнате, и окружающий мир как бы приближается к нему. Он сам подходит к звучащему источнику музыки, проявляет интерес к нему и с удовольствием слушает потешки, и простые песни, как новые, так и знакомые.

Движения под музыку все более интересуют детей. Они активно воспринимают движения взрослых под музыку, включаются под музыку в игру или пляску. Ребенок любит слушать двухчастную музыку: первую часть (спокойную) музыки ребенок слушает, а под вторую часть (веселую и быструю) он весело откликается движениями, как бы танцует, после окончания музыки заканчивает пляску.

К концу первого года малыш становится более отзывчивым на музыку и начинает испытывать потребность в ней.

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

З месяца

• Вводить в жизненное пространство младенца благозвучную музыку (по мере необходимости в моменты бодрствования).

• Вводить в жизнедеятельность малыша интонационное общение взрослого с ним (речевое и певческое).

• Знакомить младенца в процессе пения взрослого с окружающим миром:

— близкими взрослыми людьми;

— игрушками (зайка, мишка и т. п.);

— детскими звучащими игрушками (погремушка, колокольчик).

 

4—6 месяцев

• Развивать слуховую сосредоточенность, продумав музыкальный дизайн в помещении.

• Продолжать знакомить младенца в процессе пения взрослого с окружающим миром:

- другими близкими людьми;

- игрушками (кукла, кошка, собачка и т. п.);

- детскими музыкальными инструментами (дудочка).

• Знакомить с певческими интонациями радости и грусти.

• Побуждать ребенка к элементарным двигательным упражнениям под музыку.

 

Месяцев

• Увлекать младенца слушанием вокальной, инструментальной музыки, доступной по содержанию, приятной по звучанию и соответствующей возрастным возможностям длительности

• Развивать основы элементарного восприятия музыки, побуждая к эмоциональному отклику на прослушанное музыкальное произведение.

• Продолжать знакомить в процессе пения с окружающим миром:

близкими людьми, другими взрослыми, ухаживающими за малышами;

— домашними животными (кошка);

— игрушками (птичка, лиса и т. п.);

— детскими музыкальными инструментами (металлофон);

— различными детскими музыкальными игрушками.

• Знакомить с певческой интонацией вопроса, продолжая развивать интонации радости и грусти, побуждать к элементарным вокальным импровизациям.

• Вовлекать в простейшие игровые действия под музыку.

• Приобщать к элементарным движениям под музыку, в частности, побуждать к хлопкам в ладоши и т. п.

 

 

Месяцев

• Развивать слуховую сосредоточенность, доставляя радость ребенку от общения с прекрасной музыкой.

• Продолжать развивать элементарное восприятие музыки в процессе ее слушания, побуждая к эмоциональному отклику.

• Продолжать знакомить в процессе пения взрослого с окружающим миром, формируя доброе отношение к нему:

— с окружающими близкими людьми;

— с домашними животными (собака);

— с природным окружением (цветок);

— с игрушками (петушок, лошадка);

— с музыкальными инструментами (пианино).

• Закреплять восприятие певческих интонаций (вопроса, ответа др.).

• Приобщать к элементарной активности;

— в пении (подпевать концы песни — «ай», «ах» и т. п.);

— в играх (выполнять простейшие игровые движения);

— в плясовых движениях (выполнять простые плясовые движения: хлопки, топание ногами, легкие полуприседания и т. п.).

 

 

Репертуар

Слушание

Песенки с утра до вечера:

«Утренняя песенка». Н. Бордюг.

«Доброе утро». Н. Бордюг.

«Кроватку убираем». Н. Бордюг.

«Зарядка». Н. Бордюг.

«Умываемся». Н. Бордюг.

«Кашка». Н. Бордюг.

«Варись, варись, кашка». Е. Туманян.

«Пора гулять». Н. Бордюг.

«Агу-агу». М. Лазарев.

«Скушай немножко». М. Лазарев

«Пеленание». М. Лазарев.

«Выход на улицу». М. Лазарев.

«Спи, дитя мое, усни». А. Аренский.

«Колы6едьная». Н. Бордюг.

«Колыбельная». Е. Тиличеева.

 

 

Музыка образов:

«Погремушки». Русская народная мелодия.

«Бубенчики». Е. Тиличеева.

«3айчик». Русская народная мелодия в обр. Г. Лобачева.

«Мишка». Е. Тиличеева.

«Солнышко». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

«Кошечка». Н. Бордюг.

«Птичка». М. Раухвергер.

«Кукла Катя». Н. Бордюг.

«Собачка». М. Раухвергер.

«Дождик». Русская народная мелодия в обр. Т. Попатенко.

«Ладушки». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.

«Дед Мороз». А. Филиппенко.

«Елочная песенка». Литовская народная мелодия в обр. В. Петровой.

«Колыбельная». Н. Бордюг.

 

Азбука эмоций:

Печаль. «Наша Таня громко плачет». М. Лазарев.

Жалость. «Зайка» М. Лазарев.

Радость. «Веселый музыкант» А. Филиппенко.

 

Подпевание:

« Агу-агу». Русская народная мелодия.

«А-а! А-а!». Русская народная мелодия

«Баю!». Русская народная мелодия.

«Дудочка». Русская народная мелодия.

«Бубен». Русская народная мелодия.

«Колокольчик». Русская народная мелодия.

Музыкальные движения:

«Ладушки». Русская народная мелодия.

«Сорока-сорока». Русская народная мелодия.

«Идет нона рогатая». Русская народная мелодия в обр. Е. Туманян.

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

З месяца

В этот период младенец:

• начинает различать звучание погремушки, колокольчика;

• начинает отличать пение близкого ему человека от пения незнакомого);

• отыскивает взглядом звучащую игрушку;

• начинает реагировать комплексом оживления (улыбается, двигает ручками) на приятные интонации в пении.

 

Месяцев

К концу данного возрастного периода младенец способен:

• отыскивать взглядом звучащий предмет;

• ненадолго сосредоточиваться на пении взрослого или на музыке (15—20 секунд);

• оживляться, улыбаться, лепетать (слоги «ба-ба» и др.) в ответ на пение взрослого;

• радоваться при выполнении элементарных движений совместно со взрослым.

 

Месяцев

К 9 месяцам младенец может:

• внимательно, с интересом слушать пение взрослого или музыку, эмоционально по-разному реагируя на спокойную или задорную музыку;

• откликаться на пение взрослого элементарными певческими интонациями;

• эмоционально реагировать на знакомые ему игровые действия взрослого;

• пытаться подражать элементарным движениям взрослых под музыку (хлопать в ладоши и т. п.).

 

Месяцев

К концу первого года жизни ребенок:

• выжидательно смотрит на взрослого, когда он готовится к пению или игре на музыкальном инструменте, проявляет некоторую слуховую сосредоточенность при слушании музыки;

• эмоционально по-разному откликается на музыку контрастного характера, темпа и динамики;

• с удовольствием смотрит на взрослого и слушает его пение, выделяет отдельные интонации;

• проявляет активность:

— в певческой деятельности (гулит, лепечет, появляются простейшие певческие интонации, подпевание конца песни «ай», «ой» и т. п.);

— в игровой деятельности (выполняет элементарные игровые движения, доступные его пониманию: загибает пальчики, прячется и т. п.);

— в плясовой деятельности (эмоционально выполняет элементарные плясовые движения, такие, как хлопки, топание ногами, легкие полуприседания и т. п.).

 

Азбука второй ступени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: