Костина Э. П.
Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста / Э.П. Костина.— М.: Просвещение, 2004.— 223 с. —I5ВIЧ 5-09-01 1659-8.
В программе представлено содержание музыкального воспитания, обучения и развития детей с первого по седьмой год жизни. Она разработана на основе лучших традиций отечественной школы музыкального воспитания, а также с учетом инновационных нестандартных подходов к музыкальному образованию детей.
Адресована музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и гувернерам.
Посвящается памяти
моего замечательного Учителя
Натальи Алексеевны ВЕТЛУГИНОЙ
Введение
Проблема разработки образовательных программ для детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и музыкальных, остается в настоящее время весьма актуальной, поскольку продолжается поиск обновления качества содержания музыкального образования детей.
Программа «Камертон» предусматривает дальнейшее совершенствование музыкально-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Программа ориентирована на развитие музыкальности ребенка буквально с первых месяцев жизни, поскольку современная наука признает раннее детство как период, в котором успешно развиваются первоначальные музыкальные способности ребенка. Этим обосновывается также введение в программу особого раздела, показывающего активное участие родителей в музыкальном воспитании и развитии своего малыша.
Последовательно задачи музыкального воспитания и развития детей раннего возраста трансформируются в задачи музыкального воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, т. е. в задачи музыкального образования детей.
|
Программа разработана на основе теоретических положений отечественной современной школы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, основоположником которой заслуженно и признанно как в России, так и за рубежом является Н. А. Ветлугина.
Основу программы составляют следующие теоретические положения:
теория Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, согласно которой признается главенствующая роль деятельности (особенно ее ведущего вида) для развития ребенка;
теории А. В. Запорожца:
— о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой основной линией развития ребенка является амплификация (обогащение) его развития наиболее значимыми для него формами и способами деятельности;
— о специфических видах детской деятельности и их роли в развитии ребенка;
— о взаимосвязи обучения и творчества;
теория Л. А. Венгера о развитии способностей, в соответствии с которой основная линия в развитии ребенка — это способности (художественные, умственные), позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях;
теория А. С. Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии вхождения его в человеческую культуру;
теория Б. М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей;
теории Н. А. Ветлугиной:
— о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников;
|
— о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе. В ней учтены и представлены все ее необходимые составляющие:
— она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью;
— заложена возможность развивающей коррекционной работы
с детьми; по каждому виду детской музыкальной деятельности,
на каждой ступени овладения программой приведены показатели
развития ребенка, позволяющие педагогу на ранних этапах освоения ребенком музыкальной деятельности определить его отставание
и оказать ему развивающую коррекционную помощь;
— учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, в программе учтен и здоровьесберегающий фактор: в задачах по обучению детей нению учитывается охрана голоса ребенка, а при освоении детьми движений под музыку педагог учитывает группу их здоровья.
На основе каких принципов создана программа?
В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:
— принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;
|
- принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов и личностных новообразований;
— принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства — народного, классического и современного;
— принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач музыкального образования детей 1—7 лет и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;
— принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, родины — России и с их мирами: миром ребенка и сверстников, миром взрослых людей, миром природы, рукотворным миром.
При освоении программы детьми должны также учитываться следующие принципы:
— принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка;
— принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;
— принцип гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ.