Целью программы является разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до 7 лет, соответствующее их возрастным возможностям.
Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка.
Термин «овладение деятельностью» взят не случайно. Тем самым подчеркивается бережное отношение к личности ребенка. Главное — ребенок должен сам желать овладеть музыкальной деятельностью, а педагогу необходимо помочь ему в этом.
Именно поэтому сущностью задач является пробуждение творческой активности детей, развитие их музыкального воображения и мышления, стимулирование желания самостоятельно (в любом возрасте) включаться в музыкально-творческую деятельность.
А в чем новизна постановки задач и их структурирования?
Задачи музыкального развития детей впервые представлены для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 лет) в виде освоения основных ступеней звукоряда.
Отдельно даны задачи музыкального развития и воспитания, адаптированные для родителей, поскольку учитывается важность музыкального развития ребенка до 3 лет в условиях семейного воспитания.
Определен единый алгоритм задач для детей от 4 до 7 лет по всем видам детской музыкальной деятельности, особенно четко просматривающийся в исполнительской деятельности.
Особенностью программы «Камертон» является интеграция задач обучения, воспитания, развития детей одной ступени по всем видам музыкальной деятельности; это объясняется тем, что у ребенка реально есть одна музыкальная деятельность, представленная различными ее видами.
|
Задачи обучения музыкальной деятельности, начиная с четвертой ступени, отличаются целостностью и полнотой — тем самым обеспечивается логика развития любого вида музыкальной деятельности.
Доминирующее место в программе отведено задачам развития универсального вида детской музыкальной деятельности — восприятию музыки. В них представлена логика формирования основ музыкальной культуры и ее сущности — музыкально-эстетического сознания ребенка. В программе системно и развернуто даны задачи развития способностей целостного и дифференцированного музыкального восприятия. Они представлены через призму развития основной музыкальной способности — музыкальной отзывчивости на музыку.
Достойное место в данном блоке отводится развитию музыкально-сенсорного восприятия, так как дошкольный возраст благоприятен для развития сенсорики и дошкольник успешно осваивает музыкально-сенсорные эталоны и действия с ними. Без развития музыкальной сенсорики будет ущербно общее сенсорное развитие дошкольника в целом. Кроме того, музыкальная сенсорика даже на ранних этапах ее становления помогает развитию интеллектуальных способностей ребенка, поскольку в процессе обследования различных выразительных отношений музыкальных звуков ребенку приходится вслушиваться в них, сравнивать, выделять, обобщать их различные свойства.
|
Впервые задачи развития музыкального восприятия заняли свое место в структуре детских видов исполнительской деятельности. В каждый из ее видов введен первый блок, ориентированный на развитие восприятия исполнительской деятельности. Тем самым обеспечивается логика в освоении детьми музыкально-исполнительской деятельности. Поэтому задачи овладения любым из видов детской исполнительской деятельности структурированы в соответствии с единой логикой ее развития (восприятие — воспроизведение — творчество), что гарантирует успешность в формировании у детей обобщенных способов музыкальной исполнительской деятельности, далее в структуре исполнительской деятельности следует второй блок, в котором основное место принадлежит задачам овладения исполнительской деятельностью. Они обеспечивают логику обучения ей: целостное восприятие (эмоциональная отзывчивость в целом на музыку) — возникновение музыкальных представлений (певческих, музыкально-двигательных, инструментального исполнения) — восприятие дифференцированное (осуществляется понимание характера, средств музыкальной выразительности, способов исполнения, т. е. детализируются музыкальные представления) — воспроизведение, исполнение (на основе имеющихся представлении) — поиск творческой выразительности исполнения.
На основе системного подхода осуществлено структурирование по вертикали каждой из задач четвертой — седьмой ступеней, предусматривающих последовательное усложнение в них любой задачи четвертой ступени.
Впервые в программе музыкального образования определены и выделены задачи общего развития личности ребенка — в завершение каждой ступени, после задач овладения (обучения) различными видами музыкальной деятельности представлены ориентиры воспитания и развития — задачи воспитания нравственной сферы ребенка, а также задачи развития способностей: музыкальных (общих и специальных), творческих, художественных, интеллектуальных, физических; задачи развития познавательных процессов и личностных новообразований, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения ребенком музыкальной деятельностью.
Таким образом, предусматривается целостность музыкального образования ребенка: обучение, воспитание, развитие.