Структура волевого действия




Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием. Не всякое, однако, стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их стремления разделяются на:

- влечения,

- желания

Желание осознанно. Влечение смутно, неясно. Влечение характеризуется тем, что человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает, или же категорически отрицает саму возможность поддаться этому стремлению (в этом случае влечение можно охарактеризовать как подавленное желание, например в случае, если курильщик недавно бросил курить).

Влечение часто переживается как специфическое тягостное состояние, сопровождающееся чувством тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности или подавленности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность без превращения в желание. Исключение составляют разве что разного рода состояния суженного сознания, например алкогольное опьянение.

Влечение часто рассматривают как переходное, временное состояние. Представленная в нем потребность обычно либо угасает со временем, либо осознается, признается и превращается тем самым в конкретное желание.

Далеко не всякое желание приводит к целенаправленному действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем уже в цель деятельности, оно критически оценивается человеком:

- "фильтруется" через систему ценностей человека,

- получает определенную эмоциональную окраску,

- несколько трансформируется, корректируется, если надо (например меняется объект желания),

- сравнивается с другими желаниями.

У человека одновременно может быть много желаний, сходные желания усиливают друг друга, противоречивые - подавляют друг друга. Поэтому самый надежный способ стать неуверенным человеком - обрести слишком много желаний. Для реализации каждого желания нужны ресурсы (время, деньги, здоровье и др.), а поскольку один и тот же ресурс может быть потрачен на реализацию разных желаний, то это является постоянным основанием для внутренних конфликтов.

Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Со временем желание как бы "разворачивается", детализируяся оно превращается в конкретную цель. Цель в данном случае - это конечное состояние, которое для человека было бы удовлетворительным. Это состояние можно описать в объективных категориях, довольно конкретно. Если школьник стремится к тому, чтобы быть самым умным в классе или к тому, чтобы учиться как можно лучше, то это скорее задача, нежели цель, потому что не совсем понятно конечное состояние, к которому стремится этот школьник. Если же он стремится к тому, чтобы по всем предметам за год иметь одни пятерки, то это цель, потому что конечное желаемое состояние четко и конкретно.

При формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может и должно быть вызвано ею.

Между желанием и целью есть еще один конструкт, который называется мотивом. Здесь важно понимать следующее. Вопреки тому, что часто говорится в обиходной речи: "У меня появилось желание... У меня пропало желание... Теперь у меня новое желание", удовлетворенные желания не исчезают совсем в психике человека, они временно притормаживаются. Если человек наелся, у него пропал аппетит, и новая порция еды может быть уже не только нежеланной, но даже неприятной. Но это совсем не значит, что у него совсем пропало стремление к еде. Стремление к еде осталось, и желание тоже осталось, просто оно оказалось приторможенным. В следующий раз, когда человек объективно проголодается, у него не появляется новое желание, просто растормаживается старое.

Мотив как раз и отличается от желания тем, что каждый раз он новый. При этом мотив является как бы проектом цели, а точнее проектом, который может войти в цель деятельности. Дело в том, что цель может включать в себя несколько мотивов.

Рассмотрим пример. У какого-то человека есть два активных желания. Одно желание - поесть, другое - пообщаться с кем-нибудь (например необходимо срочно посоветоваться в деликатной проблеме). Постепенно формируется два мотива: один - сходить в ближайшее кафе, другой - договориться о встрече с таким-то другом. Эти два мотива и сплавляются в одну цель - пообедать вместе с другом.

Как уже говорилось, просто сами по себе желания могут конфликтовать друг с другом (например желание поесть постоянно конфликтует с желанием похудеть). Но наиболее яростная борьба происходит не между желаниями, сколько между мотивами. Когда желание трансформируется, раскрывается в конкретный план, то есть превращаясь в мотив, тут же становится очевидным, что этот мотив противоречит многим другим. Мотив "пообедать в кафе" противоречит мотиву "закончить работу" или общему желанию "экономить деньги". Мотив "надо закончить работу" противоречит мотиву "надо отдохнуть, иначе развалюсь". И так далее.

Этап, который характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, получил свое название - борьба мотивов. Борьба мотивов включает в себя:

- сравнение мотивов по важности (то есть по желаниям, которые стоят за мотивами),

- сравнение мотивов по трате ресурсов,

- рассмотрение разных комбинаций (объединение мотивов в одну цель, подавление того или иного мотива).

Борьба мотивов это не какое-то болезненное состояние, хотя, конечно, она может вылиться в серьезный внутренний конфликт. Борьба мотивов это - наоборот - необходимый этап в принятии решения, завершающийся выбором цели и ориентировочного способа достижения этой цели.

Структура волевого действия весьма сложна. Сложности ей добавляет и то, что практическая реализация действия не обязательно наступает сразу после постановки цели. Цель может быть отложенной во времени: "Сегодня я уйду с работы ровно в шесть часов", "Когда встречу Ивана Ивановича, я должен уговорить его сразу начать работать над новым проектом". Вот и получается, что имеется еще один этап (совсем коротки, но важный) в волевом действии - переход к действию.

Сложность заключается еще и в том, что человек иногда ставит перед собой долговременные, стратегические цели. И эти стратегические цели (например "Похудеть до 60 кг" или "Изучить английский язык") распадаются на другие цели, каждая из которых тоже может разложиться на несколько других целей. В таком случае возникновение целей второго-третьего порядка происходит под влиянием не столько желаний, сколько цели верхнего порядка.

После перехода к действию наступает исполнительный этап, то есть непосредственное движение к цели. Уже на этапе борьбы мотивов, окончательном формировании цели происходит ориентировочная прикидка того, какие ресурсы уйдут на достижение цели, как наиболее эффективно достичь эту цель. Однако, как известно, жизнь вносит свои коррективы. Поэтому по мере движения к цели какие-то способы теряют свою актуальность, какие-то наоборот оказываются более реалистичными и эффективными. Поэтому любой исполнительский этап включает в себя и волевые действия (трату ресурсов), и постоянную корректировку.

Заканчивается волевое действие оценкой полученного результата. В норме оценка полученного результата должна привести к удовлетворению потребности, желания, которые стояли в самом начале. Следует учесть, что далеко не всякая оценка результата доступна сразу, по окончании волевых действий. Бывает, что необходимо ожидать этот результат довольно долго.

Виды волевых действий

Волевые действия бывают простые и сложные. Простое волевое действие характеризуется тем, что человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, то есть побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Сложное волевое действие включает следующие этапы:

  • осознание цели и стремление ее достичь;
  • осознание ряда возможностей достижения цели;
  • появление мотивов, утверждающих или отвергающих эти возможности;
  • борьба и выбор мотивов;
  • принятие одной из возможностей в качестве решения;
  • осуществление принятого решения;
  • преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, возможных помех до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, осуществлении действия, преодолении препятствий. Все перечисленные действия требуют волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов.

Необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях «трудной жизни» и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.

Вопрос 19

Группа относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Рассмотрим более подробно основные виды групп.

Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные конфессии, общественные организации, возрастные группы.

Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.

Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.

Управленческие группы – группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах – совместное, коллективное принятие решений. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм.

Производственные группы – группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание.

Целевые (проектные) группы – группы, созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.

Функциональные группы – группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции.

Группы, созданные по интересам и на основе дружбы (дружеские) ,– объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп.

Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.

Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.

Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.

Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д.

Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.

Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях – их называют также эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.

Нереферентные группы (группы принадлежности) – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.

Реальные группы – группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.

Условные группы – группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.

 

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Андреева, 2004)

Среди основных признаков малой группы можно назвать следующие:

1) размер – число членов группы;

2) психологический климат группы – нравственно-эмоциональная окраска взаимоотношений в группе;

3) композиция – характеристика входящих в группу членов (численность, половой и возрастной состав национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы;

4) структура группы – те функции, которые выполняют члены группы, а также состояние формальных и неформальных взаимоотношений в группе;

5) групповые процессы – показатели актуальных социальных отношений, существующих в группе (лидерство – руководство, стадии развития группы, групповое давление и т. д.);

6) групповые нормы – правила поведения, которых придерживаются члены группы.

По общественному статусу:
1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;
2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По непосредственности взаимосвязей:

1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;

2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По уровню развития или сформированности межличностных отношений:

1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);
2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).

По значимости:

1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:

«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.

«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.

2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

Другие виды групп:

1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.));
2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);
3) организованные и стихийные и др.

Признаки малой группы:

1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;

2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм;

3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей;

4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;

5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы;

6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами;

7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;

8) организованность – способность группы к самоуправлению;

9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения;

10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют:

а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;

б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);

в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого;

11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы;

12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям;

13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли);

14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику.

Основными функциями малой группы являются:

а) функция социализации проявляется в том, что именно в малой группе индивид знакомится с нормами, традициями, ритуалами и прочими законами жизни, принятыми в обществе. В такой малой группе как семья человек целенаправленно готовится к будущей жизни, познает окружающий мир, овладевает первичными навыками коллективного труда и т. д.

б) существование таких групп, как рабочая бригада, экипаж самолета, научная лаборатория, учительский коллектив и проч., обусловлено необходимостью выполнения определенной работы. Эти группы называют «инструментальными». Их основной функцией является достижение целей, осуществление тех дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку.

в) экспрессивная функция группы, т. е. удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, уважению и доверию. В группе люди делятся своей радостью, отмечают то или иное событие, нередко избавляются от неприятных чувств.

г) функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в своем признании и ценности, человек ищет точку опоры в других.

д) функция поддержки особенно ярко проявляется в трудовой солидарности рабочих бригады, корпоративности представителей научных школ, круговой поруке преступной группировки и т. д.

 

Вопрос 20

Внутригрупповые процессы:

1. Интрагрупповой фаворитизм

2. Конформизм

3. Конфликт

Феномен группового давления:

Члены группы, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на других в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения. Такие давления могут оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения и даже на восприятие действительности.

Соломон Аш продемонстрировал, что индивидуумы могут подвергаться существенному влиянию в отношении широкого спектра перцептивных суждений и оценок. Групповое давление в группе выполняет следующие функции: а) помогает группе достичь ее цели; б) помогает группе сохранить себя как целое; в) помогает членам группы выработать "реальность" для соотнесения с ней своих личных мнений; г) помогает членам группы определить свое отношение к социальному окружению, что обеспечивает адаптацию в социуме. Почему же так трудно противостоять такому давлению? Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы - повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с "провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Угроза социального отвержения или другого наказания может служить мощным подкреплением конформного поведения. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями.

Стремление к социальному одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии других в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим стали выделять два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Конформизм – склонность человека менять свое мнение в зависимости от мнения группы:

a. Внешний (знает что не так, но говорит так)

b. Внутренний (человек действительное меняет свое мнение)

Конформность (от лат. conformis — подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) К. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая - действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

Внутренняя Конформность, как правило, сопровождается внешней, которая, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. При всех различиях обе формы К. близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

Конформная поведение – это ситуативное поведение индивида в условиях конкретного группового давления (влияния). Удобство можно определить как особенность или свойство индивида, которая проявляется в его склонности подвергаться реальному или воображаемому давлению группы. Эта уступчивость находит свое выражение в изменении его взглядов и поведения согласно точке зрения большинства.

Эксперимент Аша.

Аш провел также исследование, в котором один человек из семи подставных давал правильный ответ. В таких условиях только 5% испытуемых соглашались с мнением группы. Итак, социальная поддержка снижает конформность. Когда есть хоть один человек, который является нашим союзником, мы можем оставаться верными своей позиции, осуществить сопротивление групповому давлению и избежать конформности.

Сегодня определено, что конформное поведение обусловлено следующими факторами:

· Социальная поддержка;

· Привлекательность группы и связь с ней. Чем привлекательнее для индивида является группа, чем теснее связь индивида с группой, тем охотнее он подстраивает свое поведение под общую и разделяет позиции группы.

· Размер группы. При увеличении группы тенденция к конформности усиливается. Однако зависимость по уточненным данным выглядит несколько сложнее. Тенденция к конформности усиленно действует в группе размером 6-7 членов, дальнейшего увеличения группы уровень конформности выравнивается и даже снижается. Как считал Аш, в большей группе исследуемые постепенно начинают сомневаться в искренности ее членов и думать о заговоре участников с целью оказать давление. Осознав такие особенности, люди начинают противодействовать давлению.

Последующие исследования показали, что женщины более склонны к конформности, чем мужчины. Некоторые ученые опровергли этот вывод, однако в литературе закрепилась такая позиция. Современные исследования, проведенные более корректно, этого не подтверждают. Данные, которые были получены ранее, сегодня объясняют предвзятостью мужчин-экспериментаторов, которые создавали более комфортные условия для мужчин, чем для женщин.

Критика эксперимента Аша в основном сводилась к тому, можно ли считать организованную экспериментальную ситуацию сопоставленной к реальным ситуациям. Замечания заключались в том, что участники легко склонялись к единодушию с группой, потому что считали экспериментальную ситуацию слишком простой и маловажной для себя. Однако, вероятно, поведение людей изменится, когда речь пойдет о важных для них ценностях.

Эксперименты Аша не только были одобрены в обществе профессиональных психологов, что случается редко, но и много раз повторены с вариациями различных условий.

Некоторые ученые считают, что с тех пор, как были проведены эксперименты Аша, уровень конформности постоянно снижается. В странах с разными культурами, например, в Японии, уровень конформности значительно выше, чем в США, где поощряют индивидуализм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: