Универсальной формой активности человека в любых ситуациях, в том числе и экстремальных, выступает стресс. Большинство исследователей отмечают наличие стрессовой реакции организма в экстремальных ситуациях. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению психологических и психических последствий стресса, необходимо рассмотреть понятия стресса и травмы, те изменения в организме и жизнедеятельности человека, которые им сопутствуют (нельзя изолированно говорить только о психологических реакциях — на стресс реагирует весь организм).
Термин стресс (напряжение) заимствован из физики твердого тела и характеризует напряжение, возникающее в таких телах при приложении к ним силы. В медицинской науке этот термин впервые использовал для описания общей неспецифической адаптационной реакции организма канадский ученый Ганс Селье: в ответ на действие разных по качеству, но сильных и неадекватных раздражителей в организме стандартно развивается один и тот же комплекс изменений, характеризующих эту реакцию, названную общим адаптационным симптомом (ОАС).
Г. Селье считал определяющей для развития стресса роль силы воздействия. Термины, в которых он описывал раздражители, таковы: «повреждение», «интоксикация», «вредоносный, пагубный агент».
В современной научной литературе чаще всего критикуется вопрос о том, насколько «неспецифичной» является стрессовая реакция. Некоторые исследователи [Everly, 1978] утверждали, что стрессовая реакция носит специфический характер, зависящий от силы раздражителя и индивидуальных особенностей организма. Сила раздражителя понимается как воздействие на организм человека значимого (имеющего смысл) для него фактора, а также как сильное, экстремальное воздействие.
|
Стресс, следуя концепции комплементарности Фаренберга, можно рассматривать в двух плоскостях: психической и соматической. В каждой плоскости существует своя система категорий и отношений, которые пересекаются как во внутреннем, так и во внешнем плане. Стресс как психологическое явление относится к классу психических состояний. Любое психическое состояние, по существу, есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность; в ходе этой деятельности оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней. В то же время реакция стресса проявляется на организменном уровне значительными изменениями функционирования всех жизнеобеспечивающих систем организма.
Таким образом, стресс (в узком смысле) — совокупность неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях. Стресс (в широком смысле) — это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований.
Можно без преувеличения сказать, что жизнь любого человека невозможна без стресса. Стресс является частью нашего ежедневного опыта. По своей биологической природе стресс — это адаптивная (то есть положительная, приспособительная) реакция, возникающая под влиянием необычных, чрезвычайных или экстремальных воздействий на организм человека, способствующая приспособлению организма к новым условиям.
|
Стрессовая реакция — это вариант адаптации к экстремальной ситуации. Адаптация происходит за счет мобилизации компенсаторных механизмов. При этом возникает состояние, при котором обеспечиваются лишь наиболее важные для организма функции. Для конкретной экстремальной ситуации это единственная возможность выжить. Однако при воздействии экстремальных факторов возникающие адаптационные реакции всегда избыточны, поэтому стресс-реакция сопровождается не только приспособительными, но и патологическими изменениями. Нервная и эндокринная системы — основные регулирующие системы организма, поэтому изменение их функции вследствие стресса сопровождается изменениями со стороны практически всех остальных органов и систем организма.
Помимо биологической составляющей (вегетативный и биохимический компоненты) важной составляющей стрессовой реакции является психосоциальная. Действие психосоциальных факторов может обеспечивать более широкие границы адаптационных возможностей человека с сохранением нормального уровня жизнедеятельности.
Виды стресса:
1. Пространственный стресс. Он возникает у человека вследствие предоставленных ему техническим прогрессом возможностей перемещения в пространстве, с высокой скоростью преодолевая большие расстояния. Но наши подсознательные, инстинктивные стереотипы взаимодействия с пространством по-прежнему настроены на пешее перемещение по земной поверхности, с его естественными ограничениями.
|
2. Временной стресс. Здесь имеется в виду неестественно ускоренный ритм и темп жизни. В результате этого меняется и ход наших внутренних, биологических часов. Все стрессы действуют на них однонаправлено, вызывая ускорение их хода. И тогда для организма время начинает течь быстрее со всеми вытекающими последствиями.
3. Стресс обитания. Это, во-первых, многоквартирные дома, которые сами по себе являются источником скрытого стресса, связанного с ограничением пространства. Еще больше усугубляет этот скрытый стресс отрыв от земли в многоэтажных домах. Нахождение над землей на высоте большей, чем кроны деревьев (3-4-й этаж), нашим подсознанием воспринимается, как нечто неестественное. В-третьих, добавляется еще и “визуальное загрязнение” окружающей нас среды. Нас окружает сплошь искусственная среда. Добавьте сюда “загрязнение шумовое” и “вибрационное”, а также “тепловое”, “электромагнитное” и “химическое”. Все эти стрессовые факторы вызывают, так называемое, сенсорно-экологическое утомление, истощая нашу способность противостоять стрессу.
4. Пищевой стресс. Мы ежедневно запасаемся лишними калориями, откладывая их в запас, употребляем неестественные химические ингредиенты (консерванты, красители, следы удобрений и пестицидов), неоправданно большое количество сахара.
5. Информационный стресс. Информационное загрязнение жизненной среды. Задумайтесь, сколько ненужной информации вы воспринимаете за день. Добавьте сюда СМИ, рекламу, чужие телефонные разговоры, уличный шум.
6. Стресс общения (микросоциальный), обусловленный чрезмерным, избыточным, вынужденным общением.
7. Социальный стресс. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек оказывается несвободен и от тех проблем, которые переживает общество.
8. Психологический стресс (внутриличностный, межличностный, семейный, профессиональный).
Вопрос
Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
В качестве основных функций воли выделяют:
· выбор мотивов и целей;
· регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;
· организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;
· мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.
Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):
· сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;
· настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;
· выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;
· решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;
· смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;
· самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;
· дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;
· обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;
· организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.