Связь психологии с научными дисциплинами





Вопрос 1

Психология— наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.[1] Соединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.

Предмет психологии

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.

Душа (все исследователи до начала XVIII века)

Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)

Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)

Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс)

Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)

Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)

Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)

Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)

Личный опыт человека (Гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

Методы исследования

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации внешних проявлений психики. Наблюдение наиболее часто применяется в следующих целях:

для анализа характера изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;

для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким образом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

 

По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.

 

Внешнее наблюдение помогает описать действия, приемы рабо тника. Оно обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка. С помощью соответствующей техники можно зафиксировать все действия работника, его перемещения и даже мимику. В процессе наблюдения широко проводятся замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, активности сердца и головного мозга. Большое внимание уделяется ошибочным действиям человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

 

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

 

Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования.

 

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) дает возможность человеку оценить те элементы своей деятельности, которые он раньше не замечал. В процессе самонаблюдения человек описывает и анализирует свое поведение, ощущения, чувства, мысли. Хорошо известной формой такого самонаблюдения является ведение дневника. Результаты самонаблюдения также содержатся в письмах, автобиографиях, анкетах и других документах. Достигаемое в результате самонаблюдения распознавание своих способностей и возможностей необходимо для постановки на этой основе реальных, посильных жизненных задач, а также для использования предлагаемых современной психологией многообразных методик психофизического саморегулирования, позволяющих сохранить и умножить наш энергетический потенциал.

 

Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами.

 

Метод опроса - может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

 

Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

строиться по заранее продуманному плану;

проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

свободного диалога, а не допроса;

исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

 

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

Эксперимент - это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи обычно работают с двумя группами — экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).

Связь психологии с научными дисциплинами

Психология и философия

Обе науки зародились почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии. Родоначальником считается величайший философ древности Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Разделение на две различные наука произошло в 70-х - 80-х годах 19 века, но они продолжают обогащать и дополнять друг друга.

Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые приходится решать. При столкновении с такими проблемами психологи вынуждены вырабатывать самим или пользоваться теми умозаключениями, которые им предлагают представители философии. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.

Долгое время так называемая марксистско-ленинская философия бездоказательно выдавалась за единственную истинно научную основу психологии. Такой искусственно созданный союз не мог быть прочным и плодотворным. Он привел к застою во многих областях психологии, где затрагиваются проблемы взаимодействия общества и личности. Теперь этот союз стал более естественным и позволяет решать проблемы совместными усилиями философов и психологов, причем не только материалистического, но и идеалистического направления. Но отвергая марксистско-ленинскую философию как «единственно научную» методологию психологии, нельзя отрицать положительного влияния некоторых материалистических идей К.Маркса на развитие отечественной психологической мысли. Это влияние сказывается на разработке проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психических функций.

С другой стороны, благодаря наметившемуся в последние годы косвенному проникновению некоторых положений идеалистической философии в психологическую мысль чаще стали обсуждаться в отечественной науке сложные философско-психологические проблемы человека — ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточно изученную в психологической науке. Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.

Психология и история

«Человеческая натура - это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами» (Фромм Э. Бегство от свободы).

Применительно к человеку анализ истории есть источник понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Хотя человек как особенный биологический организм выделился среди других живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад, как субъект общественных движений и преобразований он живет примерно 50 000 лет. Но за это время благодаря созданному им самим миру материальной и духовной культуры он и стал Человеком с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными состояниями. В течение этого исторического периода люди овладели речью и преобразовали свое восприятие, внимание, воображение, мышление и память.

Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Эти отношения также складывались веками. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что характеризует психологию современных народов и наций, есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческой культуры формируют в процессе их усвоения психологию современных людей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира. Сама сложившаяся система обучения и воспитания — семейного, школьного, социального, интеллектуального, трудового, нравственного, физического и т.п. — также выступает как итог длительной истории.

Союз психологии и истории может быть внешним и внутренним. Внешние связи этих, наук имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой с целью использования ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи, традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт.Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки, для решения собственных задач. Например, историк, обращаясь к психологическим методам; может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередь может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.

Есть примеры еще более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из них является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С.Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.

Другим примером такого рода связи является использование в психологии так называемого исторического метода. Суть его состоит в том, что для понимания природы, происхождения и законов какого-либо психологического явления надо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания или памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.

Главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та, что современный человек с его психологическими качествами, личностными свойствами и социальными поступками есть продукт истории развития человечества. От эпохи к эпохе, от одного исторического периода к другому, от государства к государству, от нации к нации и даже от поколения к поколению психология и поведение людей, их взгляды, культура, традиции и обычаи значительно меняются. В свою очередь психология зрелого человека оказывает обратное влияние на ход истории. Установлена, например, и доказана определенная зависимость между диктаторскими режимами, существовавшими в разных странах мира в различные времена, и психологическими особенностями людей, живших в условиях этих режимов. Показано также, что историческая психология людей тесным образом связана с культурными и социально-экономическими достижениями того общества, в котором они живут.

Психология и социология

Изучение взаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии. В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами. Психология изучает основные виды психической деятельности человека, а также базовые элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранее психологи утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредством психологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельные предметные области.

Психологи интересуются поведением индивида, его проблемы и личностные проблемы (помешательство, тревога, депрессия и т.д.). А социологи ищут в этих типах поведения определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловлены социальными нормами, а также структурами и развитием общества.

Поэтому было неправильно считать, что поведение человека является то индивидуальным, то социальным. Психология и социология – это просто два разных подхода к изучению индивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как вторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другими индивидами.

Развитие социологии и психологии приводит к появлению новой дисциплины, находящейся на стыке этих научных направлений – социальной психологии. Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностного поведения. Она не может уйти ни от одного вида непосредственного взаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), его психическими функциями, проявляющимися в поведении при различных социальных ситуациях.

Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они, в конечном счете, ориентированы друг на друга. Их тип связи можно назвать сотрудничеством.

Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не только от знания его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как «продукта общественных отношений», знание о котором дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологического субстрата человека - его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не только в области малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можно ли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и стран?

Но есть и другой ракурс. Если социальная психология изучает слабо связанные между собой совокупности людей (толпу, театральную публику, случайные собрания и т.п.) или случайные, не организованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет просто-напросто главой социологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.

Психология и педагогика

И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.

В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей

Когда-то в нашей стране существовала и успешно развивалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании, называемая педологией. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и ряд других ученых. Из всех наук, которые они представляли, собирались полезные сведения о детях, необходимые для их обучения и воспитания. Имелись учебные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знаний совместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественных ученых в области педологии не уступали зарубежным. Однако судьбу этой прогрессивной и перспективной науки постигла та же участь, какая выпала на долю генетики и кибернетики. Педологические исследования были прекращены, а учреждения закрыты в 1936 г. Отрицательные последствия этого решения оказались серьезными, привели к отставанию системы обучения и воспитания детей в нашей стране от лучших мировых образцов. Не преодолены они, к сожалению, и до сих пор.

Основные школы

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе Б. лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19— 20 вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Т. к. в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции. Отсюда основной тезис Б.: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей "стимул — реакция" (S — R). Родоначальником Б. является Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Гешта̀льт психоло́гия (от нем. Gestalt — образ, форма) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.

 

— Карл Дункер[1].

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИЗА

Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них - принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого. Второй принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать. Согласно динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных - стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения. Четвертый принцип был назван генетическим подходом. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход - не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства. Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов, упор в ней делается на "критические события", особенно на последствия того, что происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок - болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, - в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре. Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития индивида. Самый ранний психологический опыт младенца - глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два-три года. Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое - как часть внешнего мира. На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н. "первичного нарциссизма". Вскоре, однако, другие люди начинают восприниматься как источники пищи, ласки и защиты. В самой сердцевине человеческой личности остается значительный компонент детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других - желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на тех, кого любишь и кем восхищаешься, - содействует переходу от детского нарциссизма к зрелости взрослого. При благоприятных условиях к шести-семи годам ребенок постепенно преодолевает большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до полового созревания в подростковом возрасте - периода быстрых физиологических и психологических изменений. Трансформации, происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается успешной, у индивида формируется взрослая идентификация, соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он будет предрасположен к развитию психических расстройств. В зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта психопатология может принимать форму задержек развития, патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний.

Вопрос

Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Свойства ощущений

Модальность — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.

Интенсивность — классическая количественная характеристика ощущений.

Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Длительность — временная характеристика ощущения.

Виды ощущений

Существуют различные основания классификации ощущений.

Самая древняя классификация ощущений включает пять пунктов (по количеству органов чувств):

- обоняние,

- вкус,

- осязание,

- зрение

- слух.

Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений.

Английский физиолог Ч. Шеррингтон предложил систематическую классификацию ощущений. На первом уровне ощущения делятся на три основных типа:

- интероцептивные,

- проприоцептивпые,

- экстероцептивные.

Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Проприоцептивные передают информацию о положении в пространстве тела в целом и опорно-двигательного аппарата в частности. Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.

Модальность ощущений — термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе, во втором — адекватность раздражения определенному анализатору. От выделения семи модальностей (Г. Гельмгольц, И.П. Павлов) в современном варианте перешли к пяти основным сенсорно-перцептивным системам: зрительной, слуховой, кожно-мышечной, обонятельно-вкусовой, вестибулярной. Кроме того, выделяются интермодальные ощущения (напр., вибрация), неспецифические ощущения и синестезии (ощущения какой-либо модальности — напр., зрительные — при действии раздражителей др. модальности — напр., слуховой).

В.А. Барабанщиков





Читайте также:
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.093 с.