БЛАГОСЛОВЕН СЕВЕРНЫЙ КРАЙ 12 глава




Бурмин послал розыск на Захара Зайцева, бывшего разведчика части полковника Сидорова. В том же архиве Бурмину удалось найти донесение командира партизанского отряда — в этом документе приводились результаты допроса пленного немца. Пленный показал, что во время «рейда» к русским перед ними была поставлена задача овладеть Старицким монастырем. Проводил эту операцию служивший при штабе в чине майора «консультант» Грюбель.

 

Полковник Шульгин вызвал Бурмина к себе.

— Ты понимаешь, какую ответственность взвалил на нас обоих, оставляя на свободе Лисовского?

— Понимаю. Но сейчас его брать нельзя. Необходимо проследить его связи. Все нити тянутся в ФРГ и в Англию. В его руках предметы муренинской коллекции. Мы не знаем, где они находятся. Можем спугнуть его, и тогда останется он один.

— Это так. Но где гарантии, что преступник не скроется?

— Я надеюсь, товарищ полковник, что сейчас Лисовский никуда не исчезнет. Ведь он уверен, что Засекин сгорел, что все обошлось. В настоящее время он обеспокоен пропажей каких-то вещей, возможно, из коллекции. Прошу Лисовского пока оставить на свободе. Я сейчас занимаюсь выяснением фактов его биографии.

Бурмин ждал этого разговора и понимал, что может навлечь на себя большие неприятности. Но у него не было сомнений в своей правоте, поэтому он собрался доказывать все Шульгину обстоятельно, ибо знал, что полковник не согласится, пока ему не выложишь подробно все аргументы «за».

— Мне удалось установить, что из разведгруппы, где был Лисовский, никого, кроме него, в живых не осталось. Ничего примечательного пока не обнаружил. Лисовского нашли санитары между расположениями наших и немецких частей. Он полз к нашим. Был контужен без серьезных ранений. Между выходом с разведгруппой и нахождением его санитарами прошло двое суток.

— Ну и что тогда разыскивать в этом направлении? Зацепиться не за что.

— Вроде бы так. Но есть факты, которые заставляют провести расследование до конца по следующим соображениям. Из материалов, которыми располагаем, напрашивается вопрос: не одно и то же лицо управляющий Муренина Грюбель и «консультант по русским» Грюбель, который некоторое время находился вблизи Старицкого в годы войны? Как показал пленный и по рассказам партизан выяснилось, что «консультант» Грюбель хорошо знал местность в районе Больших Камней и Старицкого монастыря.

— Какое значение имеет это обстоятельство для нашего дела, даже если предположить, что идентичность обоих Грюбелей подтвердится?

— Я пока не решаюсь идти далеко в своих предположениях, но у меня возникает одна версия: не является ли управляющий Грюбель убийцей Кузьмы Бородулина в муренинской усадьбе? Примечательно, что Грюбель исчез из имения в начале первой мировой войны. Вдруг неожиданно явился, причем ни к кому из жителей округи не заезжал. Добытую где-то лошадь, на которой прибыл, оставил возле усадьбы. Сам скрылся. По рассказам очевидцев ясно, что Кузьма Бородулин с кем-то боролся — шуба на нем была разорвана, в комнате, где он ночевал, все разбросано. Бородулин приезжал в имение и должен был уехать обратно в лесную сторожку, где остался Муренин.

Вывод так и напрашивается: приехал Грюбель, убил Кузьму Бородулина, поэтому неожиданно скрылся. Была борьба. Почему? Возможно, Грюбель чем-то пытался овладеть, что-то отнять у Бородулина. Видимо, Грюбель знал о муренинской коллекции. Кто же еще мог о ней знать? Конечно, не мужики. Не жители села. А только управляющий. Часть коллекции — в основном мелкие ювелирные изделия — была найдена егерем Опариным в дупле старого дерева. Ее, всего вероятнее, спрятал Бородулин. А где в то время находилась остальная часть коллекции?

В описи, оставшейся после смерти Муренина, числится вся коллекция. Это дает основание предположить, что она не разделялась. Но всю ее Муренин в сторожку взять не мог, особенно если учесть, что они собирались поспешно. Значит, большая часть предметов оставалась в усадьбе. Когда Бородулин приезжал из сторожки в усадьбу, в селе было спокойно, банда ушла...

Слушая Бурмина, Шульгин хитровато сощурил глаза. Он вспомнил, как пришел к нему впервые этот еще совсем молодой человек и как он, Шульгин, про себя назвал новичка «тишайшим». Да и вправду Бурмин был очень застенчив, но и тогда во всем проявлялись его обстоятельность, продуманность. И вот сейчас ишь как «подковался» Бурмин перед разговором с ним, чувствуется подготовка. Выстроено все крепко — никаких «пустот». А что, моя школа, совсем неплохо... Крепко на ногах стоит Бурмин — к советам прислушивается, отбирает из опыта других, соображает... умеет к любому человеку подход найти... За него можно не беспокоиться, дело пойдет хорошо... Вот и учениками обзавелся...

— Ох, как ты складно да ладно выступаешь... Почему в таком случае Муренин не вернулся из сторожки домой?

— Это для меня неясно. Вряд ли больному Муренину доставляло удовольствие находиться там с мужиками.

— Кроме того, оставшуюся часть коллекции могли похитить бандиты.

— Пожалуй, это исключается. И вот почему. Засекин реставрировал иконы из коллекции. Значит, эта часть коллекции находится у Лисовского. Но пока делать обыск нельзя. Есть основания предполагать, что икона и крест, найденные у погибшего туриста, были получены от Лисовского, потому что икону «Положение во гроб» реставрировал Засекин. Но как попала коллекция к Лисовскому? Ведь он приехал в Большие Камни за три года до Отечественной войны. Я пока не нахожу объяснения. Меня интересует, почему Грюбель так стремился прорваться в Старицкое, хотя он не руководил военными действиями, а был лишь «консультантом». Что его здесь привлекало? И еще такое обстоятельство — Фогель был из ФРГ. Обратите внимание. Это тоже, кажется, имеет связь с Грюбелем. Фогель в Старицком не был. Лисовский в дни, предшествующие гибели Фогеля, из Больших Камней как будто не отлучался.

— Ну, Володя, «как будто» — это не довод. Ведь он живет один и мог незаметно куда-то улизнуть, табель ни о чем не говорит. Теперь надо ждать, когда Лисовский выедет из Старицкого. И с чем? В отношении Лисовского ты меня убедил. Буду ходатайствовать перед генералом, чтобы разрешили его пока не трогать.

 

Бурмину удалось установить идентичность Грюбеля-управляющего и Грюбеля-«консультанта», хотя это практически пока ничего не давало.

Но вот вопрос: почему Лисовский спустя девять лет после окончания войны приехал из Москвы в Большие Камни? В столице он был неплохо устроен, имел комнату. Ехать ему в Большие Камни по здравому суждению вроде бы смысла не было, ведь там он сильно «подмочил» свою репутацию перед самой войной, написав в областную газету статью с критикой в адрес районного руководства. Не проверив должным образом факты, статью поместили в газете. Лисовский рассчитывал этим спихнуть кое-кого с «руководящего» места и занять его самому. Это вызвало неприязнь к нему со стороны многих людей. Замысел его был разгадан. В Камнях он жил одиноко, у него не было ни друзей, ни хороших знакомых, с кем бы он поддерживал связь.

Бурмин собрал сведения о Лисовском в Москве, где тот работал после войны в небольшом музее, и выяснил одну особенность его поведения. Сотрудники сообщили, что он не был ни мрачным, ни странным, хотя особо общительным его тоже не назовешь. О своей фронтовой жизни он никому не рассказывал, хотя многие знали, что он был разведчиком.

Эти факты занимали Бурмина, но доказательств его предположения, что Лисовский как-то связан с Грюбелем, не находилось. Бурмин вновь вернулся к изучению биографии Лисовского. Бурмин дошел до того момента, когда Лисовского подобрали санитары. В материалах опроса, которые удалось отыскать в военных архивах, Бурмин обнаружил объяснение Лисовского, что его напарника из разведгруппы убили на территории немцев. Потом Лисовского контузило. Он сказал, что не помнит, как и куда шел, и что очнулся уже в расположении наших частей.

Бурмин отметил, что пробыть двое суток в зимнее время без крыши над головой, да еще контуженому человеку, непросто: в объяснении Лисовского написано, что он находился в лесу. Тогда немецкие части стояли в сорока километрах от Старицкого. Там и был Грюбель! Ведь он, как было известно из показаний пленных, присутствовал при допросах или проводил их сам — он свободно владел русским языком.

У Бурмина появилась уверенность, что Лисовский должен знать, что же произошло с Зайцевым. И хотя Попков показал, что Зайцев был убит, все же проверить надо — бывают самые невероятные случаи.

 

«ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МЛАДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ...»

 

Бурмину нужно было кое-что выяснить у Озерцевой. Он договорился с ней о встрече с таким расчетом, чтобы успеть заехать в выставочный зал, посмотреть работы молодых художников. Выставка занимала три небольших зала, и Бурмин решил, что осмотр не займет много времени. Но вышло иначе — картины заинтересовали Бурмина. Все художники были очень разные, и по их работам было видно, что каждый стремился найти собственную манеру. Бурмин отметил, что иных эти попытки приводят к использованию уже бытовавших ранее в живописи приемов того же нарочитого примитивизма... Вспомнилась поговорка, что новое — это хорошо забытое старое... Но было и в этих работах что-то задорное, что-то говорившее о нежелании слепо подражать открытому другими. Было видно стремление оживить, осовременить эти приемы.

Особенно понравились Бурмину три портрета: юноши и женщин — молодой и пожилой. Художникам удалось передать разные человеческие характеры, и можно было даже угадать, в какие моменты их жизни изображены эти люди.

Отметил Бурмин и несколько пейзажей, явно удавшихся, как он считал, их авторам, так небанально были увидены художниками хорошо знакомые Бурмину места и в Подмосковье, и на Валдае, и в Крыму...

Бурмина радовало, что молодые художники — одни яростно, резко, а другие вдумчиво — с какой-то неожиданной стороны передают увиденное и пережитое в своих, пусть еще далеких от совершенства, полотнах. Но это ведь им предстоит продолжать и развивать то, что сделано их учителями, мастерами советской живописи.

И Бурмин опять со всей ясностью ощутил свою ответственность и перед этими молодыми художниками. Им не должны мешать дельцы, подобные Эньшину и Дальневу, искусственно создающие трудности на пути честных художников, которые отдают творчеству все свои способности, свое душевное богатство... И в том, что лишь немногим махинаторам удается погреть руки, используя материальные затруднения или какие-то другие сложные моменты в жизни художников, была доля и его, Бурмина, усилий...

 

Когда Бурмин пришел к Озерцевой, он рассказал ей о выставке. Оказывается, Озерцева успела побывать на ее открытии.

— Выставка интересная, — сказала Нина Ивановна. — Молодежь пробует, экспериментирует. Не все, конечно, удачно, но есть работы талантливые, самобытные... Мне понравилась «Юность». Может, вы обратили на нее внимание? Помните, парящие над городом фигуры девушки и юноши...

— Да, да, решена необычно. Я не берусь судить...

— Вам, наверно, приходилось слышать, как некоторые люди, и даже художники и искусствоведы, с пеной у рта критикуют молодежь. Но не все же молодые заслуживают такой критики. Вот вы же видели сегодня — многие серьезно работают. И человеческая личность их привлекает, и то, что происходит в мире... Помните, на выставке есть такая картина: старая седая женщина смотрит прямо на гитлеровского солдата, стоящего спиной к зрителю. Он навел на нее автомат, а она смотрит ему в лицо спокойно и укоряюще. Называется картина: «И у тебя есть мать, солдат...» Да и другие есть сюжеты, значительные, злободневные. Видите, думающая у нас молодежь, увлеченная. Не все, конечно, дается гладко, и пробы и срывы неизбежны. И хорошо, что пробуют, — без этого не бывает удач... Но давайте-ка ближе к делу, а то я вас заговорила.

— Нина Ивановна, как там дела у Павла Корнеевича? Как у него настроение?

— Вроде немного успокоился. А до этого нервничал, прямо мрачный был. Но причины я так и не знаю... А тут еще крупно поссорился с Пожидаевым.

— Что вы можете сказать о Пожидаеве?

— Мне трудно быть объективной. Настолько плохо к нему отношусь, что не могу давать ему оценку.

— За что же так?

— Как бы короче объяснить... Он, по-моему, не столько художник, сколько делец. Относится к породе ловкачей. А мне эта порода ненавистна.

— А как живописец? Он ведь вроде преуспевающий?

— В материальном отношении даже очень.

— Анохин разделяет ваше к нему отношение?

— Не понимаю вообще, что могло их объединить. Но знаю, что Павел его не любит. А сейчас страшно зол на него.

— Кажется, Пожидаев увлекается старой живописью и хорошо знает иконы?

— Да. Иногда он пишет под старину. Говорит, что только для подарков. Иногда копирует иконы, и это ему довольно хорошо удается.

— Вы видели его работы?

— Приходилось. Я надеюсь, у вас не возникло желания с ним познакомиться?

— Как знать? Иногда судьба неожиданным образом сведет. Я слышал, его хвалили некоторые художники. Говорят, он действительно хорошо копирует иконы. Разумеется, ему этого не передавайте. И вообще о нашем разговоре.

— Ну вот, вы теперь многих московских художников знаете.

— С вашим участием... Жаль будет расстаться с таким помощником...

 

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

 

Помня свое обещание пригласить Бурмина, Кораблев сообщил ему, что ждет его в ближайшую субботу. На вопрос Бурмина, будут ли у Кораблева интересующие его люди, тот назвал Анохина и Григорьеву.

— А что же, Эньшина вы не хотите пригласить? Или это неудобно?

— Ну раз надо, то ради вашей просьбы приглашу и его, так и быть...

— Но только не забудьте, Андрей Андреевич, что я искусствовед Тихонов.

— Как же можно забыть, раз конспирация, то уж не подведу.

— Учтите, что под этой фамилией меня и Анохин знает. Вот только один момент, пожалуй, неприемлем: Григорьева-то знает, кто я на самом деле. Ее в эту историю не стоит вмешивать. Как вы считаете? Или уже нельзя ничего изменить?

— Нет, почему же? Это я с ней улажу — договорюсь, чтобы не приходила, так что не беспокойтесь.

— Вот и хорошо.

 

В подготовке к приему гостей Кораблеву много хлопотать не пришлось. Все приготовить ему помогла соседка, женщина хозяйственная и энергичная. Кораблев навел порядок в своем жилище, потом приоделся — облачился в белую сорочку, повязал галстук.

Начали собираться гости, слышался оживленный говор, шутки, смех. Все стали рассаживаться за накрытый стол, уставленный закусками. Пришел и запоздавший Эньшин. Увидев среди гостей Анохина, он был неприятно поражен: «Надо же, и этот тип здесь...»

К Эньшину подошел Кораблев и усадил его на свободное место за столом, предусмотрительно оставленное рядом с Бурминым. Видя, что Анохин не обращает на него никакого внимания, Эньшин успокоился и развеселился. Он сыпал шутками и анекдотами. Бурмин смеялся. Его забавляли не столько остроты Эньшина, сколько необычность ситуации: «Такого не придумал бы и Сименон. Если бы знал мой соседушка, кто сидит рядом с ним...»

Эньшин обратился к Бурмину:

— Простите, вы, наверное, художник?

— Не угадали.

— Но имеете отношение к искусству?

— Как это вы определили?

— О, природная наблюдательность, знание психологии и большой жизненный опыт.

— Интересно, что вы еще во мне угадали?

— Так, стало быть, я не ошибся? Вы ведь причастны к искусству?

— Искусствовед.

— Ну вот, видите, мне повезло. У меня особая симпатия к художникам, искусствоведам и врачам.

— Позвольте узнать о вашей профессии. Я, к сожалению, не обладаю вашим даром проницательности.

— Художник. Но скромный, средненький, старомодный. А о вас могу сказать, судя по тому, как вы смеетесь открыто, что вы человек положительный, добродушный, увлекающийся, интеллигентный — вас любят друзья и женщины.

Эньшин доверительно наклонился к уху Бурмина:

— Вы их тоже. Но позвольте узнать, где проходит ваша искусствоведческая деятельность, в каких кругах и сферах?

— Могу ответить вашими же словами: я средненький, скромный. Тружусь при политехническом институте в качестве консультанта.

— Разъезжаете по стране?

— Нечасто, к сожалению.

— Зря, зря. Кому же, как не вам, путешествовать

Во время разговора с Бурминым Эньшин взглянул на Анохина и заметил, что тот как-то сразу помрачнел. Это встревожило Эньшина — он побаивался, как бы этот «бешеный» не вздумал чего-нибудь выкинуть.

Поэтому Эньшин вызвал Кораблева в прихожую и зашептал:

— Как же вы, Андрей Андреевич, этого проходимца Анохина в дом пускаете? Скверный он человек. Авантюрист, склочник, стяжатель. Я вам подробнее потом такое о нем расскажу... Он ведь доносчик, отца родного не пощадит. Плохо вы его знаете.

Эньшин вернулся к столу и снова заговорил с Бурминым. К ним подошел Кораблев.

— Так вы, я вижу, познакомились! — И, кивнув в сторону Эньшина, Кораблев пояснил Бурмину: — А это тот самый Семен Михайлович, с которым мы в Старицкое ездили. Славная была поездка. Ехали со всеми удобствами — на машине Семена Михайловича...

— В Старицкое? — переспросил Бурмин. — Туда, кажется, должны приехать археологи? Обследовать пещеры, Старицкий монастырь. В МОСХе что-то об этом говорили, рассказывали историю этого монастыря. Я был там однажды. Музей у них довольно интересный.

Эньшин не подал вида, что поражен этим известием.

— Когда же намечаются раскопки?

Бурмин как можно равнодушнее ответил:

— Вот этого не знаю, не слыхал.

Эньшин наполнил бокалы и предложил тост:

— За процветание искусства и его служителей!

В несколько театральной интонации, с которой он произнес свой тост, Бурмин уловил напряженность. А когда тот вскоре взглянул на часы и стал прощаться, Бурмин понял — Эньшин не на шутку встревожен. Ну что ж, значит, стрела попала в цель.

Кораблев вышел проводить Эньшина, и тот, понизив голос, спросил:

— Кто это был рядом со мной? Как его фамилия?

— Тихонов. Да его никто не знает, он здесь недавно — приехал с периферии.

— А вы-то его откуда знаете?

— Дама одна, художница, меня с ним познакомила.

— Вы утром будете дома? Я позвоню вам, надо поговорить.

 

ЗНАКОМСТВО СОСТОЯЛОСЬ

 

В свой первый приезд в Советский Союз несколько лет тому назад иностранный турист Иоганн Райнер остановился в гостинице «Украина». Однажды его внимание привлекла висевшая в холле картина «Осень в сибирской тайге». В отличие от остальных работ, сходных по технике живописи, эта выделялась большим мастерством. В ней почти физически ощутим был холод осени. Одинокая маленькая фигура сидящего на поваленном дереве человека подчеркивала огромность тайги. Лиственница на переднем плане светилась золотом на солнце, а вдали на вершины сопок нависали тяжелые темные тучи...

У окна холла остановилась дежурная по этажу Вера Кондратьевна Эньшина.

— Не знаете, кто автор этой картины? — обратился к ней Райнер.

— Это Смирнов. Между прочим, я с ним знакома и вот попросила, чтобы его картину поместили здесь, на нашем этаже... Это очень хороший пейзажист. Он уже немолод, ему лет шестьдесят. Член Союза художников, участник многих выставок. Мне рассказывали, он рисует какими-то новыми красками, вроде бы на смолах приготовлены...

— По-видимому, энкаустика.

— Вот, вот. Так и называли. А вы-то сами не художник?

— Нет. Но я большой поклонник искусства. Коллекционирую картины.

— А русские художники есть в вашей коллекции?

— Есть и русские.

— Я тоже люблю картины. У нас дома есть очень хорошие.

— Современные или старинные?

— Да нет, не старинные, но ценные. Муж в этом понимает. Он художник, но только не по картинам. Рекламой занимается.

— Очень приятно. Он, наверное, связан с живописцами?

— Конечно, он знает многих художников. Некоторые и дома у нас бывают.

— Мне бы хотелось познакомиться с вашим мужем. Если это возможно.

— Я узнаю у него и скажу вам.

В следующее свое дежурство Вера Кондратьевна сказала Райнеру, что муж согласен повидаться с ним. Договорились, что Эньшин приедет в гостиницу. Он явился в тот же день и намеревался побеседовать с иностранцем здесь же, но Райнер предложил прогуляться по улице. Они вышли на Кутузовский проспект.

— Семен Михайлович, я человек дела и вокруг да около ходить не имею времени. Я хочу посмотреть ваши картины и тогда кое-что, возможно, предложу вам.

— Как вы хорошо говорите по-русски. Вы что же, в России жили?

— Приходилось бывать, но очень давно. Имею особые способности к языкам. Стараюсь тренироваться в разговоре, чтобы не забыть. Когда бываю здесь, встречаюсь с русскими. Вроде язык помню хорошо.

— А я знаю немецкий...

— Вот как? Я вижу, вы человек образованный. А почему ваша жена работает? У вас что, маленькая зарплата?

— Не в этом дело. Я зарабатываю прилично. Она работает для пенсии.

— И прислуга у вас есть?

— Что вы! С этим у нас очень сложно. Даже за хорошую плату трудно найти домработницу. Никто не идет на эту работу. Правда, одна женщина согласилась помогать, бывает у нас раз в неделю.

— Это плохо. Значит, Вере Кондратьевне приходится и самой работать по дому. А у нас всю домашнюю работу делает прислуга.

— У вас условия жизни другие...

— Это верно... Я имею такие сведения, что у вас трудно живется художникам. Вы согласны с этим?

— Вынужден с вами согласиться.

— Скажите, если не секрет, вы имеете какой-нибудь капитал?

— Что вы? Какие капиталы? Хотя по сравнению с другими я более обеспечен.

— Что же вы имеете, простите за любопытство?

— Квартира, дача, машина и та довольно старая — вот и все.

— Ну-у, это немного...

— А что сделаешь? Приходится себя ограничивать... Это у вас деловой образованный человек имеет широкие возможности...

— Вы бывали в нашей стране?

— Не бывал, но знаю по рассказам...

— Не хотите приехать к нам, ну, предположим, в гости?

— Это очень заманчиво...

— Если у нас продолжатся дружеские отношения, я могу послать вам вызов.

— Благодарю. Но мы так мало знакомы... Какие же дела у вас здесь, в Москве?

— Поездить, посмотреть... Я скажу вам больше, если вы пригласите меня к себе.

— Когда угодно. Буду очень рад.

Через несколько дней Райнер приехал к Эньшиным. После обеда Вера Кондратьевна оставила мужчин одних. Гость рассматривал картины.

— Сколько вы заплатили этому художнику? — Он указал на пейзаж.

— Я много делал доброго для этого художника, поэтому он продал мне их дешевле настоящей цены, за шестьсот рублей.

Эньшин лгал — он получил этюды Анохина, не заплатив ни копейки.

Райнер в раздумье рассматривал другие картины Анохина.

— Он человек состоятельный, этот художник?

— В деньгах нуждается. Если бы не моя помощь, ему бы плохо пришлось.

— Вы что же, значит, руководитель?

— В некотором роде — да. Со мной считается начальство, признают мой опыт, знания. У нас так же, как и везде, уважают сильных людей.

— Но материально держат в рамках...

— Да. Это неудобная сторона нашей жизни. Сводит значение личности на нет.

— Я хотел бы познакомиться с этим художником. Как его, Анохин?

— Он сейчас в отъезде, вернется не скоро.

Анохин находился в Москве, но Эньшин ни в коем случае не мог знакомить Райнера с ним, даже если бы Райнер и решил купить у него анохинские картины, — это не в его, Эньшина, интересах.

— Сожалею. Но надеюсь, что вы нас познакомите в следующий мой приезд.

— А вы еще собираетесь в Москву?

— Надеюсь, что придется иногда бывать...

Посещение Райнером четы Эньшиных завершилось сделкой: один из пейзажей Анохина Райнер купил, и Эньшин неплохо на этом заработал. Он с большим удовольствием взял в качестве платы валюту, Это было «дружеское начало», как сказал Райнер.

Теперь для Эньшина наступил новый этап в его жизни. Получив валюту, он утратил покой. Мечта накопить капитал и уехать на Запад овладела всеми его помыслами.

И когда через год Райнер снова приехал в Москву, он предложил Эньшину стать посредником в передаче некоторых вещиц от «верного человека», а также оказывать другие услуги, о которых он попросит через «своих людей». «Верным человеком» Райнера был Лисовский.

Райнер был неплохим психологом. Он сразу понял, что ради наживы Эньшин готов на все и потому, бесспорно, примет его предложение и будет служить ему.

Эньшин понимал, что это более рискованно, чем шантажировать Дутько и Дальнева, но вложенные в его руки иностранные купюры обладали такой магической властью и были так притягательны, что он и не думал сопротивляться.

В дальнейшем Райнер иногда присылал для Эньшина письма, в которых сообщал о разных забавных событиях из жизни своей семьи и прочий подобный вздор. Все деловые сообщения Эньшину передавали на словах. Правда, в письмах было и приятное — Райнер обещал устроить чете Эньшиных вызов.

Теперь Эньшин окончательно обрел желанную цель, и все его действия были направлены на ее осуществление.

 

КРАЖА

 

После сообщения, услышанного от Тихонова — о предполагаемых раскопках в Старицком, — Эньшин решил, что надо действовать. Он готов был немедленно ехать в Старицкое: он больше всего боялся утратить сокровища, которые так неожиданно сами дались ему в руки, те самые, что прятал Лисовский под полом часовни, и теперь, естественно, он считал их своими, хотя и знал, что настоящим хозяином этих вещей был Райнер. Был... до тех тор, пока ими не завладел он, счастливчик Эньшин. В этом деле его тревожило то, что он вынужден был все найденное, а точнее, украденное, спрятать там же, в Старицком, — везти ценности в Москву, а тем более к себе домой, он не решался. И все тянул с поездкой. А вот теперь ехать необходимо... могут нагрянуть археологи... Нельзя больше ждать...

 

Райнер не давал никаких указаний о пересылке ему вещей от Лисовского. Все это Эньшин обмозговал сам, рассудив так: «Нужно выведать, где эта сивая борода прячет сокровища Райнера. И мне не быть дураком — ухватить их. Такая редчайшая возможность!.. Бояться Райнера мне нечего, ведь хранитель-то Лисовский... Пусть они и считаются... А к месту «Иона» я все равно проберусь. Трудно, но я там буду, буду непременно...»

Вот и послал тогда Эньшин Засекина к Лисовскому для реставрации икон, а сам, опередив посланца, приехал в Старицкое.

В узком глубоком овраге, выходившем к реке, три дня подряд Эньшин искал вход в подземелье, ведущее к часовне.

После нескольких попыток он готов был отказаться от поиска, но на другой день, как только начало светать, он прихватил фонарь и опять пошел к оврагу. Неожиданно мимо него, словно тень, прошмыгнула тощая собака. Она подбежала к груде камней в густых зарослях бурьяна и... словно провалилась сквозь землю. Эньшин пошел следом. Он тщательно осмотрел камни и наконец за одним из них увидел между переплетенных корней деревьев небольшое, едва различимое отверстие. Он посветил в узкую щель фонарем — там торчал край деревянного бруса. Эньшина прошиб пот: «Неужели нашел?!»

Он достал заранее спрятанную им в кустах саперную лопату, разгреб землю и нащупал конец второго деревянного бруса. Потянул за него, нажал снизу, сверху, пытаясь вытянуть наружу. Брус зацепился за что-то, подался, и вдруг большой камень сдвинулся в сторону, открыв вход в темную яму. Эньшин задохнулся, его охватил страх, он готов был закричать и броситься бежать. Все это было так неправдоподобно и неожиданно: открывшаяся черная дыра и белый туман в овраге, превращавший все предметы в нечто нереальное...

Эньшин сидел у темной дыры, его бил озноб. Он очнулся от негромкого и трусливого рычания собаки. Он пошарил в кармане, нащупал недоеденный бутерброд, отдал ей. Собака схватила его и полезла в щель — по-видимому, у нее там были щенята.

Из-за деревьев показалось солнце.

При помощи того же дубового бруса Эньшин водворил на место камень, припрятал инструмент и отправился в свое дневное укрытие. А ночью вновь пробрался к отверстию и полез в пещеру, задвинув за собой камень.

Проход местами был засыпан, но кое-где стояли дубовые подпоры и видна каменная кладка. Ход от склона оврага шел вверх. Было сухо, дышалось легко. Эньшин подошел к фундаменту часовни. Он был сложен из крупных нетесаных кусков песчаника и составлял замкнутое пространство — никаких следов, похожих на выход из него, не было видно.

Эньшин тщательно обшарил стены, надеясь найти тайник, но не обнаружил и двинулся обратно. Перед выходом из подземелья ему стало не по себе. Было такое ощущение, будто что-то страшное поджидает его за камнями, притаилось в сплетенье высоченных болотных трав и кустарника. Но он тут же пристыдил себя за малодушие. Успокоившись, погасил фонарик, нащупал брус и отодвинул камень.

В овраге, несмотря на еще довольно светлые ночи, было темно, как в глубоком колодце. Пригнувшись, Эньшин осторожно вышел из оврага.

Рано утром перед тем, как расстаться со Старицким, он заглянул в овраг проверить, не оставил ли заметного следа на подходах к подземелью.

Тяжко пахнущие заросли болотных трав, колдобины со ржавой водой и зыбкая трясина надежно скрывали следы.

Эньшин стоял в овраге и понимал, что не может еще уехать. Ведь в плане указано, что подполье часовни сообщается с проходом, ведущим в овраг. Он решил все же отыскать доступ в подполье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: