Психология как наука: определение, предмет, объект, место в системе научного познания.
Официальное оформление научн. психол. получила немногим более 100 лет назад. В 1879 г. психолог В.Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию эксперимент. психол. Появлению псих. предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий, как следствие, до сих пор не определено куда отнести психол.
Психология – наука о психике и психических явлениях. Наука о пораждении и функционировании психической реальности (психики) как форма жизнидеятельности.
Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи.
Предмет пс менялся в зависимости от взглядов (школ).
1) Предмет – психические процессы (познават, эмоц-волевые), психические состояния (бодрость, страх, интерес, апатия и тд), психические свойства личности (темперамент, характер, способности).
2) Предмет – факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.
Объект пс – психическая реальность. Психика во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.
Задача пс – изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.
Психология тесно связана с другими науками. Философией, медициной, физиологией, биологией (другими естественными науками), социологией, историей, педагогикой, техническими науками и другими.
Психику можно изучать только коcвенно, поэтому более конкретное определение зависит от объяснительного принципа, который выводится той или иной школой. В отечественной психологии решающая роль отводится теории деятельности, здесь предмет пс звучит как законы пораждения и отражения объективной реальности в процессе деятельности. (Леонтьев, Рубинштейн разработали теорию деятельности, опираясь на культурно-исторический подход Выготского).
|
Сравнительный анализ психики животных и человека. Филогенетические предпосылки возникновения психики.
Принципиальное отличие психики животных и человека заключается в том, что человек овладевает природой с помощью орудий, знаков, символов, а не приспосабливается к ней.
Таким образом, психика рассматривается как функция животного организма, состоящая в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и результате направленной на этот мир активности, т.е. поведения. Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство. Человек же отражает реальность не зависимо от своего поведения.
Этапы развития психики:
1. разв сенсорных процессов (линейно-полосатые черви)
2. разв перцептивных процессов (высшие моллюски, позвоночные)
3. разв интеллектуальных действий - рассудительность (млекопитающие, нек птицы)
4. разв сознания (homo habitus – чел умелый)
5. разв самосознания (homo sapiens – чел разумный)
Развитие представлений о предмете психологии (исторический обзор). Современные представления о нем.
В развитии представлений о предмете психологии можно выделить 7 этапов.
1. Всеобщее одушевление – анимизм. Считалось, что все одушевлено. Первобытные времена.
2. Пс как наука о душе. Демокрит - душа — частица природы и подчиняется ее зако-
|
нам. Гиппократ— разработал учение о темпераментах. Платон считал, что душа не материальна и бессмертна и она состоит из вожделения, мужества и разума. Аристотель – трактат «О душе».
3. Пс как наука о божественной и бессмертной душе. Данный этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало
представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно.
4. Пс как наука о сознании. Сознание как способность чел думать и чувствовать. 17 век. Декарт ввел понятие рефлекс. Гоббс и Ламерти – материалистический взгляд на психику (чел- машина). Локк – табула раса. Сеченов – «рефлексы головного мозга» - объяснение с тчк зрен рефлекторной теории. Расцвет этапа приходится на 19 век. Вундт – поиск первичных элементов сознания.
5. Пс как наука о поведении. 20 век. Уотсон – бихевиаризм. Скинер – стимул-реакция.
6. Пс как наука о бессознательном. 20 век, параллельно с бихевиаризмом. Фрейд – психоанализ.
7. Изучение механизмов функционирования психики. Первая треть 20 века. Психология опирается на достижения других наук. Павлов – закономерности психической деятельности. Олдс – механизмы возникновения эмоций. Сперри – МПА. Маслоу – пирамида потребностей.
На современном этапе психология понимается интегрально. В отечественной пс доминирует деятельностный подход и предмет пс рассматривается как пораждение и функционирование психического отражения объективной реальности в процессе деятельности.