Способности, их измерение и развитие.




Способностями понимают та­кие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Б. М. Теплов выделил следую­щие три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные осо­бенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения ка­кой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности делят на естественные или природные (присущи чел и жив – восприятие, память, способн к эллементар коммуникац) и специфически человеческие, которые в свою очередь делятся на общие ( определяющие успех деятельности, присущи большинству людей ) и специальные высшие интеллектуальные способности (определяют успехи человека в специфических ви­дах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие). В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предмет­ные и межличностные и др.

Развитие способностей.

1. Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную осно­ву развития способностей.

2. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

3. Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности. Успешность заниматься производительной деятельностью и готовность к решению творческих задач.

4. Талант - высокий уровень развития специальных способностей.

5. Гениальность. О гениаль­ности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

В развитии способностей важную роль играют наследственные факторы и среда. Так же развитие способностей связанно с сенситивными периодами (2-3 года – речь, 5-7 лет – чтение, дошк возр – способность к ролевому перевоплощению). Специальные способности сами служат мотивирующими факторами. ЗБР – задача на грани трудности и развития способности.

Так же на развитие способностей влияет семейное воспитание и макросреды.

Измерение способностей:

Основатель дифференциальной психологии – Ф. Гальтон (Англия) впервые ввел метод опроса (анкетирование). Для измерения – тестирование (точный метод).

Бине, Симон – тест на общий интеллект.

Стенфорд – ввел понятие IQ – процентное соотношение умств возр к хронологич.

Тесты интеллекта Векслера, Амтхауэра, Бине. Тесты креативности и тесты достижений.

 

 

Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом на­зывается характерная для данного человека совокупность психических особенно­стей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой». Таким обра­зом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.

Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоцио­нальность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

Гуморальная теория:

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением че­тырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной жел­чи. Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию тем­пераментов и выделил 13 типов, которые свел до 4: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокро­та), холерик (от греч. chole — желчь) и меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых па протяжении уже многих столетий.

В дальнейшем возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов.

В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожден­ные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложе­ния.

конституционная теория:

Кречмер (телосложение)

1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской груднойклеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.

2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, харак­теризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с боль­шим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, ха­рактерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индиви­ды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения.

Шелдон (эмбриология)

1) эндоморфный (из эндодермы образуются пре­имущественно внутренние органы);

2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);

3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

Взаимосвязь темперамента и нервной системы:

Павлов

сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обу­словленном врожденными характеристиками человека.

Б. Г. Ананьевсчитал, что основные свойства человека как представителя вида Ното Sapiens про­являются не только в задатках, но и в темпераменте. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуаль­ные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. Исходя из характеристик темперамента можно сделать вывод, во-первых, свойства темпе­рамента проявляютсяв динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельно­стью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечествен­ных ученых.

Психобиологическая теория:

Исходя из теории функциональной системы Анохина, включающей четыре блока — хранения, цнркулнрования и перера­ботки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переклю­чения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором. В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темпера­мента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности — были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластич­ность, скорость и эмоциональность (чувствительность).

 

Физиологические основы:

Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя неза­висимыми свойствами нервной системы. Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равнове­сие процессов возбуждения и торможения. Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тин нервной си­стемы, или тип высшей нервной деятельности, их 4: соответствуют четырем классическим типам тем­перамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: