Способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Б. М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности делят на естественные или природные (присущи чел и жив – восприятие, память, способн к эллементар коммуникац) и специфически человеческие, которые в свою очередь делятся на общие ( определяющие успех деятельности, присущи большинству людей ) и специальные высшие интеллектуальные способности (определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие). В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.
Развитие способностей.
1. Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
2. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
|
3. Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности. Успешность заниматься производительной деятельностью и готовность к решению творческих задач.
4. Талант - высокий уровень развития специальных способностей.
5. Гениальность. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
В развитии способностей важную роль играют наследственные факторы и среда. Так же развитие способностей связанно с сенситивными периодами (2-3 года – речь, 5-7 лет – чтение, дошк возр – способность к ролевому перевоплощению). Специальные способности сами служат мотивирующими факторами. ЗБР – задача на грани трудности и развития способности.
Так же на развитие способностей влияет семейное воспитание и макросреды.
Измерение способностей:
Основатель дифференциальной психологии – Ф. Гальтон (Англия) впервые ввел метод опроса (анкетирование). Для измерения – тестирование (точный метод).
Бине, Симон – тест на общий интеллект.
Стенфорд – ввел понятие IQ – процентное соотношение умств возр к хронологич.
Тесты интеллекта Векслера, Амтхауэра, Бине. Тесты креативности и тесты достижений.
Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.
|
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).
Гуморальная теория:
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов и выделил 13 типов, которые свел до 4: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокрота), холерик (от греч. chole — желчь) и меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых па протяжении уже многих столетий.
В дальнейшем возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов.
В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения.
конституционная теория:
Кречмер (телосложение)
1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской груднойклеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.
2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
|
3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения.
Шелдон (эмбриология)
1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);
3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).
Взаимосвязь темперамента и нервной системы:
Павлов
сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными характеристиками человека.
Б. Г. Ананьевсчитал, что основные свойства человека как представителя вида Ното Sapiens проявляются не только в задатках, но и в темпераменте. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. Исходя из характеристик темперамента можно сделать вывод, во-первых, свойства темперамента проявляютсяв динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых.
Психобиологическая теория:
Исходя из теории функциональной системы Анохина, включающей четыре блока — хранения, цнркулнрования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором. В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности — были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность).
Физиологические основы:
Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тин нервной системы, или тип высшей нервной деятельности, их 4: соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик.