Мышление и интеллект. Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.




Мышление –это высшая форма познавательной деятельности чел, социально обусловленный психич процесс обусловленного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

Мышление мб продуктивным\репродуктивным; интуитивным\дискурсивным; практическим\теоретическим

Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Интеллект — совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение,мышление), а в узком — его мыслительные способности.В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако,понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога.

Например, Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую — «текучую» (fluid), и статическую — «кристаллизованную» (crystallized). Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. «Кристаллизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области; тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом; тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого, существуют и специальные тесты. Например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр.

К наиболее известным тестам такого вида относятся:

_ тест Стенфорда-Бине — оценивает интеллектуальное развитие ребенка;

_ тест Векслера — оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта;

_ тест Равена — невербальный интеллект;

_ тест Айзенка (IQ) — определяет общий уровень развития интеллекта.

При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.

 

Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.

Еще в античности возникло разграничение деятельности органов чувств и деятельности мышления (Гераклит Ефеський - V века до н.э.; Парменид - V века до н.э.; Платон - IV вв до н.э.).

Асоцианистская теория. Первые представления о универсальных закономерностях психической жизни связывались с образованием связей (ассоциаций). Так, в XVII ст. считалось, что связь, цепочка представлений образует мнение. Развитие мышления воображается как процесс накопления ассоциаций. Мышление часто сопоставлялось с логикой, выделялось понятийно-теоретическое мышление, которое часто неправомерно называли логичным. К интеллектуальным способностей в то время относили "мировоззрение", логические рассуждения и рефлексию (самопознания).

Подход к объяснения мышления как ассоциации представлений набирал силу в XVIII-XIX вв. Этот подход в объяснении мышления развивал Ю. А. Самарин, на роли ассоциаций в механизмах мышления подчёркивал А. Ф. Есаулов.

Вюрцбурзкая школа. В отличие от ассоцианизма представители Вюрцбурзькои школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбах и др.) рассматривали мышление как внутреннее действие (акт). Начался поиск объективных методов исследования. Например, Н. Ах разработал методику создания искусственных понятий. Механизмом развития мысли считали процесс выявления отношений между мнениями. Задачи рассматривались как детерминанта мышления - работы "Я". В контексте мышления как процесса решения задач различали мышление и умственную деятельность, понятие установки было использовано для объяснения состояния принятие задачи. Это состояние сознания является диффузным, но влияет на отбор и динамику содержания мышления.

Вюрцбурзькая школа выделили мышление в самостоятельную деятельность, но оторвала его от практической деятельности, языка и чувственных образов. Мышления рассматривался сторонниками Вюрцбурзькои школы как функционирование интеллектуальных операций.

В современной психологии это направление развивали русские ученые С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинський, Л. В. Гурова, украинские психологи А. В. Скрипченко, Т. В. Косма, Т. К. Чмут, О. Г. Балл и др. Особенно плодотворными были поиски А. В. Скрипченко и его учеников. Они изучали возрастную динамику мышления в системе других познавательных процессов, мышления операции в их взаимосвязи, от простых, которые не подлежат делению, до сложных.

Гештальт психология. Представители этого направления (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер) рассматривая его как акт переструктурирование ситуаций. Первичным содержанием любого психического процесса они считали целостные образования-конфигурации, формы, или "гештальт". Мышление рассматривалось как внезапное, не подготовленное аналитической деятельностью, направленной на выделение существенных признаков проблемной ситуации.

Бихевиоризм. Это направление в психологии XX в. Его основатель Дж. Уотсон расширено трактовал мышление, сопоставлял его с внутренним вещанием или со средствами невербальной коммуникации. Дж. Уотсон отличал три формы мышления: 1) простое развертывание языковых навыков; 2) решение задач не новых, но таких, которые редко встречаются 3) решения сложных задач, требующих словесного выражения соображения перед выполнением определенных действий.

Психоанализ. Представители этого направления рассматривают мышление как мотивационный процесс. Поиск удвлетворения потребности с учетом суперэго.

Теория мотивации. Согласно когнитивной теории мотивации мотивация поведения человека идет от познания, согласно ему. В рамках этой теории изучаются связь мышления с уровнем притязаний и влияние на этот процесс мотивации достижения. Теория мотивации достижения объясняет реально действующий мотив как продукт интеграции или даже конкуренции двух тенденций - субъект боится неудач и стремится пережить удовольствие от успеха.

Гуманистическая психология. В рамках этого направления исследуются мотивы самоактуализации. Начал изучение этих мотивов еще К. Юнг, однако более глубоко анализировал А. Маслоу.

Операциональная концепция интеллекта. В работах Ж. Пиаже и его сотрудников мышления рассматривается как биологический процесс. Ж. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышления, анализирует такие трактовки интеллекта, как "психическая адаптация к новым условиям" (Э. Клапаред, В. Штерн), как "акт внезапного понимания" (К. Бюлер, В. Келлер). Для Ж. Пиаже характерным является генетический подход к решению проблем интеллекта. Согласно теории Пиаже в этом процессе может быть выделено пять стадий (или пять этапов в построении операций.

  1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 года).
  2. Символический, или допонятийный интеллект (от 1,5-2 до 4 лет).
  3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет).
  4. Стадия конкретных операций (от 7 - 8 до 11 -1 2 лет).
  5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 -12 до 14-15 лет).

Теория онтогенетичного развития мышления. В 20-е - 40-е годы XX ст. Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. П. Блонская исследовали развитие мышления у детей, связывая его с такими явлениями, как интеллект и вещания. Развитие мышления эти ученые рассматривают как процесс усвоения ребёнком общественно-исторически выработанных умственных действий и операций. Этим процессом можно активно и планомерно управлять (П. Я. Гальперин).

Теория мышления как системы обработки информации. С появлением электронно-вычислительных машин возникло понимание мышления как системы обработки информации (А. Ньюелл, Г. Саймон, М. Минский, Дж. Маккарти, Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам). Первоочередной задачей было проследить движение потока информации в "системе" (т.е. в мозге). Основными понятиями этого подхода являются те, что касаются когнитивной деятельности: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма.

Деятельная теория мышления. В контексте отношение мышления к объективной реальности его рассматривают как процесс и как деятельность (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. Л. Поплужний, О. К. Тихомиров). Этот подход сделал возможным обогащение психологии мышления данными о значении мотивации, эмоций, целеобразования в мислительной деятельности; о зависимости мыслительных действий от этих компонентов; о роли контроля за мышлением, оценочного отношения к своего мышления и т.д. Деятельный подход позволяет рассматривать мыслительную деятельность как условие самостановления личности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: